Культура. форма жизнетворчества

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
КУЛЬТУРА, КАК ФОРМА ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА

       Культура, как форма жизнетворчества современного общества, как системообразующая в структуре образования и просвещения, уровня, неотъемлемому условие эволюции и цивилизации человечества. При всех исключительных высших канонов российского образования, соответствующих тенденциях данного периода жизни, несколько недостаточно освещено в образовательном процессе воспитание нового поколения научных работников культуры и искусства, как формообразующих уровень и степень культуры и цивилизации государства. Современная направленность культуры и искусства, требующая бизнес и имидж презентационного уровня не имеет данных ингредиентов,  как в выразительном, так и в качественном своем носителе и поэтому требует определенного внимания и работы соответственно во избежание порождающих эксцессов реалий.
Образованию в сфере культуры и искусства принадлежит значительная роль транслятора культурного и социального наследственного опыта поколений.
Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества.  Ю. М. Лотман
       Культура – это высшие нормы нравственной, интеллектуальной, духовной жизни, выработанные человечеством за период своего существования  и признаки её существования, развития в жизни современном обществе, столь же высоко этические, показатель уровня эволюции цивилизации.
Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся. Уайльд О.
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Дидро Д.
Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее,  неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Достоевский Ф.М.
Искусство – это не физиологическая, но нравственно-этическая способность человека воспринимать красоту, гармонию, творчество, воплощать их.
Культура и искусство — это важнейшие составляющие жизни любого общества, показатели уровня его развития и нравственности. Поэтому так необходимы специалисты высокого класса, которые создают их, формирую политику, несут в массы культуру и искусство соответствующего канона, образца и нормы.
Богатство духовной культуры воспитывается и передаётся в эстафете поколений, в учебных заведениях, где сосредоточены научные, исторические, религиозные, социальные знания и опыт, удовлетворяет потребность общества в воспитании личности и самореализации, решении духовных проблем, поиска смысла жизни.
ВУЗы сферы культуры и искусства России предоставляют основательное классическое образование и во все времена имели мировую славу. Несмотря на политические потрясения и преобразования последних десятилетий, они сохранили свои лучшие образовательные традиции, соответствуют запросам современного общества, времени, совершенствуют преподавательскую деятельность, вносят инновационные идеи в образовательный процесс, позволяющие формирование выдающейся личности, профессионализма.
      Современный мир может быть до бесконечности нов и разнообразен, но неизменен в культуре – как Духовности, в деяниях своих – как Творчестве.
      Таким образом, образованию в сфере культуры и искусства принадлежит значительная роль транслятора культурного и социального наследия опыта и навыков.
      Современное общество имеет тенденции к упрощенному минимализму искусства и культуры в глобализации мировых процессов. Такая перспектива создалась вследствие развития техники и технологий, доступности огромного разнообразия объектов внимания и пристрастия. Своеобразная палитра мирового творчества, представляющая практически все возможные стили и направления творческой мысли и способов её проявленности в искусстве и культуре, оставили современность без каких либо шансов создать что либо новое. Очень часто просто обескураживает медийное предложение переложения в современном варианте классических вещей, поскольку общество не желает видеть подлинник, а требует её упрощенной, облегченной и укороченной версии.
       Пресыщенность современного общества классикой – её глубиной, лиризмом, трагизмом, высокими идеями и поисками смысла жизни, подвига и служения, требует спектр реализации тем от «сохи» - примитивизм и «правда-матка» жизни незатейливых сюжетов простого народа, алкаша и наркомана, зека и бомжа. Именно это дает возможность современному абоненту,  пользующегося благами искусства и культуры, почувствовать себя человеком, имеющим право на великое наследие культуры и цивилизации. Поэтому созидание и слово «новое» в современном искусстве – это так же шокирующий примитивизм в избрании темы и качестве её предложения. В основном, это те реалии, которые человек воспринимает.
       Современное искусство проходит испытание временем, отображая действительность, через темы, являющиеся актуальными, востребованными, допустимыми, посредством различных выразительных средств и способов, качество которых определяет степень культуры общества – знания, умения, идеи, мастерство, носящие определительное свойство цивилизации, её уровень относительно идеального, академического, высшего, не зависящего от диктата простанственно-временного континуума оправдательных и объяснительных категорий субъективизма.
        Но искусство и культура всегда отображали действительность, её красоту и реальность, всегда была дорогостоящей, заказанной властью или капиталом для  прославления идеи, принципа, красоты, высоты, веры, подвига, выдающегося события, человека, созидаемая для человека, общества, государства.
        Ценз и влияние моды, психическое лоббирование течений, автоплагиат классической тематики, протест общественности против диктата академической школы, мнимые инновации, разрушающие целостность творческого восприятия, гармонию, сущее, воспитательно-образовательное свойство произведения, другое  -   не принимается, как  не соответствие идее, её качеству и цели, не выполняющую задачу прогресса, повышения уровня культуры, образования, ответственности, воспитания, другое для человека, общества, государства в мировом контексте норм цивилизации.
        О творчестве народном, фольклорном, промышленном и для массового потребителя, ранее уже говорилось и не входит в рамки данной статьи.
        Современное искусство имеет, тем не менее, отличную базовую академическую платформу выразительных средств, качества просто уникального свойства. Это современный зритель наблюдает на широких экранах, реже на полках собственных шкафов, наряду с несомненными шедеврами, не столь часто в зрительном зале, где мастерство и профессионализм заменяют здравый смысл и творчество.
        Таким образом, современное искусство проходит испытание временем, отображая действительность, через темы, являющиеся актуальными, востребованными, допустимыми, посредством различных выразительных средств и способов, качество которых определяет степень культуры общества – знания, умения, идеи, мастерство, носящие определительное свойство цивилизации, её уровень относительно идеального, академического, высшего, не зависящего от диктата простанственно-временного континуума оправдательных и объяснительных категорий субъективизма.(отрывок из статьи «ТЕМА И КАЧЕСТВО ЕЁ РАСКРЫТИЯ – ПРИЗНАК КУЛЬТУРЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ» )
*
       Проводя экспериментальное исследование современного искусства, наряду с несомненными удачами и находками в темах и их воплощениях, реализации, поневоле приходишь к неутешительному выводу – общей тенденции профанизма, упрощения, лубочности, во имя зрелищности, бюджетности, медийности, причем, зачастую просто вопиющей. Псевдотворчество Серебрякова, фильм А. Учителя «Матильда», лауреат книга Л.Данилкина «Ленин. Пантократор солнечных пылинок», настолько не соответствующих ни историческому материалу, ни канонам творчества и просто культурному, этическому уровню профессионализма, но недопустимому глумлению над высшими идеалами, элементарной нравственностью  и просто человеческой культурой, что приходится лишь поражаться терпимости и политике невмешательства, бесцензовости идеи, ее реализации. При работе не с системой, но с отдельными лицами творческого плана в течении двух лет, такая тенденция более смягчающаяся – при соответствующей критике и направленности, работы приобретают осмысленный, целостный ракурс. Но возникновение причинности вторичного плана – некорректное заимствование ментального потенциала, не только в качестве тона, фона, но и более крупных форм автоплагиата, возникает проблема критического снобизма, своеобразного ёрничества, самобичевания во имя оправдания, свойственного российской «кухонной», «дворовой». Форме «народного» творчества, из-за недостаточности форм и средств выражения, присущей невысокой культурной среде, недостаточному образованию, другое.(указанные работы опубликованы на портале автора «проза.ру», «стихи.ру» Г Молокоедова 3)


Рецензии