рецензия 10

Олег Разумовский.
Натуралистичен, часто с перебором. Все его герои - монстры, всякий сюжет - издевательство над моралью человеческого общежития, а слово - надругательство над миром.
В рассказах Олега Разумовского мат - уже не матерщина вовсе, а стержень того социума, который ни на чем другом удержаться не сможет: лишь на "мать-перемать" да на "так-перетак". Оттого и герои такие-пересякие: современники Советской власти.
Владимир Сорокин создает плакатных героев, чтобы потом без жалости их уничтожить. Всегда вторая часть его рассказов - ситуация, в которой знакомые читателю персонажи советской прозы вдруг становятся призраками, обращаясь в фантомы самой низовой, адовой сферы языка.
Герои прозы Разумовского, наоборот, вполне реальны. Так же, как их поступки: убийства, насилие, дебильноватость, беспредел. В отличие от Сорокина, Разумовский не уничтожает героев, а прощает им все, как юродивый осознавая, что он же сам вызвал их, спровоцировал на безумие.
Безумна реальность - проза Разумовского отчетливо-фактологична. Успеть бы весь этот бред перечислить и описать. Чтобы ничего не забыть, чтобы никого из монстров не оставить непрощенным. Нет у писателя времени и места для ритуально-религиозных структур, для вступительного зачина и предопределенного финала. Разбуженный дьявол творит непотребства с такой скоростью, что только успевай записывать. И уже после - по полному списку преступлений - не казнить, а в классически-юродствующей фадиции молить о прощении.
Геннадий Кацов


Рецензии