КРЫС

I

Длинный хвост, чуткие уши, невзрачный окрас. Таким я себя видел однажды, в отражении реки. Был день, я смог рассмотреть себя вдоволь благодаря лучам этой огромной жёлтой точки. Когда это было? Не знаю. Мой календарный счёт напрочь отсутствует, и как бы ужасно ни было, но есть утешение. Счётная единица для меня - день и ночь. Далее же - всё идёт в разброс. Я, бывало, слышал разговоры людей: их меры времени несколько обширнее моих. Есть у них и секунды, и минуты, сутки, месяцы, а есть и мои, о которых я говорил выше. Но я в этом тёмном деле смыслю плохо, впрочем, и не нуждаюсь смыслить лучше.
  Семья наша большая. Когда я был маленьким, меня все любили. А когда же я был маленький? Не помню. Даже если и считать дни и ночи от моего рождения, то всё равно сбиться - дело простое, а на счёт и часы нужно тратить. Так вот, жил да был я ребёнок, всеми бил приголублен, да в один ненастный день всё прекратилось навсегда. Теперь, я работаю для себя и для всей семьи.
  Мы роемся на помойках, свалкам и канализациям. Больше всего, из перечисленного, я люблю канализации. Там приятный аромат, так как всё, что туда попадает – в основном органично, хотя и отходы. Впрочем, для нас, все отходы – это то, чем можно прокормиться. Слышал я где-то, что отходы эти все вредны, мерзки и, в целом, неприятны. Но всё это говорят люди, а ведь они часто врут. Почему тогда и утверждение об отходах – не может быть ложью? Вот вы скажете: «Как они врут?», а я отвечу: «Очень просто». Только недавно слыхал туалетный диалог, где один назвал другого крысой. Ну, что ответите мне на это? Монтаж? Какая может быть с человека крыса? Ложь и только.
На помойках дела обстоят несколько хуже. Там часто снуют наши недоброжелатели. В лучшем случае – кинут камень, в худшем – загрызут. Коты – парни неплохие, да мы их конкуренты, вот они нас и грызут. Не без того, есть у них к нам и неприязнь, неясно откуда взятая, но поверьте, это всё ещё понятно. Не понятно, почему нас так не любят люди. Они говорят, им противны наши хвосты. Но почему? Я никогда у них ничего не воровал, а как не увижу встречного  Homo sapiens – тот становится будто бешенством одержим. Скажу прямо, из крыс, больных бешенством, и то, я не видывал таких яростных и опасных, каким может быть человек при встрече с мне подобными. Да и то не беда. Если вдуматься, человек ведь несчастен. Почему? Всякая причина находится. Уж если у них я не воровал, то не исключено, что и не единожды подслушивал их разговоры, пробираясь по канализационным вещам. Ссоры семейные, неурядицы на работе, стычки с нервными и несчастными. Это лишь грамм от настоящей тонны причин, почему можно быть несчастным. Так, знаете, как подумаешь обо всём этом, так и жаль становится человечка. Бросается он на тебя, кричит необъятное, а ты - наутёк. Потом как спасся, так и сидишь, жалеешь мысленно его и стараешься больше не попадаться на глаза.
А счастлив ли я? Не знаю. Знаю только то, что раньше мне было лучше. Я был не так одинок, у меня была настоящая семья. Как определить, что она была настоящая? Очень просто: любили меня – я это чувствовал, любил я – они это чувствовали. Произошло непоправимое, они говорят, что я вырос. Что это, господа? Я чувствую себя всё так же, как и раньше, но более одиноким. Теперь я должен работать, чтобы помогать им и кормить свой хвост. Стараюсь из всех сил, а говорят, что мало. С каждым днём всё больше мной брезгуют не только кошки и люди, но и мои самые близкие. Хотят, чтобы я добывал пропитание чуть более, чем постоянно, а после - довольствовался этим. Далее, хотят скорее внучат и племянников. Для этого же, нужно выбрать крупную самку и принести ей много чего полезного с помоек. Хочу ли я этого? Какая может быть разница, когда уже всё решили за меня? Имеет ли моё мелочное слово «против» хоть небольшой, но вес, если все предки (или почти все) делали так, как велено мне? Думаю, не имеет. Ведь мы стая. Или стадо? Есть ли разница в этих словах? Всё это вопросы, о которых можно думать очень долго и не факт, что найдётся ответ, а что времени займёт это немало – факт. Но я всё-таки за то, чтобы иногда подумать. Отложить в сторону помойку, раскинуть вопросы для поисков ответов. И пусть я не прав, но что-то меня толкает на эту неправоту.
Однажды, я подслушал разговор людей, один из которых сказал: «Человек бывает человеком, только благодаря размышлению»*. Вы знаете, тогда я задумался. Какая же великая сила, видимо, это размышление. Если человек благодаря такой силе может бывать человеком, то, значит, без неё он может не бывать человеком? А что, если и крыса без такой силы – вовсе не крыса? Как же это получается тогда? Негоже. С тех пор я начал не только мечтать, но и рассуждать. Вначале о мечтах, а потом о всём том, что попадается мне на глаза.
Да, я мечтал много. С самых пор, с каких даже не помню. Тогда я делился всем этим со своими родителями. Уже и тогда они не понимали такой моей шалости, но не придавали этому столь большое внимание. Сейчас же, как и раньше, у меня есть время среди дня и ночи, когда я мечтаю и думаю. Родичи хотят, чтобы этот отрезок времени был задействован в работе для большей прибыли, им нужна переработка для, как можно большего, обогащения нашей стаи. Но зачем это нужно, когда есть еда и есть вода, даже с запасом? Зачем я каждый Божий день рискую своим хвостом ради бестолкового обогащения? Насыщение, увы, дано не всем. Мне ничего не остается делать, кроме как пожимать лапками и огорчаться.

II

Более всего меня огорчает моя мать. Она стала ко мне равнодушна и даже дерзка с тех самых  пор, когда я безвозвратно и неожиданно для себя вырос. Появились большие требования, устранился большой трепет. Мама, милая мама, когда ты станешь прежней?
Она была самой близкой крысой для меня. Всегда приходила ко мне на помощь, старалась (хотя и с трудом) меня понимать. Как тяжко теперь осознавать, что это более не вернётся. Моя мать умерла, на её замену пришла грозная мачеха, которая выглядит точно так же, как и моя родная. И только одна есть вещь, которая является коренной разницей – глаза. Злые и несчастные. Или так: злые, потому что несчастные. Какие злые бы ни были, а я их всё равно люблю. Всё равно и люблю её. Как жаль, что прежнего более не будет.
А я продолжаю смотреть на прохожих из своей норки. Я размышляю и мечтаю. Как здорово: смотреть на небо, хотя и не без труда. Но это того стоит. Даже если один раз, но очень внимательно посмотреть на него, на небо, то можно понять что-нибудь необходимое, важное, главное. И не успеть забыть эту самую мысль, важную.

«Человек бывает человеком, только благодаря размышлению»*. Пьер Буаст


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.