Размышления о Парадизе. 3

И вот, примерно через 50 лет после Буонаротти, РАЙ изобразил Франческо Бассано.
Участникам конкурса 1587 года была предложена иная тема - речь шла только о праведниках, изображения грешников не требовалось. У Микеланджело Христос воспринимался как главный персонаж. У Бассано же фигуры Иисуса и Мадонны едва различимы, едва намечены и почти полностью растворяются в ослепительном золотом сиянии. В этом кроется определенная переоценка. То, что для человека эпохи Возрождения было ясным и познаваемым, имело свои пределы, в период кризиса воспринимается иначе: Б-г уже не уподобляется человеку, как и человек не уподобляется Б-гу, который представлен как начало – мистическое и таинственное, как лучезарный свет. Мир, подчиненный Б-гу безграничен, бесконечен, существует благодаря законам, а они не подвластны человеческому разуму.

Там близь и даль
Давать и брать не властны:  
К тому, где бог сам и один царит,  
Природные законы непричастны.
 
«Воскрешение праведных» было написано как эскиз к картине, которая должна была украсить зал Большого совета во дворце дожей в Венеции. Гигантская площадь стены  (7х22м) требовала и громадного эскиза –  127х 355см. Бассано победил в конкурсе вместе с Веронезе. Но, … увы! Веронезе вскоре умер, а Франческо заболел. Эскиз Бассано находится в СПб, в Эрмитаже. Бассано создал иллюзию бесконечного пространства, которая напоминает работу Карреджо – “Вознесение Девы Марии” в Пармском соборе:  зритель, стоя внизу смотрит на поднимающиеся снизу вверх фигуры, находящиеся в мире, у которого нет пространственных границ: нет завершения наверху, справа или слева. Праведники стекаются со всех сторон, образуя подобие гигантских концентрических кругов. Огромные круги суживаются, тянутся ввысь, к золотому сиянию, где должен находиться Б-г. В нижней части картины почва под ногами персонажей вполне конкретна и ощутима - каменные плоскогорья с обеих сторон: слева на одном - находятся Адам и Ева, справа – отшельники. А выше возникает ирреальное, пронизанное светом пространство. В этом небесном граде, где праведникам суждено быть причисленными к сонму ангелов, есть своя строгая иерархия. Ближе всех к вершине - двадцать четыре апокалипсических старца. Чуть ниже их - невинные младенцы-мученики. В центре - четыре евангелиста, под ними - отцы церкви. К этой группе справа и слева примыкают папы, епископы, короли, монахи. Действительно, как и у Данте, этот град "полн древнею и новою толпой" - по атрибутам можно узнать и персонажей Ветхого завета: Ноя с ковчегом, царя Давида с арфой; и персонажей Нового завета - апостола Петра с ключами, апостола Андрея с крестом и других. Среди тех, кому суждено вечное блаженство, основатели монашеских орденов - св. Франциск и св. Доминик. Тут же святые Себастьян, Рох, Эразм, Лаврентий, Агата, Магдалина и другие, все со своими атрибутами. Они все так знакомы и естественны, что мы узнаем всех.


Рецензии