Тюильри, мой зритель бессменный

TUILERIES DE MES PEINES *

1.  LA GRANDE ILLUSION

#
      « Приближается осень, какая по счёту, приближается осень,
       новая осень незнакомо шумит в листьях,
       вот опять предо мной проезжают, проходят ночью,
       в белом свете дня красные, неизвестные мне лица…» (1).

#
       Эти поэтические строки отчего-то ассоциируются у меня с кинематографом начала минувшего столетия. Однако процитированная строфа стихотворения содержательно далека от « мира грёз». У Мандельштама – иронично и конкретно: «Кинематогрвф. Три скамейки. Сентиментальная горячка...». Перед моим мысленным взором сразу предстаёт первый французский актёр, в которого было влюблено поколение девушек возраста моей мамы. Прекрасное лицо Жерара Филипа запоминается с первых кадров.

#
       Кассовый триумф фильма « Фанфан-Тюльпан»  произошёл в начале 1950-х гг.  Талант и везение   режиссёра Кристиан-Жака были тому порукой. Невообразима фееричность судьбы главного героя.  Фанфан-Тюльпан беззлобно и легко шутит по поводу «войны в кружевах» , абсолютной монархии  и прочих исторических эпизодов XVIII века, типичным представителем которого он является. 

#
       « Фанфан-Тюльпан» – фильм совместного производства Франции и Италии. Возлюбленную главного героя в нём играет великолепная Джина Лоллобриджида, и именно этот фильм принёс итальянской актрисе мировую славу.

 #
       Десятилетием раньше,  в конце 1940-х гг. был не менее популярен фильм-экранизация романа Дюма « Три мушкетёра» , в котором Д'Артаньяна виртуозно играет популярный герой киноэкрана Джин Келли. Режиссёра Джорджа Сидни  французские критики признали элегантным и утончённым мастером.

 #
        Александр Дюма один из самых кинематографичных писателей, существуют различные синема-версии его романов. И примечательно, что действие романа « Три мушкетёра» не минует  того  самого Латинского квартала, откуда начались наши исторические экскурсы и пешие прогулки по Парижу.

#
    Нередко приходится слышать, что историю Франции лучше всего изучать именно читая произведения Александра Дюма-отца. По живописному описанию Дюма легко представить, как апрельским днём 1625 года шевалье Д'Ариантян вступает в Париж через восточную, Сен-Антуанскую, заставу и в надежде узнать адрес капитана мушкетёров де Тревиля, направляется в Лувр. Спустя несколько недель он попадет не в Лувр, а в Пале-Кардиналь – дворец кардинала Ришелье

 #
       В 1627 году директором Сорбонны был тот самый безжалостный кардинал Ришелье, суровый властитель подавляющий мятежи и народные восстания, вовлекший Францию в Тринадцатилетнюю войну (с 1618 по 1648 год).  Он поручил известному архитектору Жаку Лемерсье перестроить учебные здания и принадлежащую университету церковь.

 #
        Новая церковь,  начатая в 1635 и законченная в 1659 году, явилась одним из первых купольных зданий Парижа и стала как бы композиционным центром всего университетского комплекса зданий.  Во дворе Сорбонны сохранилась часовня Святой Урсулы с роскошной гробницей кардинала Ришелье.

#
       Парижский университет обязан своим именем Роберу де Сорбону, духовнику Людовика IX и автору учёного трактата «О рае», основавшему в 1253 году коллеж для изучения теологии. В XIII веке Робер де Сорбон основал на левом берегу Сены университет, а король Людовик IX даровал ему странный и почётный титул «Старейшей дочери королей» (университет по-французски женского рода).

#
       «В конце большой войны не на живот, / когда что было жарили без сала, / Мари, я видел мальчиком, как Сара / Леандр шла топ-топ на эшафот. / Меч палача, как ты бы не сказала, / приравнивает к полу небосвод / (см. светило, вставшее из вод). / Мы вышли все на свет из кинозала, / но нечто нас в час сумерек зовёт / назад в «Спартак», в чьей плюшевой утробе / приятнее, чем вечером в Европе. / Там снимки звёзд, там главная – брюнет, / там две картины, очередь на обе. / И лишнего билета нет.» (2).

2.   ABEL GANCE 

#
       Будучи одним из великих пионеров немого кино, французский режиссёр Абель Ганс достиг апогея своего творчества в картине  «Наполеон» (1927), великой демонстрации почти всех достижений немого кино. В начале своей карьеры Абель Ганс экспериментировал с различными техниками. В фильме «Безумие доктора Тюба» (1915) он использовал субъективную съёмку и кривые зеркала. В ленте «Колесо» (1922), весьма амбициозном проекте, режиссёр использовал технику «динамического монтажа» – задолго до экспериментов Сергея Эйзенштейна.

#
       Самым впечатляющим фильмом Абеля Ганса является  «Наполеон»  (1927), впервые представленный в Парижской опере  в пятичасовой версии. При создании картины использовались переносные камеры (одна была привязана к спине лошади), широкоугольные объективы, наложение, «динамический монтаж» ; ленту показывали на тройном экране.

 #
       В « Полиизображении» использовались составные кадры, демонстрирующие несколько самостоятельных, но тематически связанных изображений. « Наполеон»  - самый претенциозный и индивидуалистичный фильм Абеля Ганса, как считают кинокритики. Использование тройного экрана предвосхищает широкоэкранные технологии, подобные « Синераме», которые получат распространение лишь через тридцать лет, в конце 1950-х.

 #
       Шедеврален чёрно-белый кадр, на котором Альберт Дьедонне, сыгравший Наполеона, стоит один после сражения, окружённый убитыми и ранеными. Такие сцены символизируют стремление Абеля Ганса к более «богатому и совершенному кино». Исторический фильм Ганса представляет Наполеона Бонапарта в шести эпизодах в качестве ницшеанского сверхчеловека.

 #
       «И столбик с куклою чугунной
       под шляпой с пасмурным челом
       с руками, сжатыми крестом», -

       писал Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине». Речь идет о статуе Наполеона I , установленной на Вандомской колонне в Париже.

 #
       Так как своим возникновением Вандомская площадь обязана королю Людовику XIV , конная статуя короля работы скульптора Франсуа Жирардона была установлена на пьедестале из белого мрамора. Во времена Французский революции статуя была сброшена  с пьедестала и отправлена в переплавку.

#
      В честь победы французских войск при Аустерлице по приказу Наполеона на сохранившемся пьедестале воздвигают колонну, наподобие колонны Траяна в Риме. Её спиралью обвивает лента с барельефами. Высота колонны 42 метра. Открытие колонны состоялось в 1810 году, в год бракосочетания Наполеона с Австрийской эрцгерцогиней Марией-Луизой. Памятник прославлял его победу над австрийским домом, с которым он только что породнился. Колонну венчала статуя Наполеона в римском одеянии работы скульптора Антуан-Дени Шоде.

 #
       Когда наполеоновская Империя пала, то с нею «пала» и статуя императора. Союзные войска во главе с императором Александром I вошли в Париж, и на колонне появилось предупреждение населению: «Памятник, воздвигнутый на этой площади, находится под великодушной охраной Его Императорского Величества Царя Александра I» . Статуя, венчающая колонну, не могла оставаться на месте, её убрали.

#
       При Луи Филиппе на Вандомской колонне опять водрузили статую Наполеона I, но не в римском одеянии, а в виде «маленького капрала», которому и адресованы строки русского гения Пушкина. Пришедший к власти Наполеон III счёл, что подобное изображение несовместимо с императорским достоинством. И «маленького капрала» заменили на прежнюю статую, которую теперь можно видеть.

#
       «Маленький капрал» , работы скульптора Серра, долгое время находился на дне Сены, куда его сбросили во Время Парижской коммуны. Затем статуя валялась на складе, пока в 1911 году не была установлена на почётном месте в Доме Инвалидов, где находится и по сей день.

 #
       Без лирического отступления в огромном городе, с его необъятными историческими книжными томами, не обойтись…

 #
    «   Я здесь одна. К стволу каштана / Прильнуть так сладко голове! / И в сердце плачет стих Ростана, / Как там, в покинутой Москве. // Париж в ночи мне чужд и жалок, / Дороже сердцу прежний бред! / Иду домой, там грусть фиалок / И чей-то ласковый портрет. // Там чей-то взор печально - братский, / там прежний профиль на стене. / Ristand и мученик Рейхштадтский, / И Сара – все придут во сне!..»(3).

#
       Стихотворение « В Париже» Марина Ивановна Цветаева написала почти сто лет назад, летом. А осенью того же 1909 года, уже не в Париже, а в Тарусе ею написаны строки стихотворения             «Молитва», в котором выражена вся душевная и духовная « безмерность» выдающейся русской поэтессы: «… Я жажду сразу всех дорог!»

 #
       И кто-то, упав на карту,
       Не спит во сне.
       Повеяло Буонапартом
       В моей стране. (4).

 #
       Процитированное выше стихотворение написано 21 мая 1917 года, в Троицын день, как уточняет автор.  В его строках упоминается «молодой диктатор» Керенский. В комментариях  описан эпизод: крест, на каком-то собрании сорванный с груди солдата, был надет на грудь Керенскому. «…  И дышит, зажав рукою / Вселенский лоб». Есть повод задуматься о вечном и временном...
      
 #
       В 1871 году, когда на короткое время победили парижские коммунары, Густав Курбе, давно ратовавший за уничтожение «памятника варварства, символа грубой силы и ложной славы» , смог наконец осуществить свой замысел. Силами толпы колонна была скинула и утоплена в Сене. Все события происходили за несколько дней до падения Коммуны. В августе Курбе был осужден, отправлен в тюрьму, а всё его имущество описано. Художник до конца своих дней обязан был выплачивать расходы на восстановление ненавистной ему Вандомской колонны. Курбе скончался в полной нищете и страхе.

 #
       Нечто подобное происходило с вышеупомянутым фильмом « Наполеон» Абеля Ганса. Его утомительно долгую версию приняли плохо, и позднее он был выпущен в укороченном виде. В 1989 году британский реставратор фильмов Кевин Браунлоу восстановил картину, по возможности не вторгаясь в оригинал. « Наполеон» наконец получил признание, которого он заслуживает, и теперь привлекает зрителей всего мира.

#
       Стоит добавить, что самая знаменитая картина Абеля Ганса начала сниматься в январе 1926 года. В общей сложности съёмочный период продлился 14 месяцев (не считая перерывов); было экспонировано 450 000 метров плёнки, потрачен бюджет в 18 миллионов франков. Замысел фильма родился ещё в 1921 году.

 #
       Режиссёр пишет о своём Наполеоне: «Зритель не должен быть   з р и т е л е м , как раньше: это даёт ему возможность сопротивляться и критиковать. Он должен быть  у ч а с т н и к о м,  каким является в жизни – в такой же степени, как и актёры. Особенности моей техники должны совершить это психологическое превращение, и тогда зритель начнёт сражаться вместе с солдатами, страдать вместе с ранеными, командовать вместе с военачальниками, спасаться бегством вместе с побеждёнными, ненавидеть, любить. Он должен слиться воедино с драмой на экране, как афиняне сливались с трагедиями Эсхила – настолько плотно, что при коллективном воздействии все зрители станут единой душой, единым сердцем, единым духом».

3.   LA PASSION DE JEANNE D'ARC

#      
       Тайны Жанны д'Арк начинаются с самого её имени. Взять хотя бы то, что при жизни Жанна никогда и никем не называлась Д'Арк, а только Жанной Орлеанской Девственницей. Историки настаивают на версии, что « дочь народа» увлекла народ за собой, решив выдворить англичан из Франции.

#
       Историк  Робер Амбелен приводит факты из процесса , подвергшего Жанну осуждению как ведьму. Орлеанская Девственница с высокомерным презрением отвергла утверждения, будто она пасла домашний скот или работала по хозяйству. По рассказам очевидцев, она изумила Карла VII и герцога Алансонского мастерством в верховой езде, в играх, распространённых среди знати (кенген, игра в кольца) и требовавших совершенного владения оружием.

 #
       В средневековом обществе Франции существовали различные социальные категории: крепостные крестьяне (сервы); вилланы; буржуа (разночинцы); духовенство; знать. Но выделялись и несколько необычные категории – дети, брошенные на произвол судьбы, которых взял под своё покровительство сеньор данного лена. В этом случае они были крепостными (сервами). Бастарды – дети, рождённые матерями из разночинцев или из знати, считались дворянами, но должны были иметь на гербе своих родителей особый геральдический символ, так называемую чёрную полоску – знак незаконнорожденности.

 #
       Таинство брака в глазах знати вовсе не стояло на первом месте. И бастарды были почти в каждой знатной семье. Особенно прославился в этой области Людовик, герцог Орлеанский (Луи Орлеанский).

#
       В январе 1428 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьём в присутствии знати и народа Лотарингии. Из поездки в Нанси Жанна благополучно возвращается в Домреми. Почти в то же самое время жители Орлеана получают письмо от Жана, графа Дюнуа Бастарда Орлеанского (предположительно единокровного брата Девственницы), в котором содержится знаменитое извещение о том, что дева, пришедшая с Лотарингских рубежей, вскоре освободит город.

 #
       Целый ряд режиссеров брался за экранизацию истории Жанны д'Арк. Так, в 1948 году Виктор Флеминг незадолго до смерти снял свой последний фильм « Жанна д'Арк» . Один из французских киноведов пишет: « Этот альбом голливудских картинок характерен для того периода истории « фабрики грёз», когда её фильмы хотели походить на пастораль: наивность, почтительность, поверхностное благоговение рождают образ святой, по сути близкой каноническим церковным догматам».

#
      Роль Жанны исполняла Ингмар Бергман. С интервалом в шесть лет эта весьма одарённая актриса сыграла роль Жанны в двух картинах, противоположных друг другу по сути. Святая, которую она играет у Флеминга, лишена характера и индивидуальности. Возможно, потому, что картина по большей части создавалась лишь как эффектная иллюстрация к « житию» Жанны д'Арк.

 #
       В этой не обременённой драматургическими сложностями, но весьма прославленной  постановке (сценарий Максуэлла Эндерсона и Эндрю Солта по пьесе Максуэлла Эндерсена) ,снятой Флемингом и  основанный на пьесе Максуэлла Эндерсона « Жанна Лотарингская», где Бергман играла на американский сцене в 1946 году, представлен лишь изобразительный ряд без подтекста.

#
       Великий датчанин Карл Теодор Дрейер двадцатью годами ранее снял во Франции свой знаменитый фильм « Страсти Жанны д'Арк». Процесс над Жанной проходит в Руане 14 февраля  1431 году. Он начинается в  помещении суда: судьи распрашивают Жанну о её жизни, призвании, о явлении святого Михаила. На вопрос о том, зачем она носит мужское платье, Жанна отвечает, что снимет его, как только совершит свою миссию. Она надеется, что Бог спасёт её душу. Жанна не признает судей и просит отвести её к Папе, в этом ей отказывают.

#
       На вопрос « Пребываете ли вы в благодати?» – Жанна отвчает: « Если пребываю, да поможет мне Господь сохранить её; если не пребываю, да поможет мне Господь добиться её».  Она страстно желает выслушать мессу, но отказывается снять ради этого мужское платье. Последующие допросы и пытки приводят к известному трагическому финалу – святую сжигают на костре.

#
       Поначалу Дрейер намеревался снять звуковой фильм, но отсутствие подходящего оборудования на французских киностудиях помешало ему добиться этого. Однако неподражаемые крупные планы с титрами и почти авангардистские приёмы  помогли киноленте Дрейера стать шедевром.

 #
       Фальконетти (исполнительница главной роли) осталась самой знаменитой экранной Жанной. Персонаж святой привлекал к себе интерес кинематографа с первых лет его существования.  В 1898 году к каталоге Люмьера упоминается короткометражка « Казнь Жанны Д'Арк», чьё авторство приписывается Жоржу Ато. Также значится « Жанна д'Арк» Мельеса (1900), раскрашенная вручную. А в 1909 – « Жанна д'Арк» Капеллани.

#
       Из многочисленного киноряда исполнительниц роли Жанны  запомнились Флоранс Делей в   «Процессе Жанны д'Арк»(1962) французского режиссёра Робера Брессона и прекрасная Инна Чурикова в фильме « Начало»  (1970) российского режиссёра Глеба Панфилова.

4.  LA F IN DU JOUR

#
       9 января 1982 года в своём дневнике (« Мартиролог») Андрей Арсеньевич Тарковский записал: « День. Человек стремится к счастью вот уже много тысячелетий. Но несчастлив. Отчего? Оттого ли, что не умеет достичь его? Не знает пути? И то, и другое, но главное в том, что в нашей земной жизни не должно быть счастья (а только стремление к нему, для будущего), а страдание, в котором через конфликт добра и зла выковывается дух.»

#
       Есть гении минувшего времени, которые очень тонко и точно это чувствуют: право на земное счастье... И все они своё чувствование и понимание земного и небесного, нетленного и бренного по-разному определяют в своих идеях, в своём творчестве. Все они заложники Божьего дара, хотя далеко не все понимают это. И там, где их человеческая, тленная свобода нарушает замысел Творца об их судьбе, может произойти необратимое.

 #
       У Тарковского есть записи такого рода: « Математика, скорее всего, выражает не какие-то объективные законы мира, а законы человеческой психики, законы человеческого ума. Это, так сказать, игра ума, тем не менее находится в странном авторитетном почтении у так называемых точных наук – физики, астрономии и прочее. Очень странно. Какое-то удивительное противоречие, я бы сказал – заблуждение.»

#
       В том же марте 1982 года, когда сделана предыдущая запись, ей предшествует следующее высказывание : « Настоящего не существует – есть только прошлое и будущее и практически равное нулю во времени состояние, связанное в человеке лишь волеизъявлением, с действием, которое, пропуская будущее через себя, оставляет после себя прошлое».

#
       Андрей Тарковский намеревался снять фильм о святом Антонии. Он делает в своём дневнике выписки из « Отечника»:
     «  Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов своих.
       Господь дотоле хранил душу твою, доколе ты хранишь язык твой.
       Все грехи мерзостны перед Богом. Но мерзостнее всего гордость в сердце.»
                (Св. Антоний).

#       
       29 марта 1982 года – запись: « Опять Св.Антоний со своими искушениями. Опять одно и то же!
      Итак, человеческая свобода обладает диапазоном, с одной стороны ограниченным злом, с другой – добром. Но я ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь боролся, опускаясь, падая. Возвышенное же всегда борьба».

#
       16 декабря 1986 года Андрей Тарковский поступил в клинику Хартман в Нюи-сюр-Сен, где скончался в ночь с 28 на 29 декабря. Отпевание прошло 3 января 1987 года в соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже, в присутствии семьи, друзей, поклонников и представителей правительства Франции. На ступенях церкви Мстислав Ростропович простился с великим режиссёром, сыграв сюиту для виолончели И. С. Баха.

#
       По завещанию, прах Андрея Арсеньевича Тарковского покоится на русском православном кладбище в Сен-Женевьев-дю-Буа под Парижем.

 #
       В эссе Осипа Эмильевича Мандельштама  « Утро акмеизма» изложены следующие мысли:  «Логика есть царство неожиданности. Мыслить логически – значит непрерывно удивляться. Мы полюбили музыку доказательства. Логическся связь – для нас не музыка о чижике, а симфония с органом и пением, такая трудная и вдохновенная, что дирижёру приходится напрягать все свои способности, чтобы сдержать исполнителей в повиновении.
       Как убедительна музыка Баха! Какая мощь доказательства! Доказывать и доказывать до конца: принимать в искусстве что-нибудь на веру недостойно художника, легко и скучно…
       Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, какие сами можем построить».

 #
      « Средневековье дорого нам потому, что обладало в высокой степени чувством граней и перегородок. Оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относились с огромной сдержанностью. Благородная смесь рассудочности и мистики и ощущение мира как живого равновесия роднит нас с этой эпохой и побуждает черпать силы в произведениях, возникших на романский почве около 1200 года». (5).

#
       Огромный жилой квартал Мен-Монпарнас. Если свернуть налево и пройти мимо кафе Les Moudquetaires ( дом номер 79), где и сейчас можно увидеть, как играют во французский бильярд, а затем снова повернуть налево, на Rue Froidevaux, можно увидеть стену, что находится слева, она  принадлежит кладбищу Монпарнас.

#
       Кладбище Монпарнас создано в 1824 году и считается третьим по величине в Париже. Здесь похоронены Шарль Бодлер, Ги де Мопассан, Жан-Поль Сартр, композиторы Сезар Франк и Камилл Сен-Санс, скульптор Константин Бранкузи и многие другие известные люди. На этом знаменитом кладбище покоится прах великого шахматиста Александра Алёхина (1892-1846). Его надгробие украшает шахматная доска.

 #
       Оноре ле Бальзак сказал: « Во Франции временное длится вечно, хотя считается, что Франция
 любит перемены».

5.  LA CHARME DISCRET
     DE LA BOURGEOISIE


       Les vrais Parrie sont les paradis qu'on a perdus. (6).

 #
       «Земной свой путь пройдя до середины, / я, заявившись в Люксембургский сад, / , смотрю на затвердевшие седины / мыслителей, письменников; и взад- / вперёд гуляют дамы, господины, / жандарм синеет в зелени, усат, / фонтан мурлычет, дети голосят, / и обратиться не к кому с « иди  на». / И ты, Мари, не покладая рук, / стоишь в гирляндах каменных подруг - / французских королев во время оно - / безмолвно, с воробьём на голове. / Сад выглядит как помесь Пантеона / со знаменитой « Завтрак на траве». (7).

#
       Ряд преобразований пережил в XIX веке Люксембургский сад. В нём появилось около пятидесяти скульптур, они изображали королей Франции, великих людей и просто мифологических персонажей. В конце канала с восточной стороны Люксембургского дворца скрывается в зелени знаменитый фонтан Медичи.

 #
       Сад остаётся до сегодняшнего дня любимым местом для прогулок парижан. Сюда часто приходили художники, поэты, писатели. Здесь проводили своё время Поль Верлен, Анри Ренье, Марина Цветаева, Иосиф Бродский. Анна Ахматова и Амадео Модильяни  под зонтом любили гулять по саду в дождь, читая друг другу стихи… 

#
       У замечательного французского писателя Гюстава Флобера можно найти удивительное для человека его времени наблюдение: « Будущее – это худшее, что есть в настоящем». Флобер тонкий психолог, его можно назвать деликатным знатоком женской души (стоит лишь вспомнить филигранно выписанный драматический образ Эммы Бовари).

#
       В 1989 году Александр Сокуров экранизировал французскую классику. Фильм « Спаси и сохрани» снят по мотивам романа Гюстава Флобера « Госпожа Бовари» .  Одна из глав этого литературного произведения названа «Руан», это кафедральный город на севере Франции. Главное действие флоберовского романа развивается в эпоху короля Филиппа. « Госпожу Бовари» начали печатать в 1856 году.

#
       Сокуров размышляет: какое значение придаёт Флобер термину « буржуа»? Буржуа – это житель города, что обычно для Франции. Но для Флобера – это люди, поглощённые приобретением материальных ценностей. И ничем более.  « Флобер не употреблял слово               « буржуа» с политико-экономической точки зрения. Флоберовский « буржуа» – это состояние ума, а не состояние кармана».

 #
       Без Флобера не было бы Пруста и Чехова, заключает режиссёр, чью знаменитую трилогию –   «Молох», « Телец» и  «  Солнце» -   заинтересованно смотрели миллионы зрителей, и не только российских. Экранизация « Госпожи Бовари»  состоялась в конце  восьмидесятых. О романах Флобера Сокуров говорит: это ПРОЗАИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ.


        «Мне близки художники, не разочаровавшиеся в человеческом лице, создающие портреты. Современную живопись, которую перестало интересовать лицо человека я воспринимаю с трудом. Классическая живописная традиция определяет путь моего внутреннего развития, создаёт объём моей визуальной памяти. Позволяет мне контролировать себя, быть строгим по отношению к самому себе» , - вот сокуровское кредо, высказанное в давних публикациях. (8).

#
       «Флобер близок к картинам фламандских мастеров». Эта фраза ещё раз свидетельствует о главном в кинематографе, с точки зрения Сокурова, – изобразительном решении любой ленты, претендующий на звание «седьмого искусства».

 #
       Традиции литературных экранизаций во Франции после Второй мировой войны развивал Клод-Отан Лара, представив на экране образы Стендаля, Мопассана и Достоевского. « Звёздами» французского кино 1950-х  оставались главным образом « звёзды» 1930-1940-х годов – Жан Габен, Фернандель, Эдвиж Фейере, Жерар Филип, Даниель Дарье и Пьер Фресне.

 #
       В 1951 году кинокритик Андре Базен основал « Cahiers du Cinema», самый влиятельный из журналов о кино. Несколько молодых критиков из журнала решили на практике бороться с традиционным, литературным французским кино, (как они его называли  c i n e m a  d u  p a p a), создавая собственные фильмы на субсидии от правительства Шарля де Голля.

#
       В 1980-х годах три молодых режиссёра - Жан-Жак Бенекс, Люк Бессон и Лео Каракс – подарили французскому кино новое « постмодернистское» лицо. Эстетика их триллеров восходила к рекламным роликам и популярным телепередачам.

 #
       On faut de la critique quand on ne peut pas faire de l'art , de m;me qu'on se met mouchard quand on ne peut pas ;tre soldat.
                Gustave FLAUBERT. (9).

#
       Если выйти на Avenue Marcel-Proust, являющуюся продолжением Rue Berton , а затем по лестнице подняться на Avenue du Parc-de-Passy, свернуть налево, на Rue Raynouard, и пройти мимо особняков XVIII века (дома номер 38 и 39), можно выйти к дому номер 47 – знаменитому дому Бальзака. Это совершенно удивительное и очаровательное место, настоящий оазис прошлого. Здесь Бальзак написал самые известные романы из « Человеческой комедии»: « Блеск и нищета куртизанок» (1843-1847) и « Кузен Понс» (1847).

 #
       В экспозиции музея представлены рукописи писателя, фотографии Эжена Атже (1856-1927) и гравюры Гюстава Доре (1833-1883). Вы увидите подлинные письма Бальзака к графине Эвелине Ганской (1801-1882), которую писатель страстно любил. Пожениться влюблённым удалось лишь за полгода да смерти Бальзака.

#
       Ядовиты луга в дни осенней прохлады: / Безвременник медленно / Отравляет стадо. / Лепестки у безвременника цвета сирени, / и похожи глаза твои на цветок осенний: / Бледно-синие, словно осень в нашем краю, / Глаза твои медленно жизнь отравляют мою. // Дети шумной ватагой выбегают из школы, / И губной гармоники звук раздается весёлый; / Детвора, на луга совершая последний набег, / Рвёт безвременник цвета твоих опущенных век, / Что трепещут, словно цветы на ветру сумасшедшем. / Тихо песню пастух напевает о лете ушедшем. / И медленно бредут по дороге стада, / Покидая отравленный луг навсегда. (10).


ПРИМЕЧАНИЯ:

(1)  -   строки из стихотворения Иосифа Бродского « Июльское интермеццо».
(2);(7)  -   строки из стихотворения Иосифа Бродского « Двадцать сонетов к Марии Стюарт»; 1974 г.
(3)  - строки из стихотворения М. Цветаевой « В Париже»;  1909 г.
(4)  -  строки из стихотворения М. Цветаевой, вошедшего в цикл « Лебединый стан».
(5)  -  из статьи О. Мандельштама « Утро акмеизма».
(6)  -  Марсель  Пруст: « Истинный рай – потерянный рай».
(8)  - « Об изобразительном решении фильма».
(9)  -  Гюстав Флобер: « Критикой занимаются, если не могут заниматься искусством, подобно
        тому, как тот, кто не может быть солдатом, становится шпионом»; с французского.
(10)  -  стихотворение Гийома Аполлинера « Безвременник» ; перевод с французского
          М. Кудинова.
*   -  в заголовок вынесена первая строка стихотворения Рэмона Кено: « Тюильри, мой зритель
       бессменный...» ; перевод с французского Е. Баевской.
**  -  использована справочная информация по темам.

Октябрь 1999; сентябрь 2018.


Рецензии