Однажды в СССР... -2

начало
http://www.proza.ru/2018/09/02/692

(По воспоминаниям моего благородного товарища из Нагорного Карабаха...)

Молодому специалисту Оганджаняну Сергею Бахтиевичу, получившего в 1958 году диплом экономиста в Ереванском государственном университете,   работающего экономистом в одном из совхозов района, предложили работу в районном статистическом управлении с хорошей зарплатой, с предоставлением трехкомнатной квартиры. Жена – Алина Хачатуровна   , выходец из учительской семьи из села Атерк, была принята на работу преподавателем- воспитателем в средней школе-интернате в Мардакерте, с не менее достойной зарплатой. К тому времени уже можно было говорить про её потомственность в профессии. Мать Алины Хачатуровны, Петросян  Маграфена Мирзоевна, одна из уважаемых учительниц младших «армянских» классов  Атеркской средней школы, уроженка  деревни Бадара из соседнего района, к тому времени научила армянской письменности и армянской грамоте не одну сотню учеников.  Отец, Искандарян  Хачатур Аракелович  , до войны преподавал в той же школе математику, а после войны, в нескольких  близлежащих селах учил детей русскому языку и литературе. Он был один из тех, благодаря которым здешний народ создавал свое понимание русской цивилизации... .               

К тому времени, в разных районах Мардакерта уже были построены, и на разных стадиях строительства находились другие подобные типовые двухэтажные одно-подъездные восьми-квартирные «жилдома», на четыре семьи на каждом этаже. Для молодой интеллигентной семьи с тремя детьми, двумя старшими сыновьями и дочерью, после проживания в гостевом сельском доме селения Магавуз, собственная отдельная трехкомнатная квартира на втором этаже дома в Мардакерте, пускай и без удобств, можно было сравнить, без преувеличения, с королевскими хоромами. Словом, одна молодая семья, наряду с тысячами других,  по всей стране, авансом получило со стороны государства максимально возможные благоприятные условия проживания для их созидательного труда и  служения во благо всего народа.

Таким образом, для семьи Оганджаняна Сергея, отец которого без вести пропал  в феврале 1942 года в Керчи, а мать была рядовой колхозницей, которые являлись выходцами из наибеднейших слоев общества, свершилось чудо, и наступила счастливая созидательная жизнь, о чем мечтают миллионы людей во всем мире. Семья Оганджаняна Сергея  была одна из многих тысяч и тысяч   семьей СССР, которая удостоилась подобной участи. Как показала история, подобное могло происходить исключительно в таком государстве, как Союз Советских Социалистических Республик....               

И вот, старший сын в этой семье, Гагик, в том году должен был начать свою школьную жизнь. Учитывая то обстоятельство, что мать семьи, Алина Хачатуровна, была специалистом армянского языка и литературы с университетским филологическим образованием, а также то, что семья недавно перебралась из села в Мардакерт, Гагику не пришлось пройти стадию детского сада. По совокупности этих причин и, что, важно, по причине того, что Гагик никак не мог знать, хоть какие-то азы русского языка, однозначность его учебы в армянском секторе средней школы, ни у кого не вызывало сомнения. Важным событием в его жизни до этого было посещение города Еревана с отцом, в составе экскурсии с его новым  коллективом. Именно тогда впервые он получил  возможность услышать на улице вживую прекрасную литературную армянскую речь, которая сильно отличалась от карабахского армянского диалекта. 
Ввиду ясности и простоты процедуры принятия на учебу в первый класс сына, Сергей  Бахтиевич, после подачи заявления в школу, с чистой совестью уехал в отпуск, в Крым,  на поиски сведений об отце, без вести пропавшего в последний день февраля  1942 года  в боях за оборону Керчи.

Не лишне будет отметить, что ясность будущего, предопределенная, улучшающимся уровнем жизни людей всех «сословий» из года в год, позволяла планировать, практически каждому человеку, свое будущее. Представление о будущем старшего сына семейства Оганджанян, не отличалось какой-либо оригинальностью.  Представлялось, что, он должен был хорошо отучиться и окончить среднюю школу, продолжить учебу в одном из ВУЗ-ов Еревана, а, далее все должно было складываться не хуже чем у родителей. Что касается Гагика, то ему пока не дано было строить такие планы на далекое будущее. Пока ему ужасно хотелось в школу, где должно было быть, непременно, интересно и приятно находиться.
Где-то, в последних числах августа родители со своими детьми особенно активно,  посещают универсальные магазины, где стараются обновить одежду и обувь себе и детишкам. Тогда, также как и в дальнейшем, было очень важно, чтобы во всенародный праздничный день 1 Сентября все были красивыми и нарядными и в прекрасном расположении духа и настроя. Особенный ажиотаж и активность в те дни наблюдался в книжных магазинах, где можно было купить все, что нужно для учебы, как для "первокашек", так и для остальных учащихся.         

В  Мардакерте самый главный книжный магазин, который можно было, к тому же, причислить к разряду культовых мест, где могли встречаться жители и свободно обмениваться мыслями и мнениями, весьма удобно находился в центре поселка. В один из солнечных августовских дней, вышли, пройтись по магазинам, собственно, главный герой нашего повествования, Гагик, с мамой. То и дело им приходилось останавливаться при встрече с, какими-то, тетями и дядями. Они приветливо общались с мамой, говорили, о чем-то и, когда разговор заходил про него, то, непременно, гладили его по голове, и  отмечали, что он хороший и красивый мальчик и, что непременно должен хорошо учиться.
Следует отметить, что, к тому времени, основные закупки, включая весь «комплект» "первокашки" для Гагика уже были куплены. Сумка, книжки, тетради, карандаши, чернила и чернильницы, ручки перьевые и перья, пенал, пластилин и другая нужная и важная мелочь, вот, собственно, весь перечень комплекта "первокашки". Тем не менее, на радость мальчику из деревни, мама решила взять его на прогулку по поселку, который для Гагика, тогда казался большим городом. 

Так вот, именно в этот день и произошла встреча, которая однозначно поменяла всю судьбу нашего героя….
Мама в очередной раз остановилась при встрече с очень красивой, точнее, прекрасной, молодой тетей с необычайной внешностью. Коротко постриженные локоны волос  этой тети переливались золотом, когда через них проходили яркие лучи солнца и, которые, ослепляя глаза Гагика, предательски мешали ему во все глаза восхищаться этой сказочной красотой. У этой тети все было необычным. У нее был маленький необычный нос, который гармонично со своей курносостью сочетался с алыми губами невероятной красоты, светлым лицом кожи и выразительными глазами необычного небесного цвета. И говорила эта тетя весьма необычно. Пока мама говорила с этой тетей, Гагик, не моргая, смотрел и любовался, как ее необычной красотой, так и совершенно незнакомыми приятными словами, которые, словно красивая песня, исходили из ее уст. Каким-то необъяснимым образом, в глубине души семилетнего ребенка, произошло нечто невероятное. Всю оставшуюся дорогу мальчик замкнулся в себе и перестал надоедать вопросами маму, особенно, после того, как она объяснила суть общения с этой тетей и, кто она такая.
Оказалось, что эта тетя, которую звали  Анна Николаевна, была женой одного из уважаемых людей поселка, профессионального следователя Бадунца Николая.  В том же году их старшая дочь, после детского сада, должна была пойти в первый класс.  А сама тетя должна была стать учительницей "первокашек" русского сектора в том же 1966 году, той самой Мардакертской средней школы. Кстати, тогда впервые Гагик узнал о подобном обращении к женщине, по имени и отчеству. Ему больше было привычно, когда к маме, как к учительнице в интернате учащиеся обращались, как  «товарищ Искандарян».  Много позже, когда, уже став взрослым, человек начинает осмысливать саму жизнь, к нашему герою пришло осознание того, что эта тетя была первой русской женщиной, которую он увидел так близко в своей жизни, и, которая дотронулась до него, погладив ласково по голове.  Если до этой встречи нашему герою, еще недавно жившего в деревне, было интересно абсолютно все и вся в Мардакерте, то, после этой встречи, ему не терпелось поскорее добраться до книжного магазина и взять в руки «русские» книги,  книги для "первокашек" русского сектора. Он точно знал, что эти книги должны отличаться от тех «армянских», с которыми он был уже знаком целый месяц. Ему очень нравились книги с армянскими буквами, по которым он должен будет учиться в школе, со многими страницами из которых, мама уже успела его познакомить.  Так, под сильным впечатлением от встречи, после которой к нашему герою, пришло некое озарение, они и вошли в книжный магазин. Народу в магазине было очень много. Пока они нашли нужный отдел с русскими книгами, казалось, прошла целая вечность. С трудом, ему удалось уговорить маму, чтобы она показала те самые «русские» книги. Мама, словно, предчувствуя, что-то тревожное, с некоторым негодованием отнеслась к его желанию. После недолгих, но напористых уговоров и просьб, мама уступила и попросила у продавщицы  «русские» книги. Гагик рассматривал книги с совершенно незнакомыми буквами, но, знакомыми картинками. Очень быстро пролетело время,  предоставленное нашему герою для изучения этих новых книг. Впрочем, в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами, связанными с волшебной встречей с русской тетей, этого времени хватило, чтобы наш юный герой принял самое важное решение в своей жизни. Решение, которое кардинально должно было изменить весь ход его дальнейшей жизни. Очевидно, что история не имеет сослагательного наклонения, но то, что решение Гагика поступить в первый  «русский» класс имело судьбоносное значение для всего семейства Оганджанян, было подтверждено самой жизнью. Однако, на тот момент, пока они были в книжном магазине, об этом никто не мог даже догадываться. Как-то, не заметно прошли, мама с сыном обратный путь до дома… .


Продолжение следует...    


Рецензии
"литературную армянскую речь, которая сильно отличалась от карабахского армянского диалекта."
Почти два языка.

Григорий Аванесов   17.09.2018 08:35     Заявить о нарушении