Параллелизм в структуре послания Иакова

На церковном разборе мы сейчас изучаем послание Иакова. Я пишу очень подробный и структурированный по темам и стихам конспект. Подумал было выкладывать его здесь по частям, но потом сообразил, что из-за своей громоздкости он будет сложным для восприятия. Потом набрел в дневнике на полученное год назад письмо с благодарностью за конспекты разборов, вспомнил другие подобные письма, подумал о бесперспективной судьбе этих конспектов и решил, что нет, все-таки стоит их выкладывать. Но как? Попробую пойти путем публикации небольших связных фрагментов. Например, ниже заметочка о структуре послания. Может быть, завтра выложу кусочек о других подходах к выделению структуры послания, может, покажу другой какой фрагмент конспекта, а может, забуду или не добегу до этого. Такое вот вступление к серии и предуведомление.

Раньше я считал, что Иаков пишет без литературных изысков, но вчера заметил параллелизм в структуре послания (несколько комментариев на послание Иакова я прочитал раньше, около пяти читаю сейчас, раза 3-4 проводил разборы по этому посланию, но ни разу нигде об этой параллельности не слышал и не читал. Может, я просто проглядел или не прочитал чего-то, а может, это мое маленькое открытие :). Смотрите, как повторяется последовательность тем:

А1. Радость в искушении (1:1-2).
Б1. Испытание веры (1:3). 
В1. Терпение (1:4).
Г1. Совершенное действие терпения, совершенство человека во всей полноте, без всякого недостатка (1:4).
Д1. Просьба о мудрости (1:5).
Е1. Сомнение – причина неполучения ответа на молитву (1:6-7).
Ж1. Двоящиеся мысли (1:8).
З1. Бедность и богатство (1:9-11).

А2. Блаженство перенесшего искушение (1:12) и блаженство в своем действии (1:25) (1:12-25).
Б2. Помощь нуждающимся, вера и дела (1:26-2:26).
В2. Владение своим языком (3:1-12).
Г2. Владеющий языком – человек совершенный, могущий обуздать и все тело (3:3).
Д2. Доказательство наличия мудрости (3:13-18).
Е2. Просьба не на добро – причина неполучения ответа на молитву (4:1-3).
Ж2. Двоедушие – дружба с миром и вражда против Бога (4:4-10).
32. Отношения бедных и богатых (4:11-5:6).

Дальше после «итак» в 5:7 идет заключение ко всему посланию с практическими советами, но и здесь затрагиваются упомянутые выше темы.

Если в послании действительно прослеживается такой параллелизм и перекличка тем, то первые 11 стихов первой главы – ключ к посланию, завязка, содержащая в себе все темы и идеи письма, причем именно в том порядке, в каком они будут излагаться дальше.

И логика связи между отдельными пунктами вступления и перехода от пункта к пункту вступления должна прослеживаться и дальше в связи между основными частями послания. Эта идея должна помочь позже при толковании стихов послания.

Для последующего исследования: интересно проследить, в каком отношении друг к другу находятся темы из завязки и основной части послания. Ведь Иаков не просто повторяет и излагает более подробно затронутые во вступлении темы. Есть ли что-то общее в этих связях?

01.09.2018

Томас Й. доработал и прокомментировал эту мою разработку, я пока не буду этим заниматься, слишком мало кому это интересно, а времени занимает порядком, но вдруг кто набредет на заметку, так что выложу кусочек из письма Томаса.

Einleitungsteil:
A1. Freude in der Versuchung (1:1-2).
A2. Die Erprobung eures Glaubens bewirkt Ausdauer (1:3.4).
A3. Sie soll ein vollkommenes Werk haben. Damit ihr vollkommen seid und ganz, ohne jeden Mangel (1:4).
A4. Wenn jem. Weisheit mangelt: Bitte um die Weisheit. Gott gibt mit Einfalt und ohne Vorw;rfe zu machen (1:5).
A5. Zweifel – Grund f;r keine Gebetserh;rung (Grund, dass keine Antwort kommt),  (1:6-7).
A6. Ein Mann „mit zwei Seelen“ - Zweifelhafte Gedanken (1:8).
A7. Arme und Reiche werden angesprochen: Wie die Blume wird der Reiche vergehen, verwelken in seinen Wegen. (1:9-11).

Hauptteil:
B1. Selig der Mann, der versucht wurde (1:12), er wird ein Seliger sein in seinem Tun (1:25) (1:12-25).
B2. Die Frucht des Glaubens: Werke (Liebe). Beispiel: Abraham, Rahab (1:26-2:26).
B3. Beherrschen der Zunge – vollkommener Mensch, der den ganzen Leib beherrschen kann (3:1-12).
B4. Wenn jem. weise und verst;ndig ist: Darbieten von gutem Verhalten in Sanftmut der Weisheit. Frucht der Gerechtigkeit …  (3:13-18).
B5. Ein falsches Bitten, das ist der Grund, warum ihr nicht empfangt (Gebet nicht erh;rt) (4:1-3).
B6. „Ihr mit zwei Seelen“ – Freundschaft mit der Welt - Feindschaft gegen Gott. Naht euch zu Gott! (4:4-10).
B7. Verh;ltnis zwischen Reichen und Armen: Gericht ;ber die Reichen wird angesagt. Alles verfault, wird gefressen, vergeht. „Ihr verurteiltet den Gerechten, ihr ermordetet; er widersetzte sich nicht.“ (4:11-5:6).
 
Schlussteil: Praktischen Ratschl;ge. Die genannten Themen w. wieder angesprochen.
C1: Selige, die ausharren 5,11
C2: Geduld und Ausharren (Leiden). Beispiel: Hiob, die Propheten. 5,10
C3: Nicht schw;ren (Zunge) 5,12, sondern beten, singen. 5,13
C4: Wenn jem. krank ist: S;nde bekennen, bitten um Heilung 5,14.15
C5: Sehr stark ist das Flehen eines Gerechten. Er wird wirksam gemacht.  (Gebet, das erh;rt wird) 5,16
C6: Elia war ein Mensch mit gleichen Empfindungen wie wir. Er betete gezielt. (NICHT: „zwei Seelen“) 5,17.18
C7:  Wenn jem. einen Irregef;hrten (von der Wahrheit weg) zur Umkehr bringt ; Rettung der Seele vom Tode; einen S;nder vom Irrweg zur Umkehr bringen. 5,19.20

1,1-11 der Schl;ssel zum Brief = ein Knoten, der alle Themen und Ideen des Briefes enth;lt, was dann weiter ausgef;hrt wird.
Logik der Verbindung zwischen den separaten Punkten und dem ;bergang zum n;chsten

In welchem Verh;ltnis stehen die Themen aus der Einleitung zu denen im Hauptteil?
Jakobus wiederholt nicht umsonst die Themen
Gibt es etwas Gemeinsames in diesen Zusammenh;ngen?
C1 und C2 passen in der Reihenfolge nicht. Es m;sste C2 vore C1 kommen.



TJ:
Es gibt allerdings noch weitere Parallelen, die nicht ins Muster passen. z. B. Das Reden 1,19 // 3,1ff; die Sanftmut  in 1,21 // 3,13. Was macht man mit ihnen?


Рецензии