Грязная обувь

В то время я учился во втором классе советской средней школы.
Это были те времена, когда родители, представляете, на своих маленьких детей не кричали, сравнивая их с разными животными или людьми, но обязательно такими, у которых есть проблемы с головой. У людей хоть какие-то представления о стыде были.
Папы с мамами не боялись отпускать своих ребятишек в кино и при том одних. Они даже в страшном сне не могли себе представить, что их ребенок может сгореть на пожаре в кинотеатре!
А человек, когда заходил в продовольственный магазин (такой магазин назывался гастроном), не задумывался, что можно купить какой-нибудь продукт и отравиться им, потому что упакован и выставлен на продажу будет какой-то продукт, который только внешне напоминает тот, название которого указано на ценнике.
В те далекие времена даже молодые девушки – водители трамваев – грязно не ругались так, чтоб слышно было на весь вагон всем пассажирам, в том числе детям, когда им кто-то перегораживает дорогу.
Люди на дорогах, не опасаясь за свою жизнь, могли себе в машину просто так подсадить попутчика, потому что каждый для другого человека был друг, товарищ и брат.
На дверях квартир был один замок и тот не всегда закрывался. Входные двери в квартирах были деревянные, обитые дермантином. Дермантин прибивался к двери декоративными гвоздиками с широкими шляпками. Из этих гвоздиков на двери делали узоры. Наиболее популярными узорами были символика олимпиады 1980 года или просто ромбики.
Кстати, сами квартиры людям от государства предоставлялись бесплатно. В одной из таких квартир и произошла моя история.
Была весна. Снег только-только начал таять. Тропинки почернели. Люди еще не сменили зимнюю одежду на весеннюю. Но все равно было стойкое ощущение, что зима вот-вот уйдет. Самое главное, что настроение уже было весеннее.
В выходной день к нам в гости должны были приехать дед с бабушкой. Я всегда очень радовался их приезду. Это была искренняя, неподдельная, детская радость. Чем больше находится дома людей, тем больше внимания оказывается детям. С тобой стараются поговорить, пошутить, что-то спросить у тебя, поиграть. Взрослые приходят с гостинцами, подарками. Особенно, бабушки и дедушки любят баловать внуков. Приходя в гости, они даже больше внимания уделяют внукам, чем своим детям. Это всем известно. Такое обилие внимания не может не нравится маленькому мальчику или девочке.
Когда я проснулся, уже было светло. Мартовское пасмурное утро уже прокралось сквозь стекла двух больших окон в спальню. Из окон на меня удивленно смотрело пасмурное небо. Оно, как бы недоумевая, спрашивало меня, почему я так долго лежу в постели? Оно, наверное, не знало, что я учусь в школе шесть дней в неделю, что мне приходится вставать рано утром. И поэтому в воскресный день мама разрешала мне поспать подольше, не будила меня.
Проснувшись, я услыхал голоса и понял, что у нас гости: к нам приехали дед и бабушка. Сон у меня как рукой сняло. Я с ним мгновенно распрощался, вскочив с дивана, и побежал к моим дорогим гостям.
Сколько было радости от встречи с любимыми бабулей и дедулей. Наверное не хватит и трех страниц, чтобы в полной мере описать только мои эмоции. А ведь они тоже были искренне рады встрече со мной. И это при том, что мы виделись не только по выходным, а гораздо чаще. Но дети в своих эмоциях, словах и мыслях искренние. И если они радуются, как я в данном случае, то радуются по-настоящему.
Меня накормили завтраком. В этот день он был дополнен бабушкиными пирогами. Они еще не успели остыть, потому что бабуля замотала их в полотенце и так привезла. Бабушкины пироги был особенно вкусны. Она никогда не делала секрета из своего теста, а наоборот всем говорила, что ставит его на молоке.
Потом бабушка и мама остались на кухне. Они о чем-то разговаривали.
А дед пошел со мной в комнату. Я ему показывал свои игрушки. Он видел эти игрушки скорей всего в сотый раз, но всегда делал вид, как будто, видит их в первый раз. Мы с ним так и провозились, пока не настал момент, когда деду с бабушкой пора было ехать домой.
Они оделись и стояли в прихожей. Мама с ними о чем-то разговаривала. Я крутился возле них. Мне очень не хотелось, чтобы они уходили. Все-таки они собрались было уходить, но бабушка что-то забыла: наверное свою сумку. Она прошла обутая немного в гостиную.
Моя мама это увидела и закричала на неё: «Мам, куда ты идешь в обуви?»
Хоть у меня и очень плохое зрение, но даже я заметил реакцию бабушки. Она немного вздрогнула. По её внешнему виду и быстрым движениям я понял, что у бабушки настроение изменилось. Ей стало грустно. Она как-то быстро взяла то, что её было нужно. Что-то виновато сказала тихим голосом. И они ушли.
Но в этот момент я конечно же был на стороне мамы. Меня тоже очень, очень возмутило поведение бабушки, которая в уличной обуви прошлась по нашим чистеньким коврикам. 
Мама закрыла за ними дверь. И тут же, не выходя из прихожей, сказала мне: «Зря я так поступила с бабушкой. Ведь это такая мелочь. Подумаешь коврики какие-то! Их можно постирать. Да мама вроде и не замарала их. Так себя вести нельзя».
У меня как-то резко сменилось настроение. Мне не стыдно стало за мои мысли, а просто стало очень жаль свою любимую бабушку.
Действительно, нельзя из-за мелочей обижать друг друга. Я имею ввиду, вообще тех людей, которые с нами общаются на данный момент времени, тех самых «ближних», о которых Иисус Христос рассказал в притче о добром Самарянине, когда ходил с проповедью по иудейской земле. Надо быть терпеливее друг к другу. А тем более необходимо быть внимательным и терпимым к тем, кому ты часто говоришь: «Я тебя люблю».
Конечно, мы можем ошибаться, но нам никто не запрещает проводить работу над ошибками. Я не знаю: извинилась потом мама или нет. Но даже сама реакция многого стоит. И для меня, маленького мальчика, это было хорошим жизненным уроком: стыд для человека более полезное чувство, чем черствость. И наверное этому тоже нужно учиться. И лучше, если этому научат родители в детстве, а не тогда, когда ты во взрослом возрасте совершишь непоправимую ошибку.


Рецензии