АТ-121

Американские ученые разработали лекарство, которое может произвести настоящую революцию в анестезии. Новое обезболивающее намного эффективнее морфина, но при этом не имеет его побочных эффектов, главный из которых - развитие зависимости от препарата.
ADVERTISEMENT
Вещество, получившее название AT-121, уже прошло испытания на животных, включая высших приматов, и показало впечатляющие результаты.
; Опиоиды: почему на них подсело столько американцев
"Кроме того, это вещество эффективно блокирует потенциальное злоупотребление лекарственными опиоидами, поэтому мы надеемся, что его можно будет использовать для лечения не только боли, но и опиоидной зависимости", - заявил один из разработчиков лекарства, профессор фармакологии Университета Уэйк-Форест Мэй Чуань Ко.
Опасное удовольствие
На сегодняшний день лекарственные препараты из группы опиоидов являются наиболее эффективным средством анестезии, и их широко применяют для лечения людей с хроническими болями различного происхождения.
Однако, воздействуя на рецепторы мозга, снижающие болевые ощущения, эти лекарства одновременно стимулируют так называемый центр удовольствия. При регулярном приёме опиоидов пациенты привыкают к чувству наслаждения, и у них развивается зависимость от препарата.


Причем приобрести подобную зависимость можно после нескольких приемов лекарства, особенно учитывая тот факт, что анестетики действуют на разных людей по-разному и рассчитать точную безопасную дозу обезболивающего для каждого пациента практически невозможно.

В Соединенных Штатах более 2 млн человек злоупотребляют медицинскими опиоидами. В прошлом году министр здравоохранения США объявил чрезвычайное положение, чтобы обуздать национальный опиоидный кризис.
; Эксперты: прием обезболивающих повышает риск сердечной недостаточности
; Неравенство в боли: почему врачи иначе относятся к жалобам женщин
Десятилетиями фармакологи пытались создать вещество, способное блокировать боль, не затрагивая при этом центр удовольствия. Но это оказалось весьма непростой задачей.
Тем не менее было разработано несколько прототипов подобного лекарства. А новый препарат, кажется, стал настоящим прорывом в этой области.
"Разработанный нами AT-121 сбалансированно объединяет обе эти функции в одной молекуле, и мы полагаем, что это куда лучшая фармацевтическая стратегия, чем прием двух препаратов одновременно", - объясняет Ко.
"Многообещающий подход"
Результаты опытов над животными впечатляют. У резус-макак обезболивающий эффект AT-121 был сравним с применением морфия уже при дозировке в 100 раз меньше.
При этом он не только не вызывал привыкания, но и снижал уровень наркотической зависимости у животных, приученных к приему опиоида оксикодона.


Следует отдельно подчеркнуть: все это не гарантирует, что препарат будет оказывать такое же воздействие на человека. Однако такая вероятность велика.
Опыты над приматами - последний этап перед клиническими испытаниями любых препаратов на людях, и ученые настроены весьма оптимистично.


"Общие результаты впечатляют, - уверяет профессор фармакологии Университета Северной Каролины Брайан Рот. - Это, безусловно, очень перспективный и многообещающий подход".

Если клинические испытания пройдут успешно, AT-121 может показать еще одно существенное преимущество перед лекарственными опиоидами.

В ходе опытов над обезьянами новое вещество даже в больших дозах не приводило к затруднению дыхания подопытных и не вызывало проблем с сердечной деятельностью.

А это дает ученым надежду на то, что при применении нового обезболивающего не будет серьезных проблем с передозировкой.

Однако даже в самом лучшем случае новый анальгетик появится в аптеках только через несколько лет: формальное утверждение новых препаратов - процесс довольно долгий.


52-летняя Летиция Марсильи еще в раннем детстве поняла, что она не такая как все.
Она почти не чувствовала боли и могла не заметить, что обожглась или получила перелом. Пять членов ее семьи также не чувствуют боли в ситуациях, когда обычному человеку понадобилось бы обезболивающее.
"У нас вполне обычная, нормальная, жизнь, может быть, даже лучше, чем у других, потому что мы очень редко чувствуем себя плохо и почти не чувствуем боли", - говорит Летиция Марсильи.
"По правде говоря, мы вообще-то чувствуем боль, но это длится всего несколько секунд", - добавляет она.
Ученые полагают, что некоторые нервные клетки у членов семьи Марсильи работают иначе, чем у всех остальных людей.


Ученые надеются выявить генную мутацию, создавшую столь высокий болевой порог. Исследователи полагают, что понимание природы этого феномена поможет в лечении людей, страдающих от хронических болевых синдромов.
"Мы на пути открытия нового способа лечения болевого синдрома", - утверждает профессор Университета Сиены Анна Мария Алоизи.
Переломы и ожоги без боли
Мама Летиции, двое ее сыновей, сестра и племянница - все они живут с аналогичным синдромом, который был назван по имени этой семьи: болевой синдром Марсильи.
Как отмечает Анна Мария Алоизи, боль - важный сигнал о том, что с организмом что-то не так. А поскольку члены семьи Марсильи чувствуют боль всего несколько секунд, зачастую, пока не начнется воспалительный процесс, они просто не замечают травму. В итоге они обращаются к врачу уже довольно поздно.
По словам Летиции, ее 24-летний сын Людовико, увлекшийся футболом, часто получает травмы.
"Он редко останавливается, даже когда его сбивают с ног. Однако у него проблемы с голеностопным суставом, и он часто получает микротравмы. Недавно ему сделали рентгеновские снимки суставов, показавшие, что у него много микротрещин в голеностопе", - говорит Летиция.


Ее младший сын, 21-летний Бернардо, получил перелом локтевого сустава, упав с велосипеда. Но он даже не заметил этого: после падения он поднялся и проехал еще 14 с лишним километров. Травму обнаружили, когда кость уже начала срастаться.
Летиция рассказала, как сама получила перелом плеча, упав во время катания на лыжах. Но вместо того, чтобы обратиться к врачу, она решила, что все в порядке и каталась весь день. К врачу она пришла только на следующее утро из-за того, что ощущала в пальцах неприятное покалывание.
Она также ничего не заметила, когда, играя в теннис, сломала кость в локтевом суставе.
Но самым неприятным инцидентом, с ее слов, был случай, когда она не заметила проблему с ее зубным имплантом.
Мама Летиции, 78-летняя Мария Доменика, также получила несколько переломов, не заметила их и не обратилась к врачу вовремя, из-за чего кости срослись со смещением. Она также часто получает ожоги.
Сестра Летиции почти постоянно обжигает рот горячими напитками, а ее дочь Вирджиния однажды обморозила руку. Она держала руку на льду в течение 20 минут и не чувствовала никакой боли.
Мешает или помогает?
Несмотря на все эти случаи, Летиция не жалуется на отсутствие боли и не считает, что это мешает нормальной жизни.
Джеймс Кокс из Университетского колледжа Лондона говорит, что у семьи Марсильи "все нервы на месте", однако они не функционируют так, как должны бы.
"Мы пытаемся понять, почему именно они не чувствуют боли. Поняв это, мы сможем узнать, поможет ли это открытие найти новое средство обезболивания", - говорит Джеймс Кокс.
Работа исследователей, в которой они попытались определить клинические проявления генетического заболевания этой семьи, была опубликована в научном журнале Brain.
Синдром Марсильи означает, что пациент с этой генной мутацией менее чувствителен к горячему или холодному, а переломы костей у такого пациента не сопровождаются болевым синдромом.


Составив генетические карты членов семьи Марсильи, ученые обнаружили мутацию в гене ZFHX2. Затем они провели два эксперимента с мышами.
В первом случае ученые вырастили мышей без этого гена. В этом случае порог болевой чувствительности у мышей значительно изменился.
В ходе второго эксперимента они вырастили мышей с похожей мутацией гена ZFHX2, что привело к нечувствительности мышей к высоким температурам.
Ученые намерены продолжить исследования, чтобы понять, какие еще гены могут быть задействованы у страдающих синдромом Марсильи.
Семья Марсильи, как считается, пока единственная в мире с подобной генной мутацией, не позволяющей чувствовать боль.


Рецензии