Афористичность афоризма

Афоризм – штука серьезная, по степени сжатости сформулированной в нем мысли, его упаковке, которую надо ещё, не только распаковать, но умело и к месту применить, его можно поставить в один ряд с элементом Генома, вирусом,  и пр… Кроме того, история афоризма, чаще всего, имеет двойственное, а то и тройственное происхождение:

- САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ – когда он «построен» автором отдельно и не связан ни с каким текстом. Но, вы, же понимаете, что он описывает какую, то ситуацию, а может даже порожден ею – и читатель должен представить именно ту ситуацию, или хотя бы быть с ней знаком, чтобы правильно истолковать данный афоризм. Разумеется, надо брать во внимание и склад ума автора, его характер, настроение и личный взгляд на проблему, жизнь, в целом. Вот здесь то и открывается афористичное мышление автора – настоящий афоризм должен быть понятен и применим как можно к большему числу ситуаций, и чем больше это число, - тем более афористичен афоризм (простите за тавтологию). Он может быть истолкован правильно, как можно более широким кругом читателей, без особых усилий и дополнительных знаний о авторе.
Пример:  «Высшая мудрость - различать добро и зло»        (Сократ)

- ПРОИСТЕКАЮЩЕЕ – это, когда афоризм является выводом, изюминкой, главной мыслью контекста – его главной мыслью, которая может жить самостоятельно, применительно ко многим условиям и ситуациям. В данном случае афоризм, как бы рождается из текста, не является случайно оброненной жемчужиной мысли автора – это грозит тем, что читатель просто может не заметить его в развивающейся буре событий произведения. Здесь афоризм должен быть обсказан, прежде или после, подтвержден и оправдан текстом – читатель должен согласиться с мнением автора, поверить и утвердиться в нем, не только повествованием, но и своим жизненным опытом.
Пример:  «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой»    (Достоевский)

- ПОРОЖДАЮЩЕЕ – здесь все просто: тезисы, тексты, содержащие цитаты, претендующие на афористичность. Только вот афористичность в таких случаях навязанная, требующая принятия на веру, многократно повторяемая, разумеется, сулящая и обещающая выгоду. И вы знаете – это зачастую срабатывает, правда не всегда в желаемом и прямом смысле, и что самое главное – не для всех, и не на все времена. Так и проглядывается в них желание направить в нужное русло поведения и мысли тех, кого нужно. К слову сказать, так часто они оборачиваются по прошествии времени и ситуации совершенно иной своей гранью – насмешкой, иронией, шуткой, горьким уроком истории.
Примеры: «Кто не работает, тот не ест»,  «Незаменимых у нас нет!»

Не надо думать, что афоризмы – вполне достойная и полноценная школа жизни. Будто в них можно непременно найти ответ на любой вопрос, благодаря им, выйти на прямой жизненный путь, не наделать ошибок, жить достойно и правильно. Бесспорно, они могут подсказать, утвердиться в своей правоте, можно и взять их за отдельный жизненный пример. Некоторым даже везет – то ли с поиском соответствующего именно им афоризма, то ли с личным характером, позволяющим следовать, следовать и следовать умной, всеобъемлющей мысли автора. Если бы можно было всем построить свою судьбу на афористичных примерах – жить было бы намного проще. Дело в том, что афоризмы, как и все жизненные правила и устои – продукты, не только времени, но и тех обстоятельств, в которых жили и творили их авторы. Нельзя рассматривать, также, афоризм и в отрыве от характера и судьбы его автора – что хотел он им сказать, куда позвать и о чем предупредить.

Дело в том, что могут быть два, казалось бы, и верных, понравившихся и выбранных афоризма, но, в то же время противоречащих друг другу из-за:
- различия во времени, жизненных и общественных ситуаций;
- различий в вере и морали, даже в одном времени:
- различий в возрасте, поле, воспитании и традициях
- и пр. пр. пр.
Так что в этом отношении весьма трудно ужиться одновременно в двух разных временах, традициях, устоях, правилах и пр. пр. пр.
Афоризм может быть в нашей жизни, как острая приправа, концентрированный продукт, специя, редкий продукт, требующий особых знаний в применении. А самое главное – необходимо твердо усвоить, что любой чужой опыт, любое знание, а в особенности, афористичное требует достаточного ума, чтобы не оказаться в роли водителя, севшего в совершенно незнакомый ему вид транспорта, хотя и так полюбившийся ему.

Афоризм может, кроме всего прочего завести вас так далеко, что вам будет трудно вернуться назад или встать на уже знакомый путь. Здесь уже, как говорится: «Чужой ум – до порога». А афоризм, как правило, продукт сильного и глубокого ума – естественно, после порога он потребует от вас тоже сильного и глубокого ума, чтобы не только соответствовать, но и продвигаться достойно. Разумеется, можно выбрать и такие афоризмы, которые, всего лишь, не будут давать совершать неверных шагов и поступков – только далеко ли вы уйдете, шарахаясь и боясь. Афоризм – это не палочка-выручалочка, не клубок, бегущий впереди и указывающий верный путь, не цель и не девиз на всю жизнь. Он требует правильного осмысления и применения, он требует схожей ситуации и желания действовать «по собственному уму».

Меня сподвигли на все эти размышления несколько афористичных (претендующих на афористичность) высказываний одного достойного автора – я их и приведу со своими правками, возражениями и дополнениями, без которых они не смогут быть приняты, как руководство к действию, либо к образу мышления в любой ситуации, любым человеком:

1. Как известно,  ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Так вот, ложь, сказанная тысячу раз, становится истиной.

2. Убивает не смерть а жизнь. Смерть лишь собирает трупы.

3. Чем умнее человек, тем чаще он ощущает себя дураком.

4. Сколько ворону ни корми - орлом не станет.

5. Самая большая трусость - видеть мир таким, каким бы тебе хотелось его видеть, а не таким, какой он есть на самом деле.
                Весса Блюменбаум
                http://www.stihi.ru/2017/02/04/6768

1. В этом изречении ключевое слово: «становится» - кем становится, с какой целью, на какие времена, для кого… Вопросов можно поставить много – тогда и с «правдой» будет легче разобраться. А ведь с нею, не говоря уж о истине, разбираться очень трудно – для одних, правда – одно – для других – другая. Математик будет утверждать, что: 1+1 всегда равно 2  А физик, с такой же уверенность и правотой может утверждать, что 1кг. Алюминия, в земных условиях, не будет весить столько же, сколько 1кг. железа. С истиной же, дело обстоит ещё сложнее. Ещё у Аристотеля, например, истина делится на два вида: вечная абсолютная истина и истина, которая в потоке времени переходит в свою противоположность и становится ложной. Как тут не вспомнить монеты древности, на которых короли и императоры всегда смотрели в другую сторону, по сравнению со своими предшественниками. А о абсолютной истине хорошо выразился ещё более древний мыслитель и философ, Сократ: «Истина, как солнце в небе, все освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и существует вне нас и независимо от наших желаний. Не мы ее придумали, и не нам ее отменять. Эта истина была до нас и будет всегда. Где бы ни жил и кем бы ни был человек, он не может не подчиняться ей». Так что данный афоризм автора следует считать, ни чем иным, как насмешкой или горькой иронией над нравами нашего времени.

2. Ну, с понятием «живой труп», полагаю, знакомы все, даже те, кто не читал или не смотрел одноименной пьесы Льва Толстого. И смерть не собирает только трупы – так часто она отбирает у жизни, именно отбирает, дышащих жизнью, планами и идеями людей. Вполне возможно, что мы не знаем истинной подоплеки такового решения смерти, и даже того, кто именно захотел посчитать или уже посчитал такого человека «живым трупом» - заговорил, осудил, обрёк, «пролил масла» у трамвайного пути и пр. пр. пр. Да и трупы смерть не всегда собирает – сколько их, засыпанных в воронках, разбросанных по веткам деревьев, сожженных, не нашедших последнего пристанища для своих тел.

3. Чтобы умный человек ощущал себя дураком – это своего рода нонсенс и примета нашего времени – времени, которое не ценит умных людей, превращая их лишь в инструмент для достижения своих корыстных целей. Отчего нонсенс? Да оттого, что ежели человек действительно умный, то он по самой крайней мере, будет избегать общества дураков, дабы не давать им повода. Так это – крайняя мера. Умный человек, всегда отыщет, ежели не других умных людей, то хотя бы единомышленников, чтобы не быть, в этом случае, своеобразным мазохистом. Надо всегда уметь различать в себе: дурака, лоха или белую ворону. И ежели человек считает себя действительно, умным, то независимо, ни от чего, мысленно назовет себя дураком!

4. Ну, чтобы ворон превратился в орла, его, скорее, надо обречь на голод, чем на сытную пищу – тогда возможно в нем и проснется ген агрессивности, а затем – и величия. Этот афоризм, скорее, пересказ известной пословицы: «Сколько волка ни корми…….», но только в обратном направлении – не от силы - к слабости, а от слабости – к силе. Я так полагаю, что в этом направлении может двигаться лишь человек – автор и здесь сиронизировал над нашим временем, с его устоями и нравами. Так ведь. пройдет время, изменятся нравы и афоризм потеряет свою афористичность.

5. Никто не знает и даже не ведает – каков мир на самом деле. Один его видит так, другой – иначе. Известен опыт с «перевернутыми очками», в котором за неделю, человек (точнее, его головной мозг) привыкает видеть мир, перевернутый очками, как не перевернутый. Снимают очки – и человек видит мир уже перевернутым, но через неделю эффект перевернутости исчезает. А установки, мантры, релаксации и всякие аутотренинги?! Нас то и дело научают и приучают оптимизму, даже врачи говорят: верь в лучшее, умей видеть хорошее, не скули, довольствуйся тем, что имеешь, во всем находи прекрасное! А строители, художники, архитекторы – разве они уже мысленно не видят, глядя на пустырь, на ещё чистый белый холст, прекрасную картину будущего. Но. разве не горька ирония автора, когда видя унылую и безрадостную картину настоящего, те, от кого ждут перемен, улучшают её лишь на словах. Удач!!!


Рецензии
Пространно о афоризмах))
Спасибо, Анатолий!

Рефат Шакир-Алиев   31.08.2018 19:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.