Чему можно научиться у дурака?

Давным-давно-предавно, в те времена, когда ещё уважали стариков, сидели в чайхане два старца и неторопливо вели беседу.

– Ну что, эфенди, чему ты научился за сегодняшний день?

– Да разве можно чему-то научиться в нашем убогом селении?

– Ну, не скажи. Только дурак ни у кого не учится. Умный человек учится у мудреца, а мудрец учится у всех, даже у дурака.

– Бывает, что и мудрецы перегибают палку.  Легко говорить мудрые слова, труднее выполнить дело. Видишь того чудака, что едет на осле спиной вперёд? Скажи, чему ты можешь научиться у этого дурака?

– Этот человек сел на осла спиной вперёд и выехал на базар, не опасаясь насмешек. Значит, у него есть какая-то цель. Может быть, так он хочет что-то сказать людям.

– Что-то сказать? Сев на осла задом наперёд?

– Давай порассуждаем. Он выехал на базар. Что люди делают на базаре?

– Торгуют, покупают.

– А о чём они больше всего заботятся на базаре?

– Они хотят выгодно купить, выгодно продать.

– Вот. Они заботятся о своей выгоде. Они культивируют в себе эгоизм. Если ты постоянно тренируешь в себе что-то, то оно развивается и крепнет. Торговец, который каждый день торгует на базаре, волей-неволей укрепляет свой эгоизм. Даже если сначала он был честным, ему очень трудно удержать себя, чтобы не обмануть покупателя, ведь он изо дня в день думает о своей выгоде. Его эгоизм день ото дня растет. А если каждый думает только о себе, то наше общество разрушается. Мы думаем, что идём вперёд, а на самом деле идём к гибели, так как отходим от Бога, который хочет, чтобы мы в первую очередь думали о других.

Если так будет продолжаться, то в будущем наш мир рухнет. Чиновники больше не будут заботиться о благе народа, а будут стремиться только к наживе и погрязнут в коррупции. Сыновняя почтительность превратится в пустой звук. Главными ценностями людей станут распущенность и разврат. Все будут стремиться только к выгоде и забудут о таких добродетелях, как бескорыстие, скромность, этикет и долг.

Может быть, это пытается  сказать нам человек, который едет по базару, сидя на осле спиной вперёд?

– Но как же жить без торговли? Это невозможно!

– Люди могут прекрасно жить без торговли.  Посмотри на семью. Все живут вместе, все помогают друг другу и никто ничего не продаёт и не покупает. Если бы все мы стали большой семьёй, то торговля была бы не нужна. Мужчины работают, женщины растят детей, старики дарят мудрость. Каждый считает счастьем сделать что-то для другого. Разные люди живут вместе, как единое целое. Но люди не идут к этому. Человек сел на осла истории, но едет не вперёд, а назад.

– Думаю, ты прав. Давай выпьем чаю и поприветствуем этого мудрого чудака.


Рецензии
Вячеслав, образное, интересное размышление.
"Человек, едущий спиной вперёд" - да разве это не каждый из нас? Мы ясно видим прошедшее, постепенно уходящее вдаль. Мы обнаруживаем сейчасное, внезапно открывшееся нам. Но то, что находится впереди, за нашим траверсом, мы можем предугадывать лишь умозрительно, словно и этот чудак, который лишь мыслями угадывает следующий шаг своего ишака.
Особенно такое "сидение задом на перёд" ясно видно в поведении детей - так они изумлённо принимают всё приключающееся вокруг и с ними.
А вот взрослый происходящему почти не удивляется. Он либо предугадывает его по опыту, либо своими действиями выстелил себе дорогу.
С течением жизни мы постепенно переводим свой взгляд в будущее. А этот седок пытается вернуться в детство.
И тогда, если вернуться к рассуждению о корысти и о семейном содержании жизни - человечество начинает определять свои материальные цели, но в духовном то направлении оно, выйдя из семьи, укрепляется в эгоизме.
И осуждать ли корабль, который не просто благостно качается на волнах, а продвигается, эгоистично прорезая волны? Глядя на цель через узкий прицел, выборно зримого сектора, а не панорамно, не всеобъемлюще. Наш штурманский принцип "Или", а не "и".
Когда же по капитански поднимемся над горизонтами, когда срастимся всем человечеством - цельно, тогда охватим на секторально-индивидуальное "или", а обще-панорамное "и".
Такое поднятие "над" совершает глядящий на чудака, наученный дурацким зрелищем.
К чему и приводит миниатюра.

Владимир Рысинов   31.03.2019 06:01     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.