Тайны Агаты Кристи. Глава2. Коварство и любовь
«Коварство и любовь» — второй студийный альбом «Агаты Кристи», выпущенный в 1989 году. Существует в двух вариантах: первый из них был сведён на «Студии НП» и распространялся как магнитоальбом. Вскоре в 1990 году для пластинки альбом был перезаписан и выпущен под лейблом «Sintez Records».
Две записи оказались разными: настроение, аранжировки и мастерство заметно отличались друг от друга. Настроение альбома стилистически наполнено гитарно-клавишной волной, замешанной под ретро-звуки оперетты, маршей, танго и специфической эстрадности, которая характеризует период становления группы. Тексты написаны в духе социальной критики: композиции носят антисоветский, диссидентский и безнравственный характер (По материалам «Википедии», 2018 год).
Группа получила определённую известность и успешно выступила на нескольких рок-фестивалях, в частности, на 3 фестивале Свердловского рок-клуба. Две песни из альбома вошли в аудиоприложение литературно-музыкального и общественно-политического журнала «Кругозор».
Первым хитом группы, является песня «Viva Kalman!». Клип на эту композицию снял Андрей Разбаш — режиссёр популярной программы «Взгляд». Другие музыкальные видео, на песни «Наша правда» и «Канкан», вошли в разные передачи о свердловском роке.
После удачного выступления на 4 фестивале Свердловского рок-клуба коллективу пришло приглашение к сотрудничеству на «Студии НП». Было решено опробовать использовать электронные аранжировки, записанные в секвенсор. Музыкальное программирование не представляло особой сложности для участников группы, которые имели музыкальное образование и были выпускниками радиотехнического факультета. После того, как песни были записаны, возникло недопонимание между членами «Агаты» и владельцами студии. Коллектив результат работы не устраивал — звучание было слишком электронным и резко отличалось от того, как исполнялись эти композиции на концертах, и со звучанием «Второго фронта». Работники студии настаивали, что альбом получился хорошим и его надо опубликовывать, а не переделывать. В результате разногласий остался лишь оригинал сведения, а группа запретила публикацию и продажу фирме «Мелодия» сделанной звукозаписи. Как очередной магнитоальбом «Коварство и любовь» был выпущен в 1989 году.
Через полтора года лейбл «Sintez Records» предложил переиздать альбом на грампластинке. Однако плёнка не подошла для винила по техническим причинам, и в результате материал перезаписывался ещё раз в «Студии-8» в 1990 году. В записи принимал барабанщик Альберт Потапкин, а второй клавишник Лев Шутылёв не принял в участии из-за болезни. Живые барабаны не использовались, вместо этого Потапкин программировал партии ударных. По сравнению с первой записью, изменился состав треков. Предполагалось, что выпуском займётся «Мелодия», но в связи с её распадом в конечном итоге релиз альбома состоялся под лейблом «Sintez Records» в 1991 году.
Название и обложка
Во время выбора названия для студийного альбома Александр Козлов предложил назвать «Холодная любовь» по одноимённой композиции, но братья Самойловы настаивали на названии «Коварство и любовь». Группа решила, если она названа по имени писательницы, то пусть альбом будет называться как драма Фридриха Шиллера — там так же присутствовал гротеск и мистика, отражённый в названии.
Обложку для «Коварства и любви» оформил Ильдар Зиганшин: на ней фотограф изобразил улыбающегося хамелеона на розовой обложке.
Музыка и тексты песен
«Это был наш самый свердловский альбом — пафосный симфонизм с массой клавишных.» - Александр Козлов о звучании альбома.
Для коллектива единственным привычным в то время звучанием на синтезаторе был, по мнению Вадима Самойлова, оркестрово-скрипичный, использованный практически везде. Альбом переполнен гитарно-клавишной волной, замешанной под ретро-звуки оперетты, маршей, танго и специфической эстрадности, которая характеризует период становления группы. По мнению Дмитрия Карасюка, под эти песни хотелось танцевать — «неслыханное преступление, с точки зрения некоторых рок-ортодоксов».
Большинство текстов альбома были сделаны в духе социальной критики: композиции носят антисоветский, диссидентский и безнравственный характер. Так, например, песня «Праздник семьи» изначально называлась «Праздник советской семьи» и текст заметно отличался от первоначального варианта. Упоминания о Иосифе Сталине и истории СССР исчезли из новой версии. Среди протестных песен также были «Наша правда», «Крысы в белых перчатках» и «Танго с дельтапланом», первоначально называвшаяся «Танго кооперативное» и являвшийся сатирой на кооперативные ларьки.
Официальный альбом открывается композицией «Инспектор По…», которую критик Алексей Морозов назвал «музыкальным гибридом марша Третьего рейха „Ein Heller und ein Batzen“», а также песней-речитативом «Скованным одной цепью» группы «Nautilus Pompilius».
Название песни «Viva Kalman!» отсылает к «королю оперетты» Имре Кальману, поскольку весь материал в целом и песня в частности выдержаны в опереточном стиле. Данная композиция является первым хитом группы и единственная из альбома, вошедшая в постоянный концертный репертуар. Песня полностью написана Вадимом Самойловым, за исключением инструментального проигрыша в середине, сочинённого Глебом (до этого проигрыш присутствовал в песне «Взгляд на историю»). К оперетте здесь отсылает не только вынесенное в заглавие песни имя венгерского композитора. Сама песня — это вывернутая наизнанку оперетта: Мистер Икс превращается здесь в надменного и высокомерного белого клоуна, а конфликт между циркачом и светским обществом разрешается не восстановлением утраченного социального статуса героем, а очередным убийством того, кто смеялся над шутом.
Текст песни «Собачье сердце» представляет собой монолог пса Шарика из одноимённой повести Михаила Булгакова. Будучи вырванным из контекста и исполненным в виде слов песни, первоначальный эпический текст перестаёт быть внутренним монологом персонажа и становится высказыванием ролевым. На это указывает название, отсылающее к тексту-источнику.
Композиция «Канкан» была сделана братьями Самойловыми из нескольких Глеба. Первоначально мелодия исполнялась в два раза быстрее, а также в два раза больше текста имелось. У песни также есть и третий куплет, который так и не вошёл ни в магнитоальбом, ни в официальную версию.
«Танго с дельтапланом» является одной из первых композиций группы, музыка которой была сочинена Александром Козловым, а стихи являлись работой Глеба Самойлова. В конце песни «Африканка» звучит тема из популярного в то время бразильского сериала «Рабыня Изаура». Помимо этого, это было первое обращение братьев Самойловых к немецкому языку.
Текст песни «Кондуктор» менялся два раза. Первый текст был Вадима, а припев Глеба, а второй текст, который вошёл в пластинку, был полностью переделан. Александр Козлов вовсе выступил против выпуска этой песни на пластинке потому как никакого запаса шлягера, по его словам, она не несла. Братьям Самойловым она очень нравилась ещё в предыдущей версии.
Последняя композиция из официального альбома «Бесса мэ» является одним из декадентских произведений, которые были сочинены Глебом Самойловым без упоминания слова «декаданс».
На композицию «Наша правда» снят клип, который вошёл в программу о роке «Чёртово колесо». Другой, «Канкан», был включён в документальный фильм о свердловском роке «Сон в красном тереме».
«Viva Kalman!» является одной из первых успешных песен «Агаты Кристи». Клип на эту композицию снял Андрей Разбаш — режиссёр популярной программы «Взгляд». Съёмки музыкального видео проходили долго: часть из них была записана в квартире родителей Разбаша на Беговой, там же был расположен разрушенный цирк, который также запечатлён в клипе.
Песни из альбома исполнялись на концертах ещё до выпуска. 16 октября 1988 года на 3 фестивале Свердловского рок-клуба «Агата Кристи» уже исполнила композиции «Viva Kalman!» и «Крысы в белых перчатках». Группу стали приглашать на различные концерты, а телевидение записывает их. В этот период коллектив выступил на фестивалях «СыРок», «Интершанс» и «Ступень к Парнасу». Состоялись концерты также и за рубежом: «Агата Кристи» играла уже в Болгарии, Германии, Франции и на Кипре. В конце 1989 года группа впервые выступила за границей на фестивале молодых европейских групп в Глазго.
Концертов стало так много, что музыканты решили уволиться с работы и стать профессиональными музыкантами. Для Вадима Самойлова данный переход прошёл легко, поскольку он всегда мечтал жить на доходы от творчества. Александр Козлов свой выбор в пользу музыки сделал лишь в начале 1990 года.
Отзывы и критика
Редакция журнала «ПерекатиПоле» отметила, что «новая» музыка быстро усваивается слушателем, и расчёт был сделан на узнаваемость.
Оценивая виниловую версию альбома, Юлия Гасилова от «Рок-хроники» дала смешанную оценку. По её мнению, музыканты группы являются неплохими стилистами и подчеркнула, что в любом из них важна театральная помпезная. «„Агата“ слишком серьёзна по отношению к себе. К тому же альбому недостаёт разноплановости» — ответила Юлия Гасилова о недостатках «Коварства и любви».
Вторая половина альбома, по мнению музыкального критика Алексея Морозова, не дотягивает, и не носит никаких протестных характеров. Однако в отличии от других альбомов группы («Второй фронт» и «Декаданс»), «Коварство и любовь» пользовался широким спросом. Алексей Морозов подводит, что несмотря на непременную ипохондрию, декадентство и сплин, это - самый светлый альбом группы.
Участники
• Вадим Самойлов — вокал, гитара, клавишные
• Глеб Самойлов — вокал, бас-гитара, клавишные
• Александр Козлов — клавишные
• Альберт Потапкин — ударные
Анализ песен.
Название «Коварство и любовь» соответствует одноименной пьесе Ф. Шиллера, но в самом альбоме от Шиллера, пожалуй, только песня «Холодная любовь» про перчатку. (у Шиллера есть стихотворение «Перчатка»). В остальном очень разностилевый альбом. «Африканка» посвящена сериалу «Рабыня Изаура» с некоторой политическо-иронической интонацией и немецкими восхищенными возгласами.
Самая популярная «Viva Kalman!» посвящена венгерскому композитору Имре Кальману. Всех персонажей, населяющих данную песню, можно отнести к его творчеству: цыган, клоун, Пьеро, «невидимый герой» и т.д. Кальман любил слушать звуки скрипки – есть в тексте и она. Остальные же песни не имеют отношения ни к Шиллеру, ни к Кальману.
«Сытая свинья» - иронично-издевательская песня. Герой смеется над собой, что сближает эту вызывающую песню с традициями панков.
«Танго с дельтопланом» - мечта о полете, не имеет литературной основы, так же, как и «Аллергия».
«Собачье сердце» - по Булгакову, тоже не имеет отношения ни к Шиллеру, ни к Кальману.
В песне «Праздник семьи» упоминается Берлин, это легкий немецкий намек на Шиллера, как в «Африканке». Так что песни объединяет скорее не Шиллер, а немецкий язык.
«Канкан» - отсылка к Парижу и, возможно, к оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра».
«Кондуктор» - вообще песня о советской действительности, как и «Праздник семьи».
«Бессаме мучо» - песня о музыке и любовных страданиях по-испански. Как видим, география альбома обширна: СССР 20-х и 80-х годов, Аргентина (танго), Франция (канкан), Испания («бессамэ мучо»), Германия (Берлин), Венгрия (Кальман)
Общие выводы.
Из текстов полностью исчезает медицинская и техническая лексика. Возможно, потому, что в текстах нет соавторства А. Козлова.
В этом альбоме меньше размышлений о времени, больше фантазии с сюжетом, пространство представлено на бытовом уровне (например, кухни, двери, а не лес, сад).
Чувствам и ощущениям отдано столько же слов, а слово «любовь» повторяется 26 раз.
Частям тела отдано 20 слов, больше, чем в 1-м альбоме, особенно много – глазам (4) и голове (2).
Общественно-политический подтекст присутствует только в песне «Африканка».
Намного больше слов отдано искусству (особенно музыке и цирку)-44.
Музыка – главная тема этого альбома. Часто ощущения от музыки передают ощущения главного героя песни.
Меньше встречаются животные, всего лишь свинья, кошка и воробей.
Стихия воздуха и ощущение полета характерно для 3 песен.
Не встречаются совсем слова боль, страсть. Страх и сердце появляются только в «Кондукторе». Слово «кровь» встречается чаще. Но в целом более оптимистичный и «воздушный» альбом, чем предыдущий. Звук более эстрадный и попсовый, где-то напоминает «Комбинацию», где-то Т. Буланову, эстраду конца 80-х.
Слово «кровь» упоминается: «Viva Kalman!», «Канкан», «Холодная любовь», «Кондуктор»- 4
Слово «страх»: - Кондуктор
Тень-«Сытая свинья», «Аллергия»
Глаза-«праздник семьи», «Аллергия»,»Канкан», Кондуктор.
Цвета: алый и белый («Viva Kalman!»), черный («Холодная любовь», «Аллергия»,»Бессамэ мучо»), голубой (дельтаплан), сине-зеленый («Праздник семьи»), серый («Сытая свинья»), розовый («Танго с дельтопланом»)
Отдельно по песням:
«Viva Kalman!» (В. Самойлов)
Много персонажей произведений Кальмана, много цирковых терминов, описываются разные места, в центре-описания клоун-мученик, т.е. сам музыкант или персонаж Кальмана. Много описаний чувств и ощущений, единственная песня, где много слов, обозначающих время. Автор – В. Самойлов, и это заметно по романтическим словам (свечи, сатана, мученик и др., по определенной эстетизации действительности. Если сравнить, например, с песней Глеба «Сытая свинья».
«Африканка» (Г. Самойлов, В. Самойлов)
Песня посвящена бразильскому сериалу «Рабыня Изаура», содержит насмешку над советской действительностью и немецкие словечки. Слова луна, грязь и орда перекочевали из «Viva Kalman!» Думаю, что немецкие выражения вставил Глеб, он поклонник немецкой эстетики, даже сольные альбом есть «Маленький фриц».
Г. Самойлов:"В наших песнях присутствует перекличка и с немецким языком, и с немецкой историей. Нам кажется, что наши культуры неразрывно связаны. Альбом «Майн кайф» посвящен Альфреду Шнитке, жившему в России. Мы любим также Бетховена, Моцарта и Гофмана. Кроме того, немецкие мотивы в нашей музыке перекликаются с фильмом «Семнадцать мгновений весны» или скорее с анекдотами на тему этого фильма".
«Сытая свинья» (Г. Самойлов)
Достаточно вызывающая песня с панковским посылом. Герой издевается сам над собой, что на концертах имело комический эффект. В этом альбоме – единственная песня с определениями животных. Заметим, что в первом альбоме – пантера, в этом-кошка.
«Танго с дельтапланом» (Г. Самойлов, В. Самойлов)
Музыка, текст и манера исполнителя создают ощущение полета.
«Праздник (советской) семьи» (Г. Самойлов)
Песня с ироническим сюжетом: из-за грозы мама бьет посуду, дедушка сходит с ума, а сестра кончает жизнь самоубийством. Насмешка над любовными переживаниями сестры. Пожалуй, единственная песня на тему семьи у братьев Самойловых.
«Собачье сердце» (М. Булгаков, Г. Самойлов)
Задача Глеба - вызвать сочувствие у слушателей песни. Глеб написал ее в 10 классе, она выглядит наивно, но, как и «Серое небо», цепляет драматизмом душевных переживаний, создаваемых музыкой. Интересното, что песня о смерти Шарика, но в тексте Булгакова он остался жив. Видимо, Глеб сам домыслил будущее собаки.
«Аллергия» (неизв. автор, П. И. Карпова «Общество душевнобольных»)
Текст простой, практически детский, как и в «Собачьем сердце»: «птичка летит, глаза горят…»
«Канкан» (Г. Самойлов, В. Самойлов)
Как и в «Африканке» встречаются эротические мотивы. Если у Вадима любовь – духовное чувство («Ты уходишь»), то у Глеба – больше пошлости и сарказма. Порой герой как будто посмеивается над собственной похотливостью.
Входит в репертуар кабаре и оперетты.
Канка;н (франц. cancan, буквально — шум, гам) — французский танец. Долгое время считался непристойным. Появился в Париже в 30-е годы XIX в. на публичных балах.
Музыкальный размер 2/4. Темп энергичный, подвижный. Характерные па: выбрасывание ноги, прыжки.
Своим происхождением задорный танец обязан английскому контрдансу, который был известен на Туманном Альбионе еще в XVI веке. Во Франции эта разновидность танца распространилась значительно позже. Пик популярности канкана пришелся на середину XIX века.
Зачастую распространение канкана связывают с именем Шикара (Chicard) – ведущего развлекательных шоу, клоуна, танцора. Иногда изобретение фигур канкана приписывают ему, другие источники утверждают, что все эти шпагаты, юбки, взмахи придумала танцовщицы Селест Могадо в 1850 году.
В любом случае, канкан сначала приобрел широкую известность как разновидность кадрили, а потом приличное общество от него отвернулось, как от неприличного. Он перекочевал в кафешантаны, кабаре, оперетту и различные шоу.
Музыка для канкана могла быть самой разнообразной, главное, чтобы выдерживался размер в 2/4 и она подходила для веселья. Самую известную мелодию для зажигательного танца написал Оффенбах, она звучит в финале его «Орфея в аду» , именно с нею сейчас ассоциируется канкан как таковой.
«Холодная любовь» (Г. Самойлов)
Текст туманный. Судя по всему, речь идет о том, как музыкант убил любовницу. У любовницы – бронзовая кожа и черные перчатки. Перчатка – символ благородства и чести. Речь идет о том, что девушка потеряла честь, и теперь нет любви. Пожалуй, эта песня больше всего соответствует названию альбома «Коварство и любовь». И напоминает традиции Серебряного века. Н. Гумилев:
На руке моей перчатка,
И ее я не сниму,
Под перчаткою загадка,
О которой вспомнить сладко
И которая уводит мысль во тьму
Цвет-черный.
Единственная песня, где появляется полицейский.
«Кондуктор» (Г. Самойлов, В. Самойлов)
Еще один загадочный текст. Переданы ощущения страха, давления, болезни: стены давят, штыками наступают, равный кашель, бьется ветер, харкать кровью.
Стало что-то не так, как будто
Снова дверь прикрыл кондуктор.
Ощущение тревоги связано с «кондуктором». Я думаю, кондуктор в данном случае – некий инспектор, проверяющий. Тревога сочетается с болезненными ощущениями в легких. Ассоциации с «Инспектором По» - органы дыхания и инспектор.
«Бессаме мэ…» (Г. Самойлов)
Сама песня оформлена, как танго. Сюжет заключается в том, что женщина соблазняет мальчика, после чего тот становится «старым». Видимо, это происходит после похорон (бархат закрывает зеркала). После соблазнения она исчезнет навсегда, он отдал ей все силы, «любовь до смерти». Загадочна фраза «нас сломали», видимо, существует посторонний источник расставания. Философская мысль о быстротечности любви и неизбежности смерти, о взаимосвязи любви и музыки.
Герои (В. Самойлов)
Текста мало, и он построен на ощущениях: ветер, золото, поле. Есть цитата из песни американской группы The Stranglers
No More Heroes — песня The Stranglers, открывающая вторую сторону второго (одноимённого) альбома группы. Сингл «No More Heroes», выпущенный записывающей компанией United Artists в сентябре1977 года, 22 октября достиг максимальной позиции #8 в UK Singles Chart, продержавшись в Top 40 девять недель.
Песня задумывалась как сатира на феномен «звездности»: в числе тех «героев», на чьё отсутствие сетуют авторы, — Лев Троцкий, Санчо Панса, Ленни Брюс и Элмир де Хори — венгерский специалист по подделыванию шедевров мировой живописи.
«После выхода альбома мы не раздавали автографов. Мы говорили: Героев нет, становитесь кумирами себе самим!.. Ведь перечисленные в песне персонажи являются, скорее, анти-героями…» — рассказывал Хью Корнуэлл. Позже вокалист группы признавался, что, наблюдая за тем, как «сходят с ума» подростки во время исполнения песни, он не раз ловил себя на мысли, что последняя «поддерживает тот самый миф, который должна была бы уничтожить».
«No More Heroes» — песня The Stranglers, открывающая вторую сторону второго (одноимённого) альбома группы. Сингл «No More Heroes», выпущенный записывающей компанией United Artists в сентябре1977 года, 22 октября достиг максимальной позиции #8 в UK Singles Chart, продержавшись в Top 40 девять недель.
Песня задумывалась как сатира на феномен «звездности»: в числе тех «героев», на чьё отсутствие сетуют авторы, — Лев Троцкий, Санчо Панса, Ленни Брюс и Элмир де Хори — венгерский специалист по подделыванию шедевров мировой живописи.
«После выхода альбома мы не раздавали автографов. Мы говорили: Героев нет, становитесь кумирами себе самим!.. Ведь перечисленные в песне персонажи являются, скорее, анти-героями…» — рассказывал Хью Корнуэлл. Позже вокалист группы признавался, что, наблюдая за тем, как «сходят с ума» подростки во время исполнения песни, он не раз ловил себя на мысли, что последняя «поддерживает тот самый миф, который должна была бы уничтожить».
Свидетельство о публикации №218090201240