Экономика - причины и следствия

Институт экономики РАН
Ежегодная научная конференция молодых учёных
«Россия в глобальной экономике: новые вызовы и угрозы»
22 ноября 2018 г.
Молокоедова Галина Юрьевна
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА – ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
           Тенденций глобального развития и трансформации мировой экономики в условиях нестабильности мировой экономической системы и формирования новой экономической реальности, вызванные объективными причинами как внешнего, так и внутреннего уровня, указывают на сильные и слабые стороны работы, состояния экономической политики государства и требуют не формального, но конкретного, адекватного, кардинально эффективного, планового подхода к решению вопросов, являющимися не угрозой и вызовом, но причиной и следствием экономической политики государства, вызывающих соответствующую реакцию на внешнем, мировом рынке. Устойчивая траектория прогрессивного развития не учитывает субъективизм приоритетов, но указывает на обоснованную необходимость усложнения, эволюции глобального развития, а не обращение к более привычным, отжившим системам взаимодействия, не позволяющим решать назревшие проблемы во всех направлениях деятельности. Экономический драйвер государства – движущий механизм, программное управление, усиление, плановость и формирование субъективных угроз и вызовов в объективность творческого научного подхода для решения проблем и стимул к активному действию, позволяющему нашему государству по праву занять достойное место в восьмерке передовых держав мировой экономической элиты.
Molokoedova Galina Yurevna
GLOBAL ECONOMY - CAUSES AND CONSEQUENCES
           Tendencies of global development and transformation of the world economy in the conditions of instability of the world economic system and the formation of a new economic reality caused by objective reasons both external and internal level indicate the strengths and weaknesses of the work, the state economic policy state and require not formal but concrete, an adequate, cardinally effective, planned approach to resolving issues that are not a threat and a challenge, but the cause and effect of the state's economic policy darstva, causes a reaction on the external world market. A stable trajectory of progressive development does not take into account the subjectivism of priorities, but points to the justified necessity of complicating, evolving global development, rather than resorting to more familiar, obsolete systems of interaction that do not allow resolving urgent problems in all areas of activity. The economic driver of the state is the driving mechanism, program management, strengthening, planning and the formation of subjective threats and challenges in the objectivity of the creative scientific approach to solve problems and the stimulus to active action that allows our state to rightfully occupy a worthy place in the eight leading powers of the world economic elite
              Для рассмотрения вопросов, касающиеся глобальных тенденций развития и трансформации мировой экономики в условиях нестабильности мировой экономической системы и формирования новой экономической реальности; исследованы глобальные вызовы, угрозы и риски, связанные с неопределенностью развития в меняющихся экономических и геополитических реалиях (старение населения, антропогенное воздействие на окружающую среду, технологические риски в секторе финансовых технологий и пр.); проанализированы основные факторы и условия, определяющие развитие мировой экономики; изменения в расстановке сил на мировой арене в 2017г были рассмотрены следующие темы:
Секция 1«Глобальные тенденции и сдвиги в мировой экономике: новые реалии и вызовы» (модератор Архипова В.В., к.э.н., с.н.с. ИЭ РАН);
Секция 2. «Внешние и внутренние вызовы и риски для экономики России» (модератор Пылин А.Г., к.э.н., зав. сектором ИЭ РАН);
Секция 3. «Пути выхода экономики России на устойчивую траекторию экономического роста и новые драйверы экономического развития» (модератор Катуков Д.Д., м.н.с. ИЭ РАН);
Секция 4. «Механизмы и инструменты перехода России к новой модели устойчивого роста и инновационного развития» (м Федорова Е.С., к.э.н, с.н.с. ИЭ РАН; Никитина С.А., м.н.с. ИЭ РАН).
        Тематика докладов, представленных на конференции в 2017г , очень актуальна и охватывает широкий круг глобальных и региональных проблем мировой и российской экономики, затрагивает вопросы разработки новой экономической модели развития нашей страны, новых тенденциях в глобальной экономике, новой реальности в мировой экономике, что неминуемо приведет к появлению принципиально иных моделей и путей развития, к формированию нового мышления, к переосмыслению основ нового общественного устройства. Перед российской экономикой, испытавшей шоки воздействия финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг., а также последствий 2014 г., связанных с резким падением цен на нефть и введением западными странами экономических санкций, стоит неотложная задача построения новой модели российской экономики, связанной со структурной перестройкой, появлением новых технологических возможностей на базе четвертой промышленной революции, технологическими прорывами в сфере цифровой экономики; развитием инновационных финансовых технологий и пр.
         В связи с этим перед учеными стоит задача проанализировать суть и особенности происходящих перемен, найти новые модели государственного и экономического устройства, а также глобального миропорядка, которые были бы адекватны современным вызовам и рискам:
- механизмы и инструменты перехода России к новой модели экономического роста, в частности, предлагался механизм трансформации института антимонопольного регулирования, анализировались государственные программы импортозамещения, кластерно-сетевая модель организации социально-экономического пространства, различные формы и методы государственно-частного партнерства и д
- необходимость смены экономической модели развития России как условие выхода на устойчивую траекторию экономического роста и инновационного развития.
         В стратегии государственной экономической политики перечислены 25 основных вызовов и угроз экономической безопасности страны:
1. стремление развитых стран мира использовать свои преимущества в уровне развития экономики и высоких технологий, в качестве инструмента глобальной конкуренции;
2. усиление структурных дисбалансов в мировой экономике;
3. использование дискриминационных мер в отношении ключевых отраслей российской экономики;
4. усиление конфликтного потенциала в зонах экономических интересов страны и вблизи ее границ;
5. усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;
6. изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы;
7. деятельность создаваемых без участия Москвы межгосударственных экономических объединений;
8. уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;
9. исчерпание экспортно-сырьевой модели развития и отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;
10. недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики;
11. отставание во внедрении современных технологий;
12. истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей;
13. ограниченные масштабы российского «несырьевого»  экспорта;
14. низкие темпы роста ВВП;
15. несбалансированность российской бюджетной системы;
16. недостаточно эффективное госуправление;
17. высокий уровень криминализации и коррупции в экономике;
18. значительная доля теневой экономики;
19. усиление различий населения по уровню доходов;
20. снижение качества и доступности образования и медицинского обслуживания;
21. усиление международной конкуренции за высококвалифицированные кадры,;
22. недостаточность трудовых ресурсов;
23. неравномерность территориального развития;
24. установление избыточных требований в сфере экологической безопасности, ведущих к росту затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления.
         Приведенные выше инструменты для оперирования в структурировании проблемы  представлены в достаточном объеме и позволяют моделировать каркас решений указанной темы. Как  видно из исходных данных, проблема существует на двух уровнях – внешнем и внутреннем, причем их взаимосвязь и неотъемлемость не позволяет установить приоритеты и выделить  причины и следствия. То, что выше приведено как угроза и вызов России мировым сообществом по существу является слабой стороной, недоработкой, несостоятельностью экономической политики и практики государства. Это не внешняя угроза, но проблема внутреннего характера Состояние мировой экономики формирует реальность российской и субъективность государственной политики является аргументом для отношений к нам мирового экономического сообщества. Но правомерно становиться вопрос о реальной возможности решения поставленной проблемы объективно, исходя из реалий и возможностей.  Обращение политики государства на юго-восток, при отсутствии экономического диалога с западом, безусловно, снизило планку возможностей государства.  Заменитель восточного образца на западный, при всей параллельности технологий, тем не менее резко снизил все экономические показатели. Миграционные потоки, вызванные нестабильной экономической политикой страны, привлекли низкой квалификации рабочую силу, и дестабилизировали рынок труда – с одной стороны переизбытком предложений, с другой стороны – не достаточным предложением качественности и квалифицированности.
         Стремление, возможность тех или иных событий развиваться в направлении экономического развития вновь и вновь сталкивается с проблемой – исчерпанными возможностями высшего уровня развитого индустриализма западной модели и необходимость привлечения сторонних сил юго-восточного контингента, массовость и отсутствие квалификации, которой снижает требования социально-экономической политики и лишает смысла развитие; эволюции, реформации и вообще работы в данном направлении. Разноуровневость требований реального времени экономического состояния и объективного состояния рынка труда, науки, индустриализации, не позволяет надеяться на позитивный расклад событий. Патриархат, возврат к перманентному состоянию экономики, политика невмешательства, бесконтрольности на фоне фрагментарных суперэкономически презентабельных проектов времени не позволяют решить проблему комплексно, но решая её формально, отягощает обстоятельства, видимо до критической, революционной, насильственно-событийной народной практике. Практике, когда отсутствует здравый смысл, и решение вопроса не реальна иным, цивилизованным путем, поскольку он не нужен управленческой структуре, вуалирующей реальность под эгиду иного рода и характера. Противостояние западной и восточной экономической модели, формально требующей третьей, компромиссной, тем не менее не решается сверхвозможностями электронных систем и технологий, но требует поступательного, планового, конституционного трудоемкого процесса социально-экономического института государственного адекватного руководства процессами, формирующими реальность экономической политики государства. Противостояние западной модели, восточной модели и третьей – российской, не может быть решена без понимания неадекватности реакции на  ограничение реалий третьей стороны в двухстороннем экономическом пространстве. Приведение к единой норме западной модели – безусловное требование, качественность которого потребляет массовость иных моделей и не позволяет существованию адекватного мира экономической стабильности, развития и прогресса. Но по свойству третьего мира не способность к восприятию высшей реалий и требованию времени, или формальное отношение к данным объективным условиям существования постэкономического мирового пространства, как костной, отмирающей системе и структуре мирового общества, не позволяет надеятся на безболезненное, культурное решение проблемы. Экология пострадает первой – исчезнет флора и фауна вследствие нерентабельных, но презентабельных проектов «Северного потока», другое. Экология человека, так же стиснутого в огромный потенциал предложений и невозможность даже минимально должного социально-экономического потребления, бюрократические барьеры, коррумпированность, формализм, провоцирующие криминальные методы и способы решения данного противоестественного состояния, лишающего этически-морального, нравственного, духовного потенциала человечество, неминуемо приведет к резкому не только экономическому спаду, но регрессу в целом на фоне демонстрационно-презентационных условных показателей процветания государства, мира.
          На объективном поле решения проблемы лежат следующие причины дуальности западной и российской экономической модели, являющимися не вызовами и угрозами, но причиной и следствием экономической политики государства:
 конкуренция на мировом рынке сбыта индустрии и технологий - монополия на европейском рынке нефтегаза;
исключение российского присутствия на возможном экономически реальном поле – регулирование цен на валюту и нефтегаз;   
 истощение мировых возможностей финансового приоритета - неадекватность государственной политики экономического хозяйствования;
переход на виртуальные технические и финансовые системы - включение в развитые структуры экономики слабых партнеров;
высота достижений, приведшая к единоличному представительству - невозможность достичь высоты и привлечение партнеров низшего уровня, как единственно реальные, ответные мероприятия, продиктованные объективным требованием сохранения какого либо видимого баланса;
ведение политики инструментами реалий (санкции, миграционные потоки) – нежелание, невозможность объективной оценки, перестройки на работающую модель;
дисбаланс стабильности в связи с ассимиляцией – падения прожиточного и культурного уровня вследствие понижения партнерского состава государства и его миграционной экономической политики; другое.
        Таким образом, использование стихийного, накопленного потенциала экономического мирового процветания, имеющего объективность качественно-временного и количественно-пространственного момента реалий, закончился, нового, наработанного потенциала не достаточно для решения назревших вопросов, стихийное балансирование экономического и политического состояния мировой практики, приводящее к утяжелению проблематичности, приводит к агрессивной форме диалога, как несостоятельность адекватного реагирования. Политика замалчивания причин, как не дипломатичной формы ведения диалога, тем не менее, только нагнетает противоречия, созданные  нерешенными, накопленными проблемами «человеческого фактора» - антигуманность, антиплюрализм, а по сути дела равнодушие, бездействие, формальность, субъективность, решающие следственность, а не причинность события, факта объективного процесса. Объективность процесса -  стремление низших масс занять высшее положение без на то оснований, кроме антигуманных, тем не менее требуют тщательной и адекватной работы эволюционного плана по  воспитательной, образовательной, культурной программе цивилизации. Иначе у нас получается – «нанайский чум» в  випквартире, где санузел считается дуростью, поскольку экскременты считаются основным источником, причиной  и аргументом социализации в развитом обществе. И это не утрированная форма, это реалии сегодняшнего состояния общества, когда «бомжовские» нормы стали социально приемлемыми, негласно признанными и объективно существующими в фиктивности реалий социума.
          Практика и опыт развитого индустриального периода существования государства, диалог власти и гражданских институтов государства, социальные реалии, потребительские предложения, состояние качества и номенклатуры рынка сегодня заставляют думать о  многих угрозах существования не только в экологическом плане, но и в физиобиологическом присутствии как таковом, в ментально-опосредованном континууме.
          Программа автора «АБСОЛЮТ», работающая с 1995г, раскрывает все назревшие вопросы, находит пути решения, не позволяя агрессивным методам эксплуатировать и искажать материал и наработанный потенциал, созданный в 29 книгах, 15 программах, и 15 выставках, в работах и статьях в 9 институтах РАН, МГУ, министерстве культуры и просвещения, как на региональном, государственном, так и на мировом контексте. Несколько резкая форма продиктована необходимостью адекватного реагирования и формирования соответственно нормам общественного и научного сообщества соответственной работы в указанном направлении, а не формализовать проблему до агрессивной стадии презумпции абсурда.
30.08.2018г


Рецензии