Былинные земли. Lepel на Стержне, часть 8-я

(Продолжение)

LEPPEL ЕСТЬ СТАРЫЙ ЛЕПЕЛЬ?

Уже на протяжении многих поколений ищутся следы канувшего в неизвестность удельного княжества – Стрежевского. Оно занимало когда-то часть Полоцкой земли и было известно с того же времени, что и Друцкое – с 1159 года. Существовал также город Стрежев. «В 1151 году Рогволод Борисович, - пишет «отец» белорусской историографии М.В. Довнар-Запольский, -  завладев Полоцком, отдал его Всеволоду, изгнанному оттуда».

По мнению одних ученых, он располагался около впадения реки Свечанки в озеро Стрежев (не есть ли это то самое озеро Стержень?); по мнению других, - на месте современного Стрешина Жлобинского района Гомельской области.

Определение «Стрешев» появилось в летописи при описании похода Мстислава, сына Мономаха, на полоцких князей: Мстислав «Всеволоду Олеговичу повелі ити съ своею братьею на Стрешев къ Борисову». «Искать его непременно по дороге к Борисову нет никакой необходимости, - обосновывает Запольский. – Выражение «на Стрежев» указывает лишь на направление пути, а не на попутный город, подобно тому, как мы говорим: на Москву, на Киев… Эта местность находится как раз за Борисовом…»

В давние времена именно за Борисовом, по Лукомке, проходил наиболее вероятный маршрут «из варяг в греки», а область подвергалась невиданным испытаниям. Свод исландских саг, которые были опубликованы в 1380-1394 годах, назывался в переводе «Книга с Плоского острова» и рассказывал, в частности, о воинственных варяжских дружинах, нанятых полоцким князем. В то время шла ожесточенная удельная борьба с южными соседями, искались способы закрепиться. По легенде, именно в том регионе лежало знаменитое Проклятое Поле, где выясняли отношения средневековые рыцари, пытаясь «застолбиться» на выгодном пространстве.

Слово «Лепель» первоначально могло характеризовать центр лепных изделий. Кстати, Лукомская возвышенность очень богата залежами глины, а на древних городищах и в местах поселищ археологи находят много черепков керамической посуды. Ее происхождение связывают с функцией рукоделия – ручного мастерства, однако нельзя же исключать и более широкое производство.

Есть масса примеров, когда исчезали, стирались с лица земли ценные города. Непокорные изгонялись либо уничтожались. Так, бесследно сгинул, канул в неизвестность город Bielmak (на карте-трехверстке Российской империи – Бельпаки), лежавший в 10 верстах от Лукомля. Там находился инфлянтский замок, он был настолько важным, что становился предметом торга во время Ливонской войны. Куда он исчез?

Расправлялись с неугодными в средние века просто - сжигали. Тот же способ переняли фашисты - сжигали белорусские деревни с непокорными жителями.

В средние века эта "мера" наказания использовалась широко. Известен случай из практики полоцкого маршалка Йозефа Пакоша, основателя францисканского монастыря в Губино. Пакош принадлежал к сторонникам Священной Римской империи. Когда междуречье в 1734 году отказалось поддерживать короля в борьбе с Российской империей, Пакош прибыл разбираться. В Бешенковичах горожане убили нескольких королевских солдат. Пакош приказал сжечь город в отместку. 

Есть сведения, что в конце XIV века Андрей Ольгердович, полоцкий князь, расправился с одним из замков, испепелив его. Может, на его месте был старый Лепель – тот, что обозначен на средневековой карте?

(Продолжение следует).

Н снимке: этюд Кати Мясниковой "Ворота" из серии "Старый Лепель".

02.09/18


Рецензии