Коменты двух типов на Евангелие от Матфея - 5гл

5 глава

1 Увидев народ, Он взошел на гору, и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.


Увидев народ, Он не стал учить «блаженны популярные». Увидев народ, Он вдруг стал говорить своим ученикам некие интимные и поэтические вещи – такие парадоксы не скажешь народу… Иисус учит блаженству нищих, плачущих и гонимых – такое не могут вместить ни народы, ни умники! Такое и по сей день не вмещено! – хотя иногда и говорится. Для народов и умников во все времена и во всех местностях богом является цивилизация и ее богатства, а не нищета, ее веселость, а не плач, ее успешность и солидность, а не гонения и злословия. Но я-то знаю уже, что только несчастья мобилизуют и углубляют человека… Правда, получаются качели: отмобилизовавшись, ты достигаешь успехов и блаженства – но в блаженстве опять расслабляешься и глупеешь – что приводит к новым неудачам… Античный мир был очень плоским именно по причине отрицания трудностей и страдания – только Иисус сначала своей проповедью, а потом и своей личной судьбой гонимого и убитого углубил и отмобилизовал мир – отчего тот и смог достичь небывалых успехов… Но это только одна половина вопроса – другая заключается в том, что надо быть душевно кротким, милостивым и чистым, а духовно жаждущим правды и истины. Иначе нищета, плач и гонения только озлобят тебя, сделают уголовником!

Но сам себя человек разве может изменить? Если он с детства воспитывался в богатой обстановке и внушали ему почитание всех проявлений цивилизации и «общества»? Или если у него характер вспыльчивый и гордый? Или если кругом порнуха ( и в прямом и в переносном смысле)? Можно быть на 30 процентов страдающим, на 15 нищим?! На 30 милостивым, на 15 чистым?! И ни хрена не жаждать никакой правды… «Все истины открыты до нас» – чего же жаждать… Я-то жажду правды – но тогда начинаю совсем немилосердно, даже с ненавистью злословить и ругать лжецов. С удовольствием и изгнал бы их всех! Причем, набросился бы в одиночку даже на целый десяток! Подозреваю, многих пророков гнали только в ответку – тоже лютые были люди…

От усталости и разочарованности в самом себе я становлюсь более милостивым к другим, от внутренней нищеты снисхожу и к чужим дурачествам. Иногда я Бога узрю (блеск и прочие невероятные чудеса воды, когда ты в ней дельфином, а не моторной лодкой…: или белые, ярко освещенные солнцем напротив, березы длинной чередой на той стороне ручья – как будто там рай и собрались неземные существа в белых одеждах…), но иногда я узрю и дьявола (в порнухах у ебарей огромные *** и суют они их в рот тоже ведь неземным существам…) В целом нет во мне, в душе пока награды – значит, и в загробном мире меня ждет не рай или ад, а только продолжение пути… Наверное, мне в кротости надо прибавить (только недавно высмеял и выругал с десяток далеко не последних и далеко не худших – худших вообще не слушаю – смотреть времени нет  – ютуб-блогеров; впрочем, совершенно заслуженно выругал и высмеял – да и изящно, талантливо!) Но ведь кроткие, наверное, ничего жаждать не могут?! сажают цветочки, возделывают свой огород (рисуют миленькие картинки?!)

В общем, Иисус проповедует, что лучше либо страдать, либо блаженствовать, чем находиться в пустой середине… Все блаженства от воды, все страдания от единоборства с материальным и  духовным мирами. Жаждешь понять их истину, не можешь, страдаешь – и чтобы утешиться, идешь и окунаешься в воду разгоряченными башкой или  телом…

Даже самая обычная женщина обычно более кроткая, чистая и милостивая, чем даже самый лучший мужик (с палкой, как Иисус, бабы почти и не бегают!) – но даже самый обычный мужик больше жаждет истины и правды, чем даже самая большая умница (каковые по сей день для меня остаются мифом… – хотя с другой стороны, вроде бы где-то постоянно мелькают… меня, однако, не замечая…)

Блаженны нищие духом, но не нищие телом и блаженны нищие телом, но не нищие духом – сразу две нищеты не вынести (впрочем, и сразу два блаженства нас бы унесли в рай! – как два крыла…) Недавно, кстати, показался сам себе слишком бедным материально – при том ,что и духовно давно уж удручен – ситуация стала казаться невыносимой и я, хоть и через силу, навел порядок в своем имуществе, в своих домах, выкинул кучу барахла, тянувшую вниз мою самооценку… А сейчас, конечно, в очередной  пытаюсь духовно обогатиться и насытиться, но, как я и думал, сдвинуть  эти оценки самого себя мне не удается… - хотя и падения нет! Наверное, это духовное плоскогорье (огромное – на нем мог бы разместиться целый народ!) Наверное, я продырявлен пороками – и сколько не лей в меня эликсиров духовных, все равно нищим и опустошенным останусь. Какой-то проходной двор, а не человек (наверное, такое чувство и у сильно общительных бывает…)

П.С.: проповедует добро и ум, причем в их страстной, максималистской форме, с участием страданий и преследований...  (Больше, конечно, добро и человечность, а не ум проповедует... Благая весть о хорошем, добром человеке... Горькая весть о неизбежности страданий и гонений за честную правду...)
И ещё важно, что учит не народ, а лишь учеников - а от народа убежал на гору


13 Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Есть люди, которые как сама земля и есть люди, которые как соль этой земли, ее драгоценности и полезные ископаемые. Есть плодовые деревья и есть неплодовые… У Мамлеева люди как сама земля -  а сам он пытался быть солью, но вряд ли очень удачно… Хотя и солено писал, но общая культурность все слишком смягчала… Неужели и его выбросят вон, на попрание людям, в макулатуру? …Евангелие – это достаточно острая и соленая история – как и вся Библия (Девятьяров пытается солить и острить, но он слишком неграмотный)

Вы – соль, вы  - вершина, вы – свет. Вам не надо по фарисейски выставляться, вам надо только боязливо не прятаться, чтобы все увидели ваши достоинства… И я соль, вершина, свет, но видимо я слишком часто отвлекался на другие соли, вершины и свечки? Их вообще слишком много; все солят, острят, сластят, все занимают вершины, все если не светят, то хотя бы шумят и устраивают занимательные шоу… С другой стороны, какой я могу быть вершиной, если в тех же горах никогда не бывал? если на практике всегда тушевался… - будучи, впрочем, не в 10, а в тысяче километров от какой-либо «движухи» или какой-либо вершины. Как я могу основать город на вершине, если не являлся свечой даже для собственных родных, обитающих в одной со мной комнате? И уж тем более как мне стать солью для всей земли… Соль проиграла войну сахару, естественный свет – искусственному, город на вершине – мегаполису на перекрестке торговых путей… Кстати, никогда не любил свет свечей – он явно только будит призраков и порождает страхи, явно не побеждает тьму… (хотя я прекрасно понимаю, что все познается в сравнении – и до электричества свечка воспринималась не хуже, чем сейчас воспринимается настольная лампа… Свеча возвещала победу женоподобного мира – настолько она женского пола… Она была мини настольной лампой…)

Город кротких на вершине горы! Город плачущих! Город нищих духом, но прямо накануне блаженства…. В городе на вершине горы неба столько, что от небесного царства не скрыться… (Добавь неба, если в небесного Бога не веришь – съезди в горы, сходи на вершины. В городах же неба всего процентов 25, да и то все время приходится под ноги смотреть или по сторонам… А уж в застеколье помещений и вовсе нет настоящего неба…) Город плачущих, хотя в каждой комнате города свечи горят! Город кротких, соль себе добыть не способных! Город милосердных, оттесненных, однако, от дел, что в обычном низменном мире творятся… Город милосердных к кротким и плачущим; соль, спички, свечки – вот и все имущество у них…

Достаточно  ли солен нынче футбол? есть ли интрига? – а роль сахара исполняют идеальное изумрудное поле, цветная пластмасса трибун, яркая форма. Освещение, кстати, шикарное – и оно светит с такой верхотуры… Только в городах на вершинах такой же силы достигает освещение… - и трибуны стадиону (или стены театру) нужны лишь затем, чтобы мячик с горы не скатился, чтобы артисты, заигравшись, не спрыгнули в пропасть…

Поставили плачущего под сосуд, но через полчасика он оттуда кротко постучался… Возник у нас спор нешуточный, в войну перерастающий и тогда мы  скорей-скорей достали из под сосуда миротворца… В стеклянной посудине – по соседству с аквариумом - сидел не хоттабыч, а самый настоящий христианин с белой бородой и, сколько себя помню, он все время плакал, глядя на нас кроткими глазами… Называл себя христианином, но стоило  ему открыть рот, нищим духом от него несло, перегаром и общагой…

Блаженны не только смеющиеся, но и плачущие; не только наглость - второе счастье, но и кротость; не только война и труд все перетрут, но и милосердие с добродушием и ленью… Хотя лишь выживаю я на любой вершине и в самые-самые мирные времена. В нулевые я был нищим духом, а в десятые годы у меня депрессия; в нищете я озлоблялся, а в депрессии становился добрее, но это все ненастоящее, запутанное и вообще – иллюзия… Цвел я только в ужасные для всех 90-ые, да и то не десять лет, конечно, а только полтора… Впрочем, даже это цветение происходило словно не со мной, словно отдельно от меня, словно само по себе – а во мне самом эти цветочки порождали лишь глупые надежды и беспечность… Мы связаны неразрывными пуповинами с землей-смертью, с матерью-глупостью и с отцом-жестокостью и небесный Бог-невидимка не может эту троицу победить. Можно победить только что-то одно, максимум – сразу двоих; да и то у этих драконов очень быстро отрастают новые головы…

Вы – соль, а не сахар (хотя все разговоры про любовь – это сахар!). Вы – свет (хотя быть светом наверняка труднее, чем быть даже птицей… Ну какой мы  свет в самом деле?! Не встречал я светоносных людей  (или мироточащих мощей) – только сахарных… Наш свет – это тьма (может быть, даже наша тьма – это свет?! Все наоборот, чем в лозунге «ученье – свет, а неученье – тьма»… Во всех учебных заведениях тьма ненужных знаний, лишь засоряющих глаза… Сахар – это доброта, а соль – это острота ума. Свет же – это небесная материя… Хотя есть и свет от свечи или костра… - так себе свет, по  сравнению с солнцем действительно тьма, но на самом деле тоже пользу приносит (хотя может и устроить пожар). Итак, гори сам, чтобы другим посветлее стало?! Не идиотский ли расклад? – пусть сами синим пламенем горят, мне вокруг хоть что-то освещают… Христиане как живые свечи; вместо подсвечников – кресты; убивают свечи за желание сжечь Рим-цивилизацию, мол, они больше жгут, чем освещают… Все религии знают, что надо быть осторожным со спичками и свечками… Хочешь Бога познать? – а мир поджечь не хочешь? Скажи спасибо, что хоть немного отодвинули космическую тьму… Император «первых» (десятых) христиан купил, потому что чувствовал, что они уже готовы продаться… Да они и раньше были готовы – собственно, сразу после того, как перестали обобществлять  имущество… Наверняка и до Константина слали челобитные… По-моему, какие-то императоры уже брали их на пробу… Без общности имущества христианство – это фикция! Если имущество важней, то братства нет, духовности нет, света и любви нет… Зато это все стало любимыми разговорами. И даже тьму репрессий вроде как для христианской пользы ввели, типа, мы ревнители, мы горим (других сжигаем)…

Соль – это все что ранит и растравляет раны (горе от ума), а сахар с любовью - это все, что лечит и примиряет (дайте мне конфетку)… Мир творило два Бога – один любил соль, а другой – сахар?! Вот и пошел у нас раздрай и вечное раздвоение… Не можете служит двум господам? – служите трем! Правда, третий невидимый – «Дух»; он ни соли, ни сахара не знает и вообще материей не питается – Ему мысли на завтрак, обед и ужин подавай… Мысли для него что устрицы… Я как раз сейчас Его завтраком кормлю… Сбалансированные люди, способные воспринять Духа, любят только кисло-сладкий вкус?! От сластен и обладателей каллиграфического почерка после первого же вразумленья отвращайся… А вот любители кислятины огромным потенциалом обладают, их надо только в христианство обратить, на путь истинный направить, попросту обогреть, смягчить и приютить… (Сластены меня посадят, а кислятина меня убьет?! Посадят из самых благих побуждений, а убьют, проверяя свою силу духа, дерзость, меткость, ловкость…)

П.С.: он просто хотел повысить их самооценку. Т.е. это кротость, но не забитость; христиане - это люди с достоинством; и они смелые воины на свой лад - Иисус выступает против конформизма, делающего соль несоленой. "Народ" - это как раз забитые и конформисты. "Соль" - это острота, а "народ" - это тупость, в буквальном смысле тупость, они никуда не могут проникнуть своими рассуждениями... (Они остры лишь в материальной технике, в материальных делах - "не можете служить двум господам, преуспеть сразу в двух сферах")
"Вы - свет" - это проповедь открытости и смелости. Не надо таиться, стесняться, бояться проповеди добра и ума и дел добрых и умных... (Под колпак твой свет всё равно постараются задвинуть)


17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков – не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: „Не убивай; кто же убьет, подлежит суду“.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: „Рака“, подлежит синедриону; а кто скажет: „Безумный“, подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь последний кодрант.
27 Вы слышали, что сказано древним: „Не прелюбодействуй“.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что, если кто разведется с женой своей, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женой своей, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: „Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои“.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землей, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головой твоей не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: „да“ – „да“; „нет“ – „нет“; а что сверх этого, то от лукавого.
38 Вы слышали, что сказано: „Око за око и зуб за зуб“.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: „Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего“.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Хоть и говорит Иисус о законе, но сам явно импровизирует, т.е. относится к этому закону небрежно… Говорит, что ничто не уйдет, все исполнится и тут же чуть ли не целиком его упраздняет… И все Его учение сводится к «кашу жизни маслом любви не испортишь»?! ничего мерить не надо – будь щедрым солнцем! И ничем иным не дорожи на этом пути – даже собственными членами! даже собственным глазом… Вот только кто на такое способен?! Учение это даже слишком простое! «Да-да, нет-нет». Ни грамма богословия, не то что закона. Мы будем не убивать, не прелюбодействовать и так далее только тогда, когда станем просты и совершенны как Бог и солнце – репрессиями зло можно только загнать в нас, как в берлогу, можно только сжать пружину – но она обязательно когда-нибудь и где-нибудь распрямится, вылезет; причем человек и с помощью самих законов будет лгать, воровать, убивать…

Вот даже не знаю, что тут еще комментировать (вроде слишком мало для такого великого текста!). Надо упрощать жизнь (вспомнил толстовское опрощение), надо приближать себя к природе и к солнцу, надо упразднить все законы и всякое неравенство, надо не держаться за имущество – и надо ловить кайф любви к врагам, редкостный кайф, особенно учитывая, что враги у нас не слишком-то настоящие и сделать им сюрприз не так и трудно…

Но есть же еще одна вещь и очень странная: посреди этой проповеди великой любви и щедрости у Иисуса  какой-то несоразмерный гнев прорывается: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»! – так мы же через день гневаемся на своих родичей! И попробуй, разбери, насколько напрасно или по делу… А уж «дурак» - это просто присказка; тем более, верная, ибо мы все воистину дураки и немалые… - так что и с безумством каждый знаком…  И вовсе не развод дает жене повод прелюбодействовать, а жизнь без любви. Не должны люди сношаться, не имея друг к другу любви, будь они хоть сто раз женаты! Обязательно будут в рот другу другу свои половые органы совать, что есть мерзость перед Богом… В общем, весь текст словно писали (говорили) два человека! Один вещает про любовь и мир, другой про законы и разводы, про вырви глаз,  геенну и жертвенники… Не смогли уже писатели (или переписчики?) Евангелия вынести этой великой простоты – не осудили сразу (как Толстого!), так стали поправлять и дополнять. В итоге дивная получилась путаница (отчего и зародилось многоумное богословие, т.е. толкования – и каждый выбирал, что ему ближе…) 

Соблазняет тебя член твой, как будто он враг тебе? – полюби его, пойми, прости, воспитай! (разве он виноват, что ты никого из женского пола не любишь?) Брат называет тебя дураком, словно и он переметнулся к врагам? – не возмущайся в ответ и не грози ему геенной, а назови его, к примеру, «редиской»… - и ты сразу почувствуешь награду в себе (если же назовешь его в ответ дураком, то будет ничья без награды; если же станешь ответку усиливать, то только потерпишь урон, а награду, как ни странно, уже он почувствует… - если, конечно, дальше промолчит…)

«Но да будет слово ваше: „да“ – „да“; „нет“ – „нет“; а что сверх этого, то от лукавого» - в другом месте однако сказано «будьте мудры как змеи»! …Но звери все скорее просты, чем лукавы (а иначе были бы какими-то дьяволами в шкурах!) В комбинации «да» и «нет» наша мудрость?! Все комбинаторы скорее лукавы… В чем, кстати, мудрость змеи? Есть ли она?! Есть ли мудрость хоть у одного зверя, гада, насекомого?! Змеи прячутся в траве – так и нам надо прятать свои истинные мысли, говоря лишь «да-да» и «нет-нет», не пускаясь ни в откровенности, ни в подробности? Зачем, опять же, метать бисер перед свиньями… Просящему дай, но в откровенности и с ним не пускайся?! (я тут за всех наоткровенничаю…) Только если просят как раз откровенности или подробности, тогда и говори… Будь мудр как партизан?! – но сам Иисус не сказать, чтоб партизанил… Разве что, иногда… Но Он ведь к нам всего лишь отметиться пришел – семьей, например, обзаводиться не планировал… С семейством по любому много будешь партизанить, по любому станешь Змей… Сначала ответим односложно «да-да», «нет-нет», а потом и вовсе скроемся, чтобы быть подальше от греха…

«всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» - о таких вещах, по-моему, можно судить только по самому себе?! Ведь каждый знает только свое собственное сердце. Т.е. Иисус не изначально знал все и имел все совершенства, а прошел путь - узкий путь, полный и искушений и незнаний… Иисус не мог бы судить ни о чем, не зная человеческую жизнь изнутри, не имея такую же душу и голову… Иначе бы оракул с неба мог бы весь катехизис нам провещать – или можно спустить его с помощью очередного моисея… (Могли бы на деревьях расти не зеленые листочки, а натуральные послания!) …Иисус преобразил себя так, как никому ни до, ни после не удавалось? А, может быть, и нет! Может быть, были и другие великие праведники и чудотворцы, вот только потребности у императоров в новой религии уже не было! Или не было даже апостолов – прервалось все, не имея подходящих условий, не сложилось – хотя это нисколько и не умаляет самих этих безвестных праведников (кстати, вряд ли праведники хоть сколько-то склонны меряться величием…) Такие как 11 апостолов точно были во все времена, они вообще ничем не примечательные люди – но даже и таких подвижников и фанатов идеи, как Павел, наверное, можно отыскать в истории (правда, поглупее!) (Я стараюсь сделать Иисуса человеком, потому что иначе никто из нас не сможет богом стать!)

П.С.: "будьте совершенны как бог" и "бог - это отец наш небесный" - что тут можно комментировать?! Может ли кто-то быть совершенным как бог?! (А если будешь глаза себе вырывать на пути к этому совершенству, то точно станешь чокнутым уродом, а не богом!) А небо - это романтика, небо рождает в нас высокие чувства, а раз рождает - то и отец...
В общем, многое понять до конца тут слишком трудно, поэтому я сомневаюсь... (И всегда было слишком трудно, т.е. никакой опыт - или наоборот, молодость - не может помочь в понимании) Поэтому я опять-таки считаю, что  надо просто  держать общий курс на добро и ум и тогда ошибки в конкретных деталях не будут значительны - и из доброты ты будешь прощать, отдавать и всё прочее... (Зря сам Иисус недостаточно чётко этот общий курс не обозначил! Он как бы хаотично набросал деталей, причем неровно набросал, с непонятными "вырванными глазами" и "синедрионами"...
Одна рука соблазняет - оторвал... черт, и вторая соблазняет! И второй глаз... Шагу нельзя ступить без соблазнов (может, всё себе оторвать - это тоже соблазн?) Но с другой стороны, его неумеренность, его максимализм очень даже правы - у нас не получается только потому, что все мы половинчатые, двусмысленные, живём расслабленно, не на пределе , не как на войне... Другого человека действительно можно пронять и впечатлить  и изменить только максимализмом... Да и себя изменишь ли постепенно, эволюционно? Вроде меняешься, "прогрессируешь", а на самом деле просто меняешь хрен на редьку, одни плюсы и минусы на другие, как пластилин меняешь форму, но не меняешь объём...


Рецензии