Жизнь поэта 7-я книга стр. 341-360 пр. 15

-Амагам. шен ицит садац – переводится, как "вичиром, ти знаишь гди".
-Значит, она не отказала мне и согласилась. И мы опять будем бегать, взявшись за руки, смеяться и ловить светлячков.
-Ви жи ищё дити! Сапсим малинки дити.
   Я нагнулась, поцеловала деда в щёку и пошла к своему Бесико.
-Ты ещё не готов? Почему у тебя стоит ведро под машиной и открыт капот? Что машине пипец! Капут!
-Не говори так, девочка! Всё в порядке! Я решил сменить масло. Не подмажешь не поедешь. Хоть мне и сказали сменить масло через три тысячи километров, а мы проехали только полторы, я всё же решил сменить.
-Я тебя не пойму! Ты меня называешь, то женщиной, то девочкой, определись, кто я для тебя!
-Ты моя женщина, жена, милая девочка, моя любовница, моя подруга, друг, советчик, поэтесса и так и тому подобное. Перечислять дальше!
-А почему не добавил ещё и собутыльница?
-А это всё вошло в «и так далее». В общем, ты моя самая любимая из всех любимых! Наш конь готов, красавица! Я взял трёхлитровую бутыль белого вина и сыр. Думаю, что на такой жаре, нам есть - не захочется. А ты, любимая, ответь мне, почему так долго относила пищу? Заблудилась? Или встретила красавца грузина, у которого осиная талия?
-Угадал, а хер, как у ишака! Смотри на мои руки! Видишь, мозоли?!
-Нет там никаких мозолей!
-Я прополола, почти ряд, виноградника тяпкой. Сорок метров. Можешь спросить у любого! Тебе подтвердят. Твоя жена не белоручка! Вот, сыграем свадьбу, возьмём столько земли, как у Джульбера, даже больше и посадим виноград. А, потом, купим тебе большую шапку аэродром, и ты будешь торговать вином в Херсоне.
341
-Выговорилась? А теперь садись, и мы поедем в твой Кобулети!
-Он – не мой! В нём жил мой друг Вано.
-Который так и не смог сделать тебя женщиной!
-Не злорадствуй! Тебе, что от этого легче?
-Мы уже проехали двадцать километров, от деревни, а ты молчишь, обиделась?
-Думаю.
-Мечтаешь.
-И мечтаю тоже.
-Мужик, поднял руку, остановим?
-Пошёл он на хер! Поехали дальше!
-На Кавказе так не принято! Может, человеку нужна помощь?
-Твоя машина, что хочешь, то и делай! Только больше не спрашивай у меня совета! Значит, всё же решил остановить?
-Здравствуйте!
-Привет, дорогой!
-Любезный, вы, похоже, из России, другие номера, не грузинские, и едете отдыхать в Батуми?
-Верно, приезжие, но едем отдыхать в Кобулети.
-А мне нужно сойти, не доезжая до Кобулети, семь километров, в Мухаэстате. Подвезёте? Я заплачу!
-Садись!
-Вот, спасибо! Уже полчаса стою.
-Мужчина, как ты назвал то место, где нужно сойти?
-Мухаэстате.
-Муха, муха, муха?
-Люд, где ты увидела муху? В салоне ни одной нет!
-Муха в переводе на русский – дуб?
-Милая, как ты быстро осваиваешь грузинский язык?
-Бесико, Вспомнила. Вано говорил, что Мухаэстате образовалось от слова дуб. Там когда-то росли дубы. Множество дубов, высотой до двухсот метров.
-Женщина, простите, что вмешиваюсь, я  из  тех  мест,
342
живу рядом с Мухаэстате, на Новой чайной фабрике, но там, в Мухаэстате, никогда не росли дубы. А к тому же средняя высота дуба: от 20  до 40 метров,  максимальная - до 50. Но такие дубы встречаются, в основном в заповеднике, в Кинтриши.
-Мне Вано не мог наврать! Он говорил, что их, дубов, ещё много растёт в совхозе.
-Мухаэстатском или Очхамурском?
-Он, кажется, жил в Мухаэстатском, а учился в этом, Очхамурском. Точно. Там были школа и железнодорожная станция.
-Они и сейчас там есть. А в Очхамурской русской средней школе, я преподаю ботанику.
-Послушай, тебя нам послал сам Бог. И не смейся, милый, я говорю правду! Теперь нам не нужно искать эти совхозы. Товарищ нам их - подскажет. Я – Людмила, а мой муж Бесико, а тебя как зовут?
-Николай Иванович.
-Как моего начальника. Слушай, Коля, а у тебя в классе не учился Капцов Иван?
-Когда он выпустился из школы?
-Где-то, в 57-58 годах.
-Что, ты Людмила? Я только в 62 окончил эту школу, а потом был институт. А насчёт дубов, ваш друг Вано, что-то напутал. В Мухаэстатском совхозе и сейчас растут высокие деревья – эвкалипты. Расскажу коротко:
В 1935 г. в нашей стране была поставлена задача массового разведения эвкалиптов; полмиллиона саженцев эвкалиптов было посажено в Абхазии, Аджарии и западной Грузии. Целые леса были посажены в Колхиде для уничтожения колхидских болот — очагов малярии. Прошло 10–15 лет, и в долине Риона, около Поти, там, где местами, на поверхности почвы стояла вода, и где были наилучшие условия для развития малярийного комара, эвкалипты осушили топкие болота, и местность стала здоровой. До 1941 г. только в одной  Грузии  было  высажено
  343
до 10 миллионов эвкалиптов, а сейчас эти посадки расширяются…
Это вечнозеленое растение обладает отличными ветрозащитными свойствами, осушает сырые почвы. Корни эвкалипта способны поглощать необычайно большой объем воды, до 1200 литров в сутки, поэтому дерево называют «зеленым насосом». Ландшафтный архитектор назовет еще немало других ценных особенностей, которыми обладает эвкалипт. А высота его достигает до 150 метров, но встречаются деревья и выше.
-Мне до Мухаэстате, развилке, где дорога расходится во все четыре стороны, метров восемьсот, я добегу, молодой, а вы, как поднимемся в эту гору, остановите. Это и будет Мухаэстатский совхоз имени Кирова, где растут двухсотметровые дубы. Сколько с меня?
-Три рубля.
-Вот, спасибо!
-Бесико, ты, что решил взять с человека деньги?
-Милая, не кипятись! Каждый труд должен оплачиваться! И не смотри на меня такими презрительными глазами. Николай, сколько мы должны тебе за лекцию об эвкалиптах?
-Какую лекцию? Мне приятно было рассказать людям, то, что я знаю.
-Людочка, я просто сидел и держал баранку, а человек напрягал ум. У тебя есть два рубля, добавить к трём и заплатить за лекцию?
-Я ничего с вас не возьму!
-Николай, тогда договоримся так! Ты заплатил мне три рубля за поездку, а мы тебе три рубля за лекцию. Идёт!
-Идёт!
-Тогда забирай свои деньги, и мы в расчёте.
-Спасибо вам!
-Спасибо тебе.
-Бесико, у тебя такая жена! Береги её!
344
                ПУТЕШЕСТВИЕ. КОБУЛЕТИ. РЕЗО.
-Ты не сказал, какая?!
-Самая красивая! В мире!
-Людочка, а ты не хотела сажать этого путника!
-Милый, ты, как всегда оказался прав! Мы же все бабы – такие дуры!
-Не все бабы дуры, а все мужики умники. И что будем делать дальше? Совхоз мы нашли. Теперь, на этом застолье тамада – ты! Я вмешиваться не буду. Вано твой друг, а не мой! Бери управление в свои руки.
-Вон, у магазинчика стоят мужик и пацан. Спрошу у них.
-А я посижу в машине.
-Любезный! Скажи, это Мухаэстатский совхоз имени Кирова?
-Да. Каму-та пириихал на гости?
-Да, к Резо.
-Как памилиа?
-А я не помню. Он дружил с Капцовым Иваном.
-Это Игината син, катори работал на лошад.
-Да, вспомнила, его отец Игнат, возил хлеб из пекарни в магазин к этому, забыла имя.
-К Билал.
-Да, точно, к Билалу.
-Билал ита – я. А ита мая магазин. Втарая. Пирвий там, на гора. А ита мая син – Чук.
-Правильно. Вано, то есть Иван Капцов, рассказывал, что у Билала два сына близнеца: Чук и Гек.
-Вси правилна. Втарая Гек, на дома.
-Билал, так, где живёт этот Резо?
-Чуки иди паказивай дом Резо.
-Ромели Резо? (какого Резо?)
-Джожуа, шен готверано! (Джожуа, ты засранец!
-Паихали. Сичас паварачивай на гора.
-Сюда, направо, что ли?
-Гара адин. Видиш? Сичас будим ихать на 50 митир
345
туда паварот, суда паварот, туда паварот, суда паварот.
   Мы свернули направо и поехали в гору по гравийной дороге между двух рядов высоких сосен. И через каждых десять метров были повороты: туда-суда, туда-суда. Справа был обрыв, внизу которого росли кусты чая, а слева, за соснами, шла небольшая возвышенность. Метров через пятьдесят мы въехали на территорию совхоза.
-Видиш? Балшая, високи дваитажни дом. Там, на итат дом, живот Резо.
-Живот Резо живёт на крыше, отдельно, что ли?
-Какая криш? На пирви итаж.
   Бесико зажимал рукой себе рот, чтобы не захохотать.
-Падхадит близка на дом, на машин, нилзя. Тиби можна. Ти гост, стумари из Масква. Подхади на машин! 
   Он так важно это сказал, словно был директором совхоза или председателем совета министров Аджарии и разрешил нам подъехать прямо к дому на машине, хотя подъезжать туда было запрещено.
   Чук вышел из машины, подошёл к открытой двери, где, в проёме, висела марля для защиты от мух.
-Резо, Резо, гавидшен сахли! Шени дэда ватире! Стумари чамовида московидан! Резо, Резо, выходи из дома!  твоя мать заплачет, гости приехали из Москвы.
   Я тоже вышла из машины и сказала:
-Чук, что ты орёшь, на весь совхоз! Его, может, нет дома!?
-Какая нит? Толко что играл с храмая Либо на нарди. Мая тожи хатил играт на нарди, а ани пашли на пакушат. А мая пашла на мой папа - Билал.
   Вышла женщина.
-Чук, ты что разорался? Нашёл себе друга, Резо! Щенок! Иди к своим ровесникам!
-Клава, видиш на Резо пириихали гост из Масква.
   Теперь заорала Клава, от порога, вглубь квартиры.  Как они, суки, здесь, все орут?
-Резо, что ты валяешься? К тебе гости из Москвы.
346
   Из квартиры вышел полуголый загорелый мужик, ростом с Вано, с крепкими мышцами, с большим крючковатым носом, с седеющими уже волосами и сказал:
-Какие гости из Москвы? У меня в Москве родственников и друзей нет.
-Ты Резо? – спросила я.
-Да.
-Джожуа?
-Был, по отцу. А сейчас Тилькеев. По матери.
-Точно. Вано говорил. Мать у Резо - Мария Тилькеева. Болгарка.
-Да, но я ни какого Вано не знаю!
-А Ивана Капцова?
-Ваньку? Капца? Капчёную рыбу? Да, мы с ним были лучшими друзьями!!!
-А я – Людмила, училась с ним в техникуме.
-Людка, его жена!?  Он мне все уши прожужжал о тебе!
-Он жужжал о другой Людмиле. Учились вместе. А мой муж, Бесико, вон, сидит в машине.
-Ты, Резо, паразит! Какой же ты кавказец, что не приглашаешь гостей в дом? Заходите, милые гости! –Клава заулыбалась.
-Бесико, милый, вылезай, пошли в дом, раз приглашают!
-Люд, я, может, посижу в машине?
-Сиди! Но я тогда тоже, там, в Тбилиси, буду сидеть в машине.
-О машине не беспокойтесь! Её никто не тронет. Мы и квартиры никогда не закрываем на замки. Здесь воров нет! Это же не Москва, Кавказ! –Клава источала саму лю-безность.
-Клава, а мы не из Москвы, а из Херсона. Есть такой город на Украине. Я не знаю, почему этот Чук сказал, что мы из Москвы.
-Что он, что его брат Гек, что их отец Билал  - придур-
347
ки! Над ними все смеются.
-А мне этот Билал, показался нормальным человеком.
-Все змеи с виду – красивые. Но, почти все, с ядовитыми зубами. Резо, а ты, что стоишь чурбаном? Иди в магазин, к Билалу, за коньяком и вином!
-Извините, вас Клава зовут, а меня Бесико, муж Люды, я пить не буду! За рулём! А вам, думаю, хватит три литра хорошего выдержанного домашнего белого вина. Я, сей-час, принесу из багажника. - и он вышел.
-Люд, вежливый у тебя муж! И красивый!
-Клав, и образованный. Большой начальник! Главный архитектор города Херсона. А Херсон – второй город на Украине, после Киева.
   Слышал бы сейчас меня, Бесик, хохотал бы, как я здорово вешаю лапшу на уши этой деревенщине!
   Бесико принёс вино и сыр.
-Хорошо, что я утром зарезала курицу, как чувствовала. Сейчас приготовлю сациви и аджопсандал.
-Клава, а я вам помогу приготовить эти грузинские блюда. Я, ведь, грузин, из Тбилиси. Только учился в институте на Украине, в Киеве, а сейчас работаю в Херсоне. Вот, решили с женой отдохнуть пару недель на море, а затем поедем к моим родителям в Тбилиси.
-Бесико, Люда, так живите у нас! Места хватит. И машину никто не тронет. От нас до моря всего семь километров.
-Клава, мы остановились у моих родственников, в деревне, что в двадцати километрах от Махарадзе. А вам большое спасибо за приглашение!
-Резо, а Вано, Ванечка, твой друг, тоже жил в этом доме?
-Нет. Чуть ниже. В старом, одноэтажном бараке. Он и сейчас там стоит. Хотят и его перестроить.
-Ой, я хочу его посмотреть! Резо, покажешь?
-В любое время! Хоть, сейчас!
-А, давай – сейчас! Бесико, пойдёшь с нами?
348
-Люд, я там буду лишним. У вас там будет разговор о твоём друге, однокурснике, Вано. Вам будет интересно, а мне нет, и я стану скучать. Лучше я помогу Клаве. Ты же знаешь, как я люблю готовить! Особенно грузинские блюда!
-А мой Резо, совсем не умеет готовить! Даже яичницу! Зато любит жрать, особенно грузинские блюда! Руками.
-Клав, я уже устал выслушивать от тебя постоянные упрёки! Пойдём, Люд!
   Как только мы вышли, мне сразу бросились в глаза три, рядом стоявших, высоких, огромных дерева. Таких высоких я никогда не видела. И сразу вспомнился рассказ Николая, которого мы подвозили, об эвкалиптах.
-Ой, вон они высокие дубы, о которых рассказывал мне Ванечка. Он, помню, ещё говорил, что Мухаэстате, образовано от грузинского слова «муха», что в переводе дуб. И ещё говорил, что в совхозе полно дубов.
-Люд, хоть он и лучший мой друг, но он тебя обманывал. Это не дубы, а эвкалипты! А дуба, в совхозе, ни одного нет, и никогда не было. И дубы -  не высокие, чуть выше больших яблонь или груш.
-Значит, он просто не знал, как эти деревья называются и назвал их дубами.
-Кто, Капчёная рыба, Ванька, не знал? Вор туалетных книжек!
-Резо, а почему ты его назвал копчёной рыбой и вором, да ещё и туалетных книжек? У вас, что сразу и туалеты и библиотеки? Вместе?
-А, потому, что его по имени, Ванькой, никто не называл, только по кличке, Копчёная рыба, а откуда она к нему привязалась, не помню. А меня тоже никто не называл Резо, а только по кличке «Джека».
-А почему?
-Длинная история.
-Не хочешь не говори! Так, почему ты назвал Ванечку вором туалетных книжек?
349
-Неудобно рассказывать!
-Нет, уж, дружок! Раз заикнулся – рассказывай! Я хочу всё знать о Вано, Ванечке.
-Люд, всё-таки, ты была той Людмилочкой, о которой он мне пел или жужжал, все дни, когда приезжал на каникулы.
-Да, Резо! Это была я.
-Первая его жена. Вы поженились, а потом ты встретила этого Бесико и бросила Ваньку. А я ему, дураку, говорил, раз она такая красивая, то её будут еб... прости любить все! Оттрахай её и брось! Я так и делал со всеми бабами, пока эта курва, Клава, не заарканила меня. Приехала погостить к сестре, залетела от меня, а потом, они с сестрой, чуть меня не посадили. Пришлось жениться. Так, то - Клавка хорошая, только ядовитая, как гадюка!
-А дети у вас есть?
-Трое. Она мне на днях сказала: «-Резо, жди пополнение семейства!» Плодовитая, как кошка. Слушай, Люд, я всегда думал, что Ванька врёт насчёт тебя. А ты и, правда, такая красивая! Если, сейчас, такая красавица, какой же ты была тогда?
-Ты опять ушёл от вопроса, насчёт Вано, Ванечки.
-Да, понял я, что Вано, это он - Ванька-копчёная рыба! Можешь и дальше называть его Вано, я пойму, что речь идёт о нём.
-Так, почему ты назвал его, Вано - туалетным вором?
-У нас, как в городах, туалетов в квартирах нет, а серут все: и городские и деревенские. Вот, у нас, в центре совхоза есть три туалета, один, вон, сзади нашего дома, возле сараев, во второй ведёт, та тропинка вниз, у трёх дубов-эвкалиптов, а третий у Ванькиного дома, но у нас есть ещё первый и второй районы. Второй район - далеко отсюда, за полтора километра, возле Новой чайной фабрики. А первый район рядом - всего триста метров. Если по-прямой, через новый родник, всего двести. Там тоже есть туалет. Всего – четыре.
350
Так, вот, Ванька, ежедневно оббегал все четыре туалета. И если, в каком-то из них, в ящичке лежала книга, то он засовывал себе за пояс, под рубашку и тихонько, чтобы никто не видел – смывался. А, потом, читал эти книги, даже на уроках. Один раз, это было уже в восьмом классе, Гиви Николаевич, учитель по алгебре, заметил, как Ванька читает книгу. Мы всегда сидели с ним за одной партой, а в этот раз я от него пересел, потому, что от его книги сильно воняло говном. Гиви Николаевич, отобрал у него книгу, сморщился  и сказал:
-Капцов, ты, когда ходишь в туалет, пользуйся бумагой!
   Ванька, покраснел, а весь класс захохотал.
   Потом Гиви Николаевич положил книгу к себе на стол. Я начал тихо смеяться, представляя, как будет морщиться учитель, вдыхая книжный аромат. Но, увидев, как он первый раз сморщился за своим столом, не выдержал и захохотал, за, что и был удалён из класса. Подошёл к окну, чтобы снаружи наблюдать за дальнейшими действиями учителя, но через минуту мимо меня, со скоростью пули, пролетела книжка. Гиви Николаевич не выдержал резкого туалетного запаха книжки и вышвырнул её в окно. А Капец, до самого дома, четыре километра, что мы шли пешком, не разговаривал со мной и только вздыхал.
-Вань, и что ты расстроился из-за этой обосраной книги?
-Это ты, Джека, виноват, предатель!
-Я-то тут причём?
-Сидел бы рядом – предупредил!
-И наслаждался бы книжным говном. А ты её всю прочитал?
-Откуда? Всего страниц десять. Там как раз описывалось, как молодую девушку захватили морские пираты и самый главный из них, влюбился в неё, а она в него, и у них началась любовь. А тут, подошёл этот мудак Гиви.
-Вань, а ты её перелистывал, прежде чем  начать  чита-
351
ть?
-Я никогда не перелистываю. Только если книжка с картинками и там может, нарисована голая баба.
-Так, я теперь знаю, Вань, почему эта книжка так воняла?
-Почему?
-Тот, кто срал последним, поленился вырвать страницу, а вытер жопу, всей книжкой, какими-то её страницами. А потом снова сунул книгу в ящичек для бумаги, а ты её, обосранную, сунул себе в штаны и довольный, сбежал. Ты, Вань, когда следующий раз будешь воровать книжку из туалета, перелистывай её. Я ещё хочу жить!
-Причём здесь ты, Резо?
-Если бы книга, брошенная Гиви в окно, попала мне в голову, то ты уже плакал бы на моей могиле, а из неё воняло бы говном, как от той книги.
-Резо, теперь я поняла, почему, вы были неразлучными друзьями, оба любили юмор. Он вас объединял. Вас, наверно, ничто не разъединяло?
-Разъединяло. Книги и животные. Он, не очень любил животных, особенно собак. Поэтому они его два раза кусали, один за жопу, а второй за ногу, а я не любил книги. Этот придурок, Ванька, в седьмом классе, на Новый Год, подарил мне книгу. Даже подписал, сказал, Резо, думал скопить деньги и купить пачку печенья, но не получилось, вот тебе книга от Деда Мороза. Я за год, до следующего Нового Года, прочитал 12 страниц. По странице в месяц.
   А кличку Джека, мне дали из-за собаки. В пятом классе, мы шли из школы и за нами увязалась дворняжка, желтоватой окраски. Но шла только рядом со мной. Собаки всегда ко мне липнут.
-Значит, ты добрый!
-Кто-то назвал её Джеком, но она оказалась сучкой и её стали звать Джека. Она всегда ходила со мной, спала у порога. Я её кормил, чем мог. И другие,  чем-то  подкармливали.
352
   Однажды, был жаркий день. Воскресенье. Мужики играли в лото, на основании, плите, памятника Кирова, там всегда тень, Джека крутилась рядом со мной. Потом опустила морду на передние лапы, а жопу подняла вверх, прости, Люд, встала, как баба - раком. Все засмеялись и я тоже. Джека, вскочив, подбежала ко мне и обрадовано залаяла, а потом, отбежала в кусты. Может, хотела сказать, что там мышиное или птичье гнездо? Среди нас был хромой Петька, водитель полуторки, вредный мужик, любил всех поддевать, а меня особенно. Не любил. Он сказал:
-Резо, иди к ней в кусты! Она уже вставала раком, показала тебе, что готова. Значит, ты уже давно трахаешь её таким образом. Я заплакал и побежал домой, а Джека – за мной. А сзади стоял хохот и свист, кто-то орал: -Джека, Джека, Джека! Так ко мне и прилипла эта кличка.
-Весёлая у вас была жизнь в совхозе! Маленький коллектив, все друг друга знаете, всегда вместе.
-Уже сегодня, твоему мужу нашепчут, что видели его жену с Резо, совхозным ****уном, не боишься?
-А чего мне бояться? Он же сам не захотел идти с нами, пусть говорят, что мы ходили вместе!
-А так никто ему и не будет говорить! Скажут, приезжая баба стояла под апельсиновым деревом раком, а Резо её драл. Не знаю, что скажут твоему мужу, а Клавке, точно нашепчут гадости.
-А ты боишься?
-Я к этому привык.
-А мне – насрать! Я здесь никого не знаю. Сегодня приехала, а завтра уеду.
-Всё, Люд, мы с тобой влипли!
-Во что?
-Навстречу идёт хромой карлик – Либо. Главный распространитель ложных слухов.
-А он не станет распространять о нас слухи, лишь бы что нибудь сказал.
353
-Джека, что, новий кирасиви баба заимел?
-Тебе я понравилась?
-Очинь кирасиви дивушка!
-А как тебя зовут?
-Либо!
-Либо, а хочешь, я брошу Резо и пойду с тобой?
Пауза.
-Почему ты молчишь? Испугался? Конечно, испугался. Карлик, лилипут. Тебе надо носить с собой лесенку, чтобы залезать на женщин. А в штанах у тебя такой же маленький, как и ты сам? Наверно меньше моего мизинца? Всем скажу, что ты мне его показывал.
-Сучка! Мамут кунем! –он повернулся и заковылял.
-А, что он сказал, Резо?
-Заматерился. А насчёт того, что у него там с мизинец, ты ошиблась. Он же ходит в баню с мужиками и все над ним, там, смеются, говорят, что ему вместо жены надо жить с ослицей. А жена у него милая и добрая женщина и есть сын.
-Надо же, лилипут и нос пуговкой, а в штанах – дурак!
-Люд, вот дом Капца.
-Я себе его таким и представляла. Только уж он очень старый и облезлый. А это, с торца, магазин Билала?
-Да, а с другого торца – две квартиры, вернее две комнаты, для двух семей. Пройдём туда?
-Спрашиваешь? Я ехала за тысячи километров, а здесь пройти два шага.
-Тогда пошли!
-Вот они – две квартиры. В этой жил Ванька, а в той подолгу никто не задерживался.
-И сейчас, наверно никто не живёт, закрыта на висячий замок.
-Живёт семья из Молдавии, поэтому замок. А в Ванькиной квартире живут старожилы. Переселились, как дядя Игнат и тётя Агафья уехали к дочерям, куда-то в ро-стовскую область. Можно было бы зайти,  посмотреть  ко-
354
мнату, в которой жил твой Вано, но хозяева куда-то уехали.
-А почему не заперли квартиру?
-Местные никогда не запирают, только закрывают, чтобы не открыл двери ветер.
-Значит, вот по этим ступеням он бегал с козлятами?
-С какими козлятами?
-А подняться на площадку можно?
-Поднимайся!
-Резо, Резо, иди сюда, смотри!
-Что ты там увидела интересного?
-Море! Вон виднеется море!
-В совхозе это единственное место, откуда видно море. И ещё вечерний закат. Ванька, часто говорил, когда мы шли утром в школу или валялись на чайных кустах, прогуляв её, был бы я Айвазовским, все закаты были бы моими! Люд, а кто он – Айвазовский?
-Художник, маринист, тот, кто рисует море. У меня муж, тоже был художником.
-Ты же говорила – архитектором?
-До него. А первый муж у меня был спортсменом. А сейчас – тренер.
-Ни хрена себе! Ты даёшь?
-Резо, я не всем даю! Только тем, кто нравится.
-Я, в другом смысле. И сколько же у тебя было мужей?
-Дай, твою руку! А теперь, посчитаем. Ванечка - раз. Володя – два. Дима – три. Мишка – четыре. Нет, Мишка меня замуж не звал. Мы просто жили четыре месяца. Зна-чит, пока – три. Глеб – четыре. Даня уже - пять. Пиндоса, Стёпу и Хуана можно не считать. Бесико – шесть. Шесть мужей.
-А ты говорила, что Капец, Ванька, не был твоим мужем?
-Был, самым первым и любимым. Ты только не говори Бесико!
355
-Не скажу! Мне это ни к чему!
-Значит, Ванечка, ежедневно встречал закаты? Отсюда у него любовь к поэзии. А какие стихи он читал тебе?
-Стихи? Он их ненавидел! Мне и ему за них всегда ставили двойки, потому, что мы их не учили. Но у него по литературе всегда была пятёрка, потому, что он много читал книг.
-Сворованных из туалета.
-Не только! Мы их воровали, где могли. Я тоже воровал для него, но только не из туалета! Один раз я сидел на лавочке, там, на верху, у своего дома, который был тогда одноэтажным и ждал Ваньку, чтобы идти на речку купаться. А в нашем доме, с торца, жила Зоя, фельдшер. Она жила вместе  с матерью, носившей очки на верёвочке. Её мать была старой, старой, но носила шляпу и много читала, как Капец. Она подковыляла на своих копытах, положила книгу и очки на скамейку и сказала, что вроде забыла выключить чайник на плите. Встала и снова пошла. Я тут же взял в руки книгу, а там на обложке нарисована босая девка с козой и горбатый мужик. Подбегает Капец и садится рядом.
-Джека, опоздал немного, мать заставила нарубить дрова, пошли!
-Капец, читал такую? Про девку с козой и горбуна?
-Твою мать, Джека! Чья - это? Он что-то сказал, а потом заругался - бога мать.
-На, и быстро вали отсюда! Я сам приду к тебе домой.
   Пришла бабка, напялила очки и так ошарашено спрашивает:
-Милок, а где книга?
-Какая книга, бабушка?
-Я же оставила здесь книгу вместе с очками?
-Бабушка, ты пришла без книги!
-Не может, быть? Я же её положила на скамейку, вместе с очками?!
   Она достала таблетку, положила в рот и  еле-еле  поко-
356
выляла домой.
   Я побежал к Капцу, сказал, что всё в порядке, мы наеба...ли бабку и мы целый день пробыли на речке.
   А вечером приходит Зоя к матери и говорит ей:
-Мария, твой Резо украл у моей матери книгу! Пусть вернёт!
   Я ещё никогда не видел, чтобы моя мать так смеялась.
-Зоя, посмотри, есть ли в моём доме хоть одна книга? Хотя, вру есть! Вон на комоде лежит открытая. Смотри, «Родная речь». Резо, как открыл её в четвёртом классе, так и читает до седьмого и никак не может прочитать. Он мог напакостить где угодно, безотцовщина, мингрельская морда, но чтобы украсть книгу, это не к нему. Сказала бы ты, что он стащил деньги, вернула бы всё до копейки.
-Зоя, она пришла без книги, положила очки и сказала, что забыла выключить чайник, на плите, и вернулась домой. А потом, снова пришла.
-Да, мать уже старая, стала забывать.
-Зоя, милая, ищи у себя в комнате или в другом месте, Резо, - не брал! Хочешь, обыщи комнату.
-Извини, Мария! Да, наверно, она её куда-то сунула и забыла.
-Значит, ты спёр у бабки, для Вано, книжку Виктора Гюго «Собор, парижской богоматери».
-Бого мать – помню, а остальное – нет! Я же книжки не читаю, Люд!
-Резо, а этот дом чей, возле которого стоит скамейка?
-Билала!
-Громадина! По сравнению вот с тем, маленьким, соседним.
-А соседний дом, тоже Билала, вернее его родителей.
-Во, бля, богатый!
-Ты, Люд, умеешь ругаться?
-Ещё, как! Допечёшь меня, так вмажу словами, сильнее, чем пинком!
-У меня, была одна хохлушка, всё время ругалась ма-
357
том, говорила:
-Ну, шо ты Реваз, суёшь мне не в пиз... , а в жопу?
-Рассмешил, значит, ты засовывал всё время не туда!
-А я и не знал, куда ей надо? Когда туда, говорила наоборот:
-Реваз, шо ты мне засовываешь не в жопу, а в п... ду?
   Я стала хохотать.
-Что, ты смеёшься, не веришь! Могу поклясться!
-Мамой?
-А мы, пацаны, всегда ей клялись. И всегда потом выполняли то, ради чего поклялись. Кроме Ролико. Он мог десять раз поклясться матерью и не сделать того, что обещал. А потом, после смерти матери, стал картёжником, аферистом. Обыгрывает отдыхающих в карты. Лучше всех, в карты играл Хосона, окончивший институт в Тбилиси. Он, когда приезжал последний раз в гости, поспорил с Ролико, что из десяти партий, в очко, выиграет – пять, но не выиграл, ни одной. Потом, когда мы пили коньяк, проигранный Хосонкай, Ролико вытащил из рукавов два лишних туза. Значит, было четыре в колоде и два у него в рукаве. Хосона чуть не набил Ролико морду. Тот психанул бросил на стол полтинник и ушёл. А перед этим сказал:
-Деньги делает не тот, кто окончил институт, а тот, кто умеет прятать тузы в рукаве!
-Резо, ты так много рассказывал о своих и Ванечкиных друзьях, интересного, правильно сделал Бесико, что не пошёл с нами, мне интересно, а ему было бы нет!
-Зато они, сейчас делают аджопсандал.
-Да, у Бесико это хорошо получается!
-Аджопсандал с Клавой на кровати.
   Я стала безумно хохотать.
-Что ты смеёшься, Люд?
-Резо, ты смешишь меня больше, чем смешил мой милый Ванечка! Не ревнуй свою Клаву! У Бесико х..й на неё не встанет.
358
-У меня тоже на неё не всегда встаёт.
-А, всё равно, ты заставляешь её пузо, временами, расти. Мы отвлеклись. И откуда у этого Биляла деньги?
-Обвешивает и обманывает в своих магазинах. Особенно тех, кто у него берёт под запись. Возьмёшь на рубль, запишет три. И ничего не докажешь.
-Так, можно присесть на его лавочку, что перед его домом, за забором?
-Всё, что до забора – общее. Пошли, сядем. Вон там, за домом, отсюда не видно, был участок земли под огород Игната Капцова, отца Ваньки, а Билял отобрал, хотя это совхозная земля. Люд, смотри, вон во двор старого дома Биляла, вышла малюсенькая бабка. Это мать Билала. Что она говорит, никто не понимает, кроме мужа и детей. Даже её внуки, дети старшего сына, что женат на русской и живёт в Очхамури с семьёй, не понимают её.
-Почему?
-Потому, что она без языка. Отрезали или вырвали. Никто не знает.
-Почему?
-Много болтала.
   Я повалилась на него от смеха, а потом поцеловала в щёку.
   Он ошарашено смотрел на меня.
-За что этот поцелуй?
-За то, что ты так смешишь меня. Как Вано. Я снова вернулась в молодость.
-Если поцелуй только за это, я, чтобы получить большее, стану тебя смешить в десять раз больше!
-Моя манда за смех не продаётся! И за деньги – тоже!
-А за что же?
-За любовь! Сделай так, чтобы я тебя полюбила больше чем её!
-Кого, её?
-Я хотела сказать – его.
-Своего Бесико?
359
-Ванечку, Капцова, Капца.
-Значит, ты мужа не любишь?
-Я любила всех своих мужей! А Ванечку, сильнее всех. Но если бы у меня была жена, любила  точно также!
   И перед глазами мигом возникла Назико, кладущая мне в рот виноградинку.
-Люд, подожди, я сейчас спрошу у бабки, можно ли будет посмотреть?
-Её язык, или старую мнду? –и я снова расхохоталась.
-Змею, которая живёт у них под домом. Двухметрового удава.
   Он встал и пошёл к бабке. А я тут же засеменила за ним.
-Бебиа, гвели сминавс? (Бабушка, змея спит?)
-Ки, Резо. Хо, мас  сминавс. (да, спит)
-Роца вигвинеб? (когда проснётся?)
-Рогор ме вици? Икнеб ори, ан сами дге. (откуда я знаю? Может, через два или три дня.)
-Ну, и что она сказала, Резо?
-Змея – спит. А когда она проснётся, бабка не знает, через два или через три дня. Сказала, что вчера пробегал носорог, и она его проглотила.
-Разве здесь есть носороги?
-Полно. Горбоносые грузины, мужики.
-Я повалилась на него и стала хохотать.
-Вин арис эс ламази гого?
-Чеми меоре цоли.
-Что она спросила, и что ты ответил?
-Она спросила, кто эта красивая женщина? А я ответил, что моя вторая жена. А куда ты её ведёшь, Резо? На кладбище, трахать, а если не даст, сразу закопаю живьём!
   Я опять повисла на нём от смеха, и он тоже захохотал. Впервые. Вано мне ещё, тогда, говорил, что все умирали от смеха, от его шуток, а Резо, даже не улыбался. И закудахтала бабка, странным гортанным смехом.
-Слушай, а как ты её понимаешь? Она же не говорит, а
360
Продолжение 16 следует.

На Поэзия.ру публикуются мои стихи. Любители могут заходить.

Спасибо тем добрым людям, кто помог мне материально, на лекарства.
Для добрых и отзывчивых мой номер счёта:4276  6200  2106  2330


Рецензии