Рецензия - Дмитрий Шилов - Путь наёмника

Дмитрий Шилов создаёт свой убедительный и интересный мир из трёх, никак не пересекающихся, сюжетных линий. Мир с одной стороны заселённый кровожадными драконами, грифусами, гномами, человекообразными ирни, с другой — собственно людьми, в нашем понимании. В этом мире нет электричества, радио и прочих благ современного мира, зато имеются особые энергетические кристаллы, индивидуумы, владеющие магической энергией и прочие атрибуты традиционного фэнтезийного антуража. Насыщенное бытиё трёх наёмников, адские будни военного лагеря и таинственная жизнь империя ирни, существуют отдельно. Персонажи разу не пересекаются, что наводит на мысль о трёх отдельных повествованиях. Объединяет героев лишь место действия — планета без названия, где протекает единственная река Народов, соединяющая Синий Океан и Море Драконов. Смешанное Государство. "Обитель мира, дружелюбия и равенства" разбито на королевства и вольные города.

В логике автору не откажешь: всё расставлено по полочкам и запрограммировано в последовательные и оправданные действия согласно сюжету. Я не увидел изобилия откровенных ляпов и порушенных цепочек причинно-следственных связей. Наоборот, автор, досконально и местами утомительно разъясняет читателю, что, почему и как. Подобная дотошность меня устраивает — гораздо удобней следовать по отчётливой дорожке, услужливо выстеленной писателем Шиловым, нежели мучится в философско-догматических кущах авторского креатива. Жанр и сам сюжет, такую линию предопределяет: главное — удобоваримая совокупность языка и смысла.

Если о сюжете, то он определён, как боевое фэнтези. Сражений в романе не занимать, особенно в приключениях славной тройки наёмников, состоящей из долговязого мага огня Ала, одноглазого война-коротышки Ори, Елены, если не прекрасной, то супер-пупер мастера единоборств с драконьей чешуёй на руке. По ходу, присоединившийся к бандитскому братству, уникум из семейства ирни — Калеб, служит психологическим противовесом разношёрстной компании. А задачи у компании простые: заработать на жизнь выполнением заказов, да решение своих особых проблем. В случае с Дормом, ставшим курсантом против своей воли, налицо реалистичность жёстких армейских будней, обрушившихся на шестнадцатилетнего подростка. Здесь всё подчинено задаче стать настоящим профессиональным бойцом, защитником отечества. Третий рассказ, про мага-профессионала, если можно так выразиться — ирни по имени Са-аг. Специалист по тайным операциям, сродни уникальному мастеру рукопашной борьбы и диверсанту, в нашем понимании. Все история одинаково интересны и занимательны.

В романе деление на плохих и хороших весьма условное. В основу всегда кладётся борьба за свою жизнь. Конфликтов хоть отбавляй: огнедышащие монстры, норовящие уничтожить всех без разбора, грифусы на мотоциклах (мне тут смешно), бесконечные банды грабителей, воров и насильников. И если разбирать тему добра и зла, на мой взгляд, актуальней сказать — борьба за выживание. Цепь бесконечных конфликтов, коих в романе под завязку, весьма умело размочена редкими сценами отдыха, бытовыми реалиями и даже созерцанием действительности. Но бесконечные битвы и единоборства — однозначно выведены на первое место, что делает произведение динамичным, захватывающим и интересным.

Речь героев красиво увязана в романе, оставляя необычное читательское послевкусие. Диалоги - неотъемлемая часть любого крупного произведения, в романе "Путь наёмника", они занимают чуть ли не треть объёма. Общение героев подано в приземлённой и доступной форме. Морализаторство спрятано, на первом плане приземлённые отношения героев, хотел написать людей, но воздержался. Именно в диалогах герои обнаруживают особенности мировосприятия, этические и ценностные ориентиры. Они целостные, местами сумбурные, местами взвешенные или смешные. Интересно, как образ отца Дорма, раскрыт с помощью суржика, совершенно неожиданно возникшем в романе. Изюминка коммуникаций — бесконечные пикировки между закадычными друзьями Алом и Ори, только один отрывок:

   " — Ори,  давай на время забудем про нашу грызню и выиграем эту чёртову гонку  общими усилиями, — задорно прокричал Ал, удобно размещаясь на платформе  за спиной водителя, чтоб во время поворота не вылететь из машины, как  пробка из бутылки.

    — Посмотрим на твоё поведения, трепло, — недовольству гнома не было предела.

    —  Вот мы и достигли временного перемирия, а это значит что? Правильно!  Нам нужен план. Значит так, старый ворчун, механик сказал, что нам  досталось корыто со средними показателями. То есть достаточно прочное и  не сильно медленное. Пораскинув чуток своими гениальными мозгами, я  пришел к логичным выводам, что тебе придётся избегать стычек с гномами, у  которых более прочная обшивка, а я буду пытаться нейтрализовать  водяного ирни, который может принести нам уйму хлопот. Ну и конечно, не  стоит забывать про очаровательных дам. Пару точных огненных залпов могут  выбить нас из гонки.

    — Ага. Готовься, сейчас начнём.

    — Всегда готов к веселью, — в глубине глаз Ала начинало зарождаться безумие"

Личности героев прописаны скупо, но Дмитрий Шилов, делает это умело и постепенно наращивает образы, по ходу повествования, умелыми и сочными штрихами. Возможно, мне не хватило восприятия образа на первых порах, но по ходу сочинитель подкидывает к портретам персонажей тот или иной элемент, собственно, о чём писал выше. Автору респект. Прочитав роман до конца я чётко вижу перед глазами худого и вечно ворчащего Алпачина, боевую Елену с чешуйчатой рукой и вытянутыми зрачками или не выражающего эмоций, вечно сосредоточенного в себе некроманта Са-ра, повелителя скелетов. За ними предстают перед мной портреты разномастных драконов, а то и грифусов:

    ...тела  у них как у людей, за исключением некоторых особенностей. Руки, от  кистей и до плеч, покрыты перьями, даже можно сказать пухом, но они не  летают. Головы лысые, а вместо рта и носа — длинный загнутый книзу клюв.  На руках острые когти, а ниже колена лапы, как у орлов

Претензий по стилю у меня особых нет: можно поярче, образней. Но в целом, чёткая правильная речь, акцентированная на предмете подачи, местами интонированная в просторечие лексика, гладкая композиция и ритм. Например, какое яркое описание:

    Море. Безграничное и величественное. Слезы всего мира, собранные в одной огромной луже. Источник вдохновения мечтателей. Обитель живых существ и их погибель. Всё это — море

Но есть недопонимание в отдельных местах. Во-первых, что за странная разбивка заголовков. Я бы сказал: путаница с главами. Не продумана очерёдность! Если пробежаться по тексту, то, например: после главы 7 (наёмники), следует глава пятая (Дорм), а следующая — глава 8 (наёмники). И так по всему оглавлению. Я понимаю автора, он ведёт читателя по разным отрывкам, но, при таком раскладе, возникает путаница. Достаточно обозначить три части по разным линиям и после этого пронумеровать. На мой взгляд, слитное чтение разных частей облегчит восприятие материала, но возникнет следующий вопрос о связке. Впрочем, я об этой особенности уже упоминал. Орфография и синтаксис страдает. Кстати, зачем кратковременная реанимация буквы "ё"? ("кто-то лёгонько дёргал ее за плечо"). Глава 12.1 - неожиданно от первого лица - Орума, а 12.2 - от первого лица Елены, типа, как стало модно писать — смена фокала, а надо ли?

До кучи, букетик ляпов с самыми лучшими чувствами:

    пробежка з заплывом - невидимые тески, которые с самого утра сжимают мои вески - более-ли-менее - подойдя к транспортным средствам, девушке, до этого мирно шагающей с топором на одном плече и с катаной на другом, стало как-то… это можно было бы назвать ядреным коктейлем, состоящим из безумия, ярости и разочарования - Дорм уселся на прежнее место, рядом с родными - подушка и простыня под ней насквозь пропитались потом - Са-аг подрывается на ноги, подбирая меч - отказывался вылизать из-под опухшего века - щеки девушки начали принимать розовый окрас - придалась своему любимому занятию - в таком положении Елена просидела наверно часа пол - Подъем! Бигом!  - я яро защищал этих троих


Учитывая, что жанр не мой, всё-таки отмечу крепкое, интересное, литературное произведение в жанре боевого фэнтези. Читателям, ожидающим наличие смысла – не информации, не фактов, а именно смысла, не стоит спешить. Стандартное развлекательное чтение. Судя по концовке, планируется продолжение. Если это так, то у меня некоторые вопросы замораживаются, правда, в следующей встрече с героями этого романа я не уверен или совсем не уверен.

1. Логичность изложения — 9

2. Сюжет — 8

3. Тема, конфликт произведения — 8

4. Диалоги — 8 баллов

5. Герои — 10 баллов

6. Стиль и язык — 8 баллов

7. Впечатление от текста в целом — 8


Рецензии