Реплика. В складчину...
«Община всегда оказывала помощь в случае несчастий: погорельцам, семьям ратников во время войн, вдовам и сиротам. Она давала ощущение защиты, уверенности. Помощь оказывалась и из чувства милосердия, соседской выручки, и в каком-то смысле из практических соображений - ты поможешь, тебе помогут (дай Бог, не понадобится). Крестьяне отмечали, что легче организовать помощь погорельцам или осиротевшему семейству, поскольку «чувство сострадания заглушает всякий расчет и лень».
(А. В. Павловской «Русский мир: характер, быт и нравы» М,2009г. Быт…, 1993: 110)
«Помощь» общины - это была сила, позволявшая отгородиться от бесправия и произвола. Сила создавала свой собственный, по-своему независимый мир человеческих взаимоотношений. В этом мире ценностью было человеческое достоинство каждого члена общины.
Не случайно А. С. Пушкин в 1834 г., в разгар крепостничества и народного бесправия, написал своеобразный гимн человеческому достоинству крестьянина: «Взгляните на русского крестьянина: есть ли тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Предприимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны… В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывается по нескольку раз в день...» («Путешествие из Москвы в Петербург»). Как мало вяжется этот яркий образ с привычным стереотипом о забитом и угнетенном крестьянине.
Англичанин Маккензи Уоллес писал о том, что личное приносится в жертву общественным интересам до такой степени, которую трудно представить представителям англо-саксонской расы. «И это не ведет ни к каким-либо серьезным последствиям, - удивлялся англичанин. - Крестьяне привыкли работать вместе, таким образом идти на уступки ради общественного благосостояния и открыто, без стеснения, склоняться перед волей своего мира» (Wallace, 1961: 285).
Чувство сострадания – это понятно и близко каждому россиянину. Не понятно, на мой взгляд, только тем людям, у которых нет прошлого и России, похоже, нет. Ну не могу я поверить, что русский человек будет обвинять своего президента в том, что «при Путине стали организованными акциями сборы средств…», для оказания помощи людям, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях независимо от возраста, национальности, гражданства. Авторам подобных постов в интернете не понятно, что в России есть такое понятие, как «мир» - синоним общины. Стихийно, «всем миром сойдясь» принимается решение, а помощь оказывается индивидуально каждым человеком, ежели он считает нужным ее оказать тому, кто в ней нуждается. И при чем здесь президент, совершенно не объяснимо. Очередной «закидон» политических «двоечников».
Если учесть, что сейчас школьникам в политике некоторые оппозиционеры дают зеленую улицу, тогда становится ясно, откуда появляются «двоечники». Конечно, в анонимности есть своя прелесть, но как-то неловко с детьми дискутировать. Спросила намедни одного такого активиста, почему он поддерживает своего кумира, ответил, что «ЕГЭ обещал отменить, и в ВУЗы всех без экзаменов бесплатно».
Оказывали и оказывают «помощь» в России люди друг другу испокон веков - традиция.
Коллектив, «мир» - это реальная сила, с которой надо считаться, - на этой простой идее выросло не одно поколение россиян. Плохо это или хорошо - вопрос спорный, но ясно одно, что это особенность русского характера.
Рисунок из интернета.
Свидетельство о публикации №218090101847
А "община" активно живёт и процветает в уголовной среде: так называемый воровской "общак".
Так и живём...
Михаил Шнапс 08.09.2018 09:33 Заявить о нарушении
Ирина Маркова 4 08.09.2018 15:44 Заявить о нарушении
С уважением,
Михаил Шнапс 08.09.2018 18:21 Заявить о нарушении
Ирина Маркова 4 09.09.2018 03:46 Заявить о нарушении