Непопулярное мнение по поводу пенсионной реформы

Ныне по Руси Православной раздается горестный плач. Велико стенанье да скрежет зубовный, что и не слыхать перезвона колокольного: Правительство инициировало повышение пенсионного возраста. Флюгерообразные эксперты, в свою очередь, заверяют граждан, что в качестве положительного следствия пенсионной «реформы» ожидается повышение продолжительности жизни. Однако зачем капиталисту скопище дряхлого старичья? Времена, когда «кровавый совок» изготовлял комоды и они стояли по сто лет давно минули. Современная общественно-экономическая парадигма предписывает как можно чаще менять партнеров, место жительства и работы, каждый месяц обновлять гардероб, каждый год покупать новые гаджеты. «Звезды-однодневки» с TV и YouTube «цементируют» обывательскую матрицу клипового мышления. Рабочая сила — тот же товар, который надлежит стремительно потребить и выбросить за ненадобностью, как использованную прокладку из рекламы. «Живи быстро — умри молодым», «Старикам тут не место» — именно такие установки господствуют в массовой культуре.

Рост продолжительности жизни повсеместно постулируется как абсолютное благо вне зависимости от политического контекста и господствующей социально-экономической формации. Однако как оказалось, долголетие далеко не всегда приносит счастье. В высокотехнологичной Японии — стране, где средняя продолжительность жизни переваливает за 80 лет — социологи столкнулись с жутким явлением т.н. «кодокуси» — пугающим феноменом смерти в одиночестве [1]. Установка на патернализм, предписывающая всю жизнь трудиться на одном предприятии, играет впоследствии с пожилыми японцами злую шутку: «армия» неженатых и никогда не бывших замужем 60-летних стариков, покидая любимую компанию, оказывается в социальной изоляции и тихо умирает в одиночку [2]. К вящему разочарованию адептов «Бойцовского клуба» Паланика, ведомых культом финчеровской экранизации со смазливо-глянцевым голливудским Брэдом Питтом в роли гламурного резонерствующего позера-«экстремиста» Тайлера Дердена, при капитализме оказывается, что «Ты — это твоя работа» и не более того.

Покинув заботливо-отеческие стены дзайбацу*, вышедший в тираж престарелый японец закономерно утрачивает привычные общественные связи в лице необязательных коллег-приятелей:"Так люди (первый каюсь я) От делать нечего друзья". Бросив семейную идиллию на жертвенный алтарь карьерного успеха, распрощавшийся с корпорацией пожилой одинокий японец поневоле замыкается в своем герметичном мирке. И это далеко не только японская проблема [3]. Вспомните, когда вы в последний раз с кем-то знакомились на улице, и вы увидите, что весь ваш круг общения ограничен и фактически продиктован и предписан исключительно государственными институциями и коммерческими учреждениями, в стенах которых вы вынужденно вращаетесь: школа, университет, армия, наконец, ваше нынешнее место работы. Эти социальные связи зачастую поверхностны и непрочны и легко обрываются вскоре после смены работы или переезда. Как давно вы общались со своими соседями по лестничной клетке? Ну и наплевать. Зато «друзей» в соц сетях пару сотен.

Парадоксальным образом выходит, что повышая пенсионный возраст, Правительство оказывает обывателю услугу: капитализм породил настолько убогого гомункула, который даже не способен помыслить себя вне предзаданной социальной матрицы и после выхода на пенсию обречен на тоскливое прозябание и одинокую смерть. Очень часто можно услышать сетования граждан России: «мы, мол, до пенсии не доживем», однако альтернатива высокоразвитой капиталистической Японии представляется не менее удручающей. Что лучше — «умереть молодым» или дожить до седин и одиноко сгнить всеми забытому в собственной квартире? Незыблемое право выбирать — краеугольный камень так называемой либеральной «демократии», однако из наличия двух одинаково дрянных альтернатив не вытекает подлинная свобода. Оголтелый либерал-рыночник безусловно будет ратовать за второй вариант. Японские клининговые агентства уже научились извлекать из «кодокуси» прибыль, подчищая освободившуюся жилплощадь за давшими дуба ненужными старикашками [1]. Предприниматели, как-никак, двигают экономику и развивают общество: трупы павших в честной конкурентной борьбе унавозят почву во имя процветания будущих поколений. Так оставим скорбь и прокричим осанну, прильнем почтительно к невидимой руке мудрого рынка!


1. Одинокая смерть — шокирующий феномен из Японии // bigpicture.ru/?p=606913

2. Кодокуси – новая проблема японского общества // trinixy.ru

3. Смертельное одиночество по-японски // fb.ru/news/elderly-care/2017/12/16/20371

*Дзайбацу — финансово-монополистическая клика, олигархический конгломерат в довоенной Японии // Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — С. 390. В широком смысле — крупные концерны, включающие в себя десятки разнообразных фирм под управлением головной компании (напр. — «Мицубиси»). После II МВ  были реорганизованы по образцу западных корпораций // dic.academic.ru/dic.nsf/bse/84232/Дзайбацу


Рецензии
Здравствуйте, Паша Цвибышев.))
Весь лейтмотив публикации это - одинокая старость, а причина почему-то - поднятие пенсионного возраста. Иной тематики нет. Подводя итог из полученной информации, можно сделать несколько предположений к ответу на вопрос: как эти два аргумента связать вместе?

Марина Северчанская   15.07.2019 19:14     Заявить о нарушении
И вам не хворать, Марина Северчанская.
Лейтмотив моего повествования пушкинский: "Зачем стадам дары свободы? Их должно стричь“. Поднятие пенсионного возраста отнюдь не причина, а следствие. У сытой, на первый взгляд обеспеченной жизни может быть своя не очень приглядная изнаночная сторона, как у спутника Сатурна Япета. Иной тематики нет. Как вышеперечисленные аргументы связать воедино - оставляю всецело на вашей совести в зависимости от ваших же когнитивных способностей, разумеется.

Паша Цвибышев   15.07.2019 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.