Спасибо, школа!

Так сложилось, что я учился в советской школе в самый разгар т.н. «холодной войны». Пожилой военрук с каким-то скрытым наслаждением пугал американцами. Он был уверен, что не сегодня-завтра начнётся газовая атака из Вашингтона. Поэтому, на уроках военной подготовки мы (на скорость) надевали противогазы. Девчонки слегка тормозили, а я эстетически содрогался: противогаз безбожно топтал романтичные облики одноклассниц :)
 
– Газы красоту не пощадят! – веско и едко произносил военрук. – Приготовились! Слушай мою команду!
 
В свободное от политзанятий время строгий военрук ходил по коридорам и зорко отлавливал пропускающих уроки. Однажды поймал и меня, сбежавшего с противной мне – то ли химии, то ли алгебры – под надуманным предлогом. Я быстро сообразил, что делать – и тяжёлой походкой двинулся по направлению к сортиру. Военрук строго взглянул на меня.
 
– Газы – ответил я, упреждая его вопрос – никого не щадят)))
 
На уроках политинформации нас бесконечно стращали Рэйганом и объясняли, почему СССР помог «братскому» Афганистану. Никто ничего не понимал, но все кивали. Вот. История – это именно тот предмет, который надо преподавать детям самостоятельно. Без смайликов...
 
 
***
 
 
Впрочем, мне повезло провести 2 лучших года в школе (9-11 классы) в разгар горбачёвской оттепели. Наступили совсем иные времена. Даже в 15-17 лет я ощущал их буквально физически: Свобода витала в самом воздухе.
 
Как ни странно, самые лучшие воспоминания, в основном, околошкольными и остались. Конечно, за исключением 9-11 классов и замечательной учительницы русского языка и литературы Людмилы Сергеевны Журавлёвой, без которой не было бы меня (хорошего или плохого) – но сегодняшнего. Низкий поклон ей за всё…
 
А ещё – Кубки Школы по футболу, проводившиеся в сентябре и мае благодаря подвижничеству нашего физрука, Андрея Александровича Васильева. Он сам купил Кубок, достал сетку для ворот, делал грамоты, вывешивал в холле таблицу с расписанием и результатами игр. Уровень любительского футбола в нашей школе был весьма приличный – несколько ребят занимались при клубе «Крылья Советов», на турнире в трудовом лагере команда нашего района проиграла лишь в финале.
 
Этот заветный Кубок мы мечтали выиграть 5 лет, но не складывалось. Поражение в дополнительное время в осеннем финале-1989 тянет на эпос) Получилось лишь перед выпускным, в мае 1990-го. В общем, когда я поднял над головой сию Заветную Чашу, физрук поздравил от души, вручил грамоту лучшему игроку турнира и назвал «убийцей с лицом ребёнка» :) Так начинались 90-е, о которых у меня остались наилучшие воспоминания.
 
А школе – Спасибо. В том числе и потому, что если тоталитарное устройство не ломает человека, это идеальная прививка от стадности на всю оставшуюся жизнь...



PS: 5 секунд ностальгии ко Дню Знаний...
 
Ты зачем бороду сбрил и галстук надел? :)
 
Май - 1990, выпускник 11Б после защиты рефератов по литературе. Писал я на свободную тему - о Высоцком (уже стало можно), на программную - о Лермонтове. Потом отвечал на вопросы экзаменационной комиссии, выбравшей Высоцкого. Оценка - 5 :)
 
Нынешнюю бы голову, да то здоровье, блин :) ;)


Всех с Праздником!


Рецензии