Былинные земли. Lepel на Стержне, часть 9-я

(Продолжение)

КТО ТАКИЕ ШИШИ

За доходный промысел велась упорная борьба, нелегко было нашим предкам сохранить самостоятельность, независимость. Не повиновались, сопротивлялись. Выходец из Витебской губернии, историк Алексей Парфёнович Сапунов обращал внимание на факты, когда местные жители создавали отряды самообороны, чтобы защититься от внешнего насилия. Таких людей называли шишами (в связи с народным выражением «шиш вам, не возьмёте»?) Извещая русского царя Алексея Михайловича о том, где проживают шиши, воевода Долгорукий называл Мощёное. Весь «Мощёны» (от «мощи»?) стоит в одном ряду с Лепелем. Король Александр в 1503 году, удовлетворяя просьбу Витебска - оставить Лепельское поместье в духовном подчинении, дал добро, включив в список пожалований еще и Мощёны.

Шиши могли составлять первооснову непокорных жителей Белой Руси и скрываться от порабощения – как те партизаны, что находили приют в дремучих лесах, не повинуясь оккупантам. Была же легендарная область - Лепельско-Ушачская, которая жила по своим законам во время Великой Отечественной войны.

И шиши могли найти более укромное местечко для своего проживания. Так юго-западное побережье большого озерного массива могло стать для них «лепейшим».

Более выгодная среда всегда привлекательна. Составители Баркулабовской летописи указывали на околичность - отстроенный замок Лепль был заселен «людьми добрыми».

Интересное замечание. Кто они, люди добрые? Те, что составили население нового, «литовского города»? Или те, что проживали в старом Лепеле?

С образованием ВКЛ распространилось влияние римско-католической церкви. При поддержке Папы Римского уже в 1388 году была образована церковно-административная единица - виленский капитул во главе с бискупом, который повел наступательную политику. В междуречье двинулись переселенцы с Запада, «литовский город» стал отражением действительности. Тот же историк Без-Корнилович отмечал, что «жители (Леппеля, - авт.) состоят из Христиан и Евреев: число первых к последним как 1 содержится к 3…»

А Белый? Его стали называть Старым городом? А может Старый Лепель лежал поначалу там, где нарисовал его француз?

Боплан мог руководствоваться документами, составленными до него, раньше. Вряд ли он непосредственно изучал район. Вспомним, он был в большей степени военный инженер, чем картограф, и занимался в основном окраинной Речью Посполитой – Полесьем и приднепровскими регионами. Он мог переписать междуреченскую область – между Западной Двиной и Днепром - с других, более древних карт. Учитывая, что карта была издана в Амстердаме, то логично предположить, что информацию о малоизвестных ему обшарах он брал от голландских мореплавателей.

Как отражение варяжских событий – «лукомской эпохи», смотрится документ, выявленный кандидатом исторических наук Беларуси Александром Довнаром. Среди библиотечных рукописей Академии наук Литвы он отыскал судебное дело, в котором мещане Лепельского поместья в 1612-1613 годах жаловались королю на препятствия, чинимые Романом Балтазаровичем Лукомским. Тот преграждал торговцам спуск по Улле, не давал им свободно перемещаться в Ригу на судоходном отрезке своего поместья. Не есть ли инцидент – зов предков, проявление удельного фактора: контролировать перемещение грузов в пределах своей территории?

(Продолжение следует).

На снимке из интернета: часть судна, выброшенного волнами на берег Рижского залива.

09.02/18


Рецензии