Ганс Мемлинг. Семь радостей Марии

        Ганс Мемлинг.Семь радостей Марии. 1480.Доска, масло. 81 ; 189 см.Старая пинакотека, Мюнхен. В английской литературе эта картина имеет название Advent and Triumph of Christ — «Пришествие и Триумф Христа».

           Это полотно было написано по заказу Петера Бейтлинка и его жены для алтаря в церкви Богоматери (Фрауенкирхе) в Брюгге. Около 1780 года полотно было подарено австрийскому губернатору Брабанта, позднее семье Боарне, потом мистеру Бирону в Лакене, 1813 попало в коллекцию Боссери. Куплено Людвигом I.

    Сцены тематически и хроникально непоследовательны, но, с художественной точки зрения, решение очень гармоничное и изящное.Несмотря на то, что повествование Мемлинга происходит из разных евангелий в Библии, каждый из которых имеет свой собственный  сюжет, он может анализироваться сам по себе, независимо от его источников.

      Это очень сложная по структуре  картина  в живописи XV века,одна из самых ранних панорамных пейзажных картин.Перед художником была поставлена серьёзная задача — в пределах одной огромной доски изобразить восемнадцать разных эпизодов из жизни Марии и Христа. Мемлинг заполняет всю плоскость изображения видом гористой местности, взятой как бы с птичьего полёта.

       Перед зрителем открывается пересечённый ландшафт, состоящий из холмов, хижин и домов с куполами и башнями, позади которых раскинулось море и белеющие, словно головки сахара, горы.

      Странным образом, в ландшафте присутствует мало зелени, но больше бежевых и коричневых тонов, нанесенных, однако, столь мягко, что бесчисленные маленькие фигурки, облаченные в яркие красно-синие одеяния, хорошо заметны на этом фоне.

         Искусствоведы полагают, что это главный сюжет картины и именно поэтому, художник помещает ее в самый центр картины.

 Заказчик Петер Бейлтинк (Pieter Bultync) , глава гильдии красильщиков города Брюгге  и его сын, также оба одетые в черное, в той же позе преклонив колени изображены в левом нижнем углу картины.

        Там же слева, изображена сцена избиения невинных младенцев по приказу царя Ирода, сцена происходит в той части картины, где находится путь, которым прибыли к яслям волхвы.


Прибытие волхвов с дарами и их возвращение мы видим сразу за центральной сценой.

       В правой части картины – мы видим грот, из которого вышел Иисус Христос. Стражники заснули, по-крайней мере двое из них, а третий  дремлет сидя.

 Мемлинг хотел подчеркнуть на переднем плане  четыре сцены: Рождество, Поклонение волхвов, Воскресение и Сошествие Святого Духа.

          Немного правее – еще одна сцена: троицы, момент когда на учеников Христа спускается святой дух – голубка и языки пламени, после чего каждый из апостолов начинает говорить на иностранном языке – и тем самым сможет проповедовать христианство тем народам, которые о нем еще не ведают.Женщина, в черном, что стоит рядом, сложив руки в молитве – это супруга заказчика картины, нам даже известно ее имя – Катарина Ван Ребеке.

 Заключительные события в истории Мемлинга касаются конца жизни Богородицы, скрытой в правой части картины. В хронологическом порядке они начинаются с появления Иисуса с Его Матерью на средней земле, за которой следует Пятидесятница на правом переднем плане.

        Мемлинг написал это полотно, согласно надписи на старой раме, в 1480 году. Он был примерным учеником Рогира ван дер Вейдена, что явно подчеркивают цвета и композиция картины. Однако у него в картине не чувствуется той строгости и религиозной силы, которая была столь присуща работам его учителя. Талант Ганса Мемлинга заключался в образном жизнелюбивом повествовании, которое, однако, не способно вызывать сильные чувства, волновать. В мягкости и изящности полотна хорошо просматриваются его рейнские корни, хотя он и является представителем нидерландского стиля живописи.


Рецензии