Во имя жизни

ВО ИМЯ ЖИЗНИ

Пассажирский поезд «Москва-Сухуми» весело стучал колесами на стыках рельс, наматывая сотни километров.
В общем вагоне этого поезда ехали случайные попутчики, кто ехал на небольшие расстояния, а кто и подальше. Недалеко ехала орловская крестьянка Проскурина Мария Матвеевна с двумя детьми - Сережей и Мишей в гости к родным, и домой возвращался дембель сержант Виктор Михайлович Бабичев. Отслужил сержант три года срочной службы в новом виде войск – РВСН. Служить начал в 260-м  батальоне охраны 52 ракетной дивизии. Охранял тот батальон, строящийся позиционный район дивизии.
Строительством занимались ВСО - военные строительные отряды.
Служили в них те, кто не попал в ряды Советской Армии по разным причинам: низкий уровень образования, плохое состояние здоровья, судимость, наличие строительной специальности. Частично Военно - Строительные  Отряды  комплектовались и разконвоированными заключенными, которым остаток срока заменили работой в ВСО. Естественно и нравы там были, чаще всего тюремные. Для того, что бы поддерживать хоть какой - то порядок и защитить местное население от бесчинств этого воинства была организована военная комендатура с гауптвахтой и комендантская служба. В прилегающих крупных селах и поселках были созданы участковые комендатуры с постоянным личным составом из отдельного батальона охраны.
Одной из главных задач батальона охраны было насаждение твердой воинской дисциплины.
Методы работы гуманностью не отличались, поскольку, в то время, другие меры были недейственными.
Из воспоминаний полковника в отставке Ибрагимова Р.М.:
В 1962 году, когда я призвался служить, попал в батальон охраны (в\ч 28156).
Командиром батальона был подполковник Яковлев бывший морской офицер. Курс молодого бойца проходили почти 3 месяца, присягу приняли 23 февраля 1963 года.
Нас в июне 1963 года из дивизии послали в Чебаркуль в учебку. С июня по декабрь 1963 года служил в учебке в Чебаркуле. Нас туда послали из роты охраны после полгода службы.  После прибытия из учебки меня назначили командиром отделения в роте охраны и избрали секретарём комсомольской организации роты.
Сержант Бабичев служил в отдельной роте охране, потом его перевели на 21 площадку.
По мере завершения строительства объектов военных строителей переводили служить на строительство других объектов ракетно – ядерного щита. Батальон оказывался не у дел и был расформирован. 15 мая 1964 года сержант Бабичев получил новое назначение в 684 ракетный полк, только что сформированный на базе ракетного дивизиона, располагавшегося  на боевой стартовой позиции № 21. На вооружении полка  было две пусковых установки  группового наземного старта ракетного комплекса проекта «Шексна» с ракетами Р-16. Командовал полком, участник Великой Отечественной войны, подполковник Храмченков В.Г. Теперь на солдатских письмах был другой почтовый адрес: воинская часть 57341. Оставалось служить сержанту менее полугода. Поскольку готовить из него ракетчика было делом бесперспективным, то назначили его по старой воинской специальности командиром отделения роты охраны.
Долгожданный дембель случился 23 декабря 1964 г.
Вот и ехал сержант к себе домой в Ростовскую область. А 26 декабря поезд приближался к станции Харцызск. Соседка по купе собирала своих детей к высадке на этой станции. Все было размеренно и ничего не предвещало беды.
А в это время, в небесной канцелярии держали совет три ангела. Два были ангелами-хранителями, один Виктора Бабичева, другой – Сережи Проскурина, третий ангел Абадонна, только что прибывший с распоряжением изъять из мира, чью нибудь душу у одного из пассажиров этого поезда. Кандидатов, как уже читатель догадался, было двое. Рядили, спорили. Ангелы-хранители ругались между собой –
каждый защищал своего подопечного. Наконец консенсус  был достигнут – решили изъять безгрешную душу, о чем и сообщили Абадонне. Тот, удовлетворительно, хмыкнул и отправился делать свое дело. Предварительно, ещё до начала дискуссии, Абадонна напустил густой туман на железную дорогу. Поезд, шедший по соседнему пути, вдруг добавил скорость и к станции Харцызск прибыл ранее времени, предусмотренному графиком движения. Как раз там остановился для высадки пассажиров поезд, где ехал на дембель сержант Бабичев. Сержант дембель вызвался помочь попутчице выгрузиться на этой станции. Поезд здесь стоял недолго, и надо было успевать выгружаться. Виктор спрыгнул на пародию перрона (нормальные перроны в стране нашей есть только на станциях Московской области).  Мать-попутчица подала Виктору ребенка младшего. Виктор поставил ребенка между путями. Когда эту станцию строили, то не удосужились раздвинуть ж/д пути на безопасное расстояние. То ли деньги экономили, то ли проектировщики  были не очень грамотными. Потянулся Виктор за вторым ребенком, и вдруг, краем глаза, заметил, что из тумана вынырнул поезд. До него было несколько десятков метров. Виктор резко повернулся и обнаружил, что малыш сделал пару шагов к соседнему пути. Времени действовать было в обрез. Виктор, в прыжке, схватил маленького Сережу и отбросил его назад. Свою инерцию погасить не успел. Локомотив ударил Виктора. От удара организм Виктора был разрушен. Пролетев несколько десятков метров, бездыханное тело Виктора упало на балластную призму железной дороги. Побелевший машинист рвал тормозные рычаги локомотива и состава,  но инерция состава была велика и, несмотря на сыплющийся под колеса локомотива песок тормозной путь был несколько сот метров.
Взвизгнула от испуга проводница вагона, бессильно опустилась на пол тамбура попутчица-мама. Оба ребенка кричали от увиденного ужаса.
А Виктор, изменивший план небесной канцелярии, и спасая жизнь ребенку ценой  своей  жизни, отдал душу Богу.
Он был просто солдатом и просто попутчиком, и просто отдал за мальчишку свою жизнь. И пусть Миша всегда помнить имя матери, что не дождалась сына. Её звали Анастасия Леонтьевна».

                *        *       *


Жаль, что не знаем, как сложилась судьба спасенного им ребенка, которому предстояло жить за двоих, – «просто попутчика», за которого  Бабичев отдал жизнь.  Вспомним имена Михаила Васильевича и Анастасии Леонтьевны Бабичевых, которые так и не дождались из армии сына. И поблагодарим всех неравнодушных людей, которые делают все для того, чтобы несветайская молодежь помнила о подвиге своего земляка...

 
 


Рецензии