Лингвистика романская литература

                «Романистика в эпоху полилингвизма»
 
                РОМАНСКАЯ МЕНТАЛЬНАЯ ФОРМА ТВОРЧЕСТВА
                АННОТАЦИЯ
               Пристальное внимание современной науки к романистике в литературе – есть попытка понять  и перейти на новый уровень высокого искусства новыми выразительными средствами. Романская литература уникальна своим наследием и будущим – являясь наследницей эллинской высочайшей базовой культуры, романистика стала основой, фабулой, неотъемлемой частью для эпохи Возрождения. Романистика своей уникальной структуризацией, вниманием к гармонии и изяществу выразительных средств,  идее мифологии и религиозности, породила четкие грани логизма, деталировки, конкретики, методики этического и духовного восхождения на всех уровнях и возможностях гражданских институтов и слоев общества, стала формообразующей для готического стиля. Легкая, изящная форма поэзии и новелл, тем не менее, затрагивает глобальные проблемы и служит проводником в мир высших категорий и духовно-нравственный горний мир божественности. Романистика, комплексно изучаемая современной наукой, позволит вернуться к утраченным ценностно-этическим нормам культуры, обрести форму приемлемости, примирения с действительностью и необходимостью, продиктованной не формально бизнесвариантом, но реалиями эволюции культуры и творчества – ментального и эстетического, образовательного и формообразующего, доступного и неупрощенного свойства и качества пространственно-временного континуума.
                КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Транскрипция; концептуальный анализ; когнитивно-дискурсивное пространство; рефлексия субъективности реалий; социальные коннотации; перевод; адаптация; эквивалент оригинала.

                Molokoedova Galina Yurevna
                ROMANIAN MENTAL FORM OF CREATIVITY
                ANNOTATION
               The close attention of modern science to romanistics in literature is an attempt to understand and pass to a new level of high art with new expressive means. Romance literature is unique in its heritage and future - being the heir of the Hellenic highest basic culture, Romanistics became the basis, the plot, an integral part of the Renaissance. Romanism with its unique structuring, attention to the harmony and elegance of expressive means, the idea of mythology and religiosity, gave rise to clear lines of logism, detailing, specifics, methods of ethical and spiritual ascent at all levels and opportunities of civil institutions and social strata, became a form-building for the Gothic style. A light, elegant form of poetry and short stories, nevertheless, affects global problems and serves as a conduit to the world of higher categories and the spiritual and moral mountain world of divinity. Romanism, comprehensively studied by modern science, will allow us to return to the lost values and ethical norms of culture, to find a form of acceptability, reconciliation with reality and necessity, dictated not by a formal business version, but by the realities of the evolution of culture and creativity - mental and aesthetic, educational and formative, accessible and unsupported properties and qualities of the space-time continuum.
                KEYWORDS
Transcription; conceptual analysis; cognitive-discursive space; reflection of the subjectivity of reality; social connotations; transfer; adaptation; equivalent to the original

      Современное положение культуры, образования, воспитания в обществе проявляет некоторые проблемы, которые призваны решать и обсуждать широкие массы гражданского общества и углубленное изучение, формообразование, законодательность научных учреждений.
      Пристальное внимание современной науки к романистике в литературе – есть попытка понять  и перейти на новый уровень культуры, высокого искусства новыми выразительными средствами, включающими в себя идею, тематику, опыт и возможности, присущие исторически объективному культурному наследию творчества во всех его проявлениях.
      Разностороннее изучение проблемы позволяет найти способы решения адекватные и реалистичные, уходя от формализма, утрирования, профанации и фиктивности. Рассматриваемые темы на конференции:
1. Изучение структурных уровней романских языков в синхронии и диахронии: фонетика, морфология, синтаксис, словообразование, лексика, фразеология;
2. Перспективы когнитивно-дискурсивных исследований в романских языках.;
 3. Современные методы преподавания романских языков в эпоху полилингвизма;
4. Междисциплинарные подходы в современном романском переводоведении;
5. Романские языки в диалоге культур;
- раскрывают ряд задач, решение которых подразумевают решение назревшей проблемы.
      Когнитивно – дискурсивное пространство проблемы в аспекте концептуализации и категоризации рассматриваются как взаимосвязанные, но различные по результату и функции мыслительные процессы. Категоризация является более значима, как метод отнесения познаваемого объекта к некоторому классу, в качестве которого выступают категории, выражающие наиболее существенные отношения тех или иных областей действительности, знания и деятельности тогда как когнитивность -  способность к умственному восприятию и переработке внешней информации, её опосредованная данность. Роль дискурсивности - выявлять типы и принципы структурирования, описывать роль дискурсивной объекта, личности в организации  дискурсивного пространства.
       Тогда проблема онтологии научного текста дискурсивного пространства и когнитивных условий его формирования, несмотря на плодотворное и многоаспектное изучение, останется еще для многих поколений лингвистов перспективной областью исследования Это связано с утверждением в современной лингвистике новых научно-исследовательских парадигм, предназначенных для описания языка и речи в аспекте так называемого «человеческого фактора».
       Метод анализа текста, когнитивно-дискурсивный, применяемый при определении   коммуникативно-когнитивного пространства  изучаемого объекта, включает приёмы функционально-смыслового и коммуникативно-прагматического характера. Он предусматривает определение базового предмета изображения и ключевого концепта, а также  языковых средств, которые используются при реализации соответствующих коммуникативных стратегий и тактик. Выявление механизмов участия всех названных составляющих в генерации драматургического дискурса составляет суть предложенного метода.
       Исследование коммуникативно-когнитивного пространства творческого объекта базируется на лингвофилософских идеях, положениях и категориях: учение о языковой личности как субъекте речепорождения, текстообразования и речевосприятия, декодирования когнитивных структур.
Полилингвистика, как наиболее целесообразная, представляется социологически рефлексировная, причины актуализации её, как в объективных условиях творческой деятельности, так и в их субъективных социальных стремлениях к профессиональной успешности. Современное полилингвальное взаимодействие – это использование профессиональной иноязычной терминологии и социальный фон языкового материала: традиции, мимический и пантомимический коды, национальную картину мира - и . становится важнейшим фактором профессионализации. Поэтому регулирование полилингвальных процессов в науке и творчестве превращается в самостоятельное направление деятельности по обеспечению профессионального развития, предполагающее проведение научных исследований, организацию непрерывной подготовки кадров, научно-методическое обеспечение полилингвальной профессиональной практики.
В силу отмеченных обстоятельств актуальность диссертационного исследования определяется:
- востребованностью разработки тезауруса темы исследования в социологическом дискурсе, как феномен качественности, идеологии, нравственности;
- потребностью в социологическом исследовании полилингвизации в контексте профессионально-отраслевой динамики ;
- необходимостью научно-методического обеспечения непрерывной профессиональной подготовки и самоподготовки полилингвальных кадров, способствующей целесообразной, рентабельной, адекватной, логической, результативной работе системы;
- социальным запросом на разработку и дифференциацию видов полилингвальной компетентности, с учетом лингвострановедческой составляющей, введение которых в практику способно обеспечивать  интернациональные профессиональные коммуникации в сфере культуры, науки, образования.
       В соответствии с темой диссертационного исследования актуализируется необходимость научного изучения феномена полилингвизма как в традиционном, так и в инновационном контекстах.
Степень научной разработанности проблемы характеризуется увеличением интереса социологов к вопросам роли полилингвизма в профессионально-отраслевой динамике. Социальный характер языков во взаимосвязи с вопросами их происхождения и развития в обществе начал рассматриваться учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем, Цицероном и др.
       Язык, его пространство и культура становится глобальным, международным  благодаря своим особым структурным свойствам, лексическому объёму,  великой литературе, культуре, религии, созданной на нем в прошлом, политическим влиянием его носителей в мире. Поэтому романистика, особо выделена на обще историческом фоне развития лингвистики, лингвокультуры.
Романи;стика (лат. romanus — римский), или романская филология, — область индоевропейской филологии, изучающая романские языки и литературу, а также фольклор и культуру романских народов Старого и Нового света. Романистика возникла ещё в Средние века, преимущественно как смежная гуманитарная дисциплина, трактующая отношения между классической латыньюи романскими языками. Интерес к романистике возрос после появления поэзии трубадуров, использовавших для записи песен провансальский язык. Но как наука романистика появилась лишь в эпоху Возрождения, поскольку до этого многие романские языки считались лишь диалектами, говорами, койне, идиомами латыни.
Романским принято называть период в европейском искусстве, начиная  с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, но также внедрила очень много своих специфических элементов. Романское искусство испытало также сильное влияние византийского искусства, особенно в живописи. В дальнейшем, пройдя через антиклассический энергичный декор искусства Британских островов, в Европе сформировался новаторский и гармоничный             
       Романистика в литературе различала два вида: «ученую» и «народную», к первому классу относились латинские тексты и придворная поэзия, ко второму — все остальные произведения, считавшиеся, в духе романтиков, первородным искусством.
       Перевод латинских текстов, их адаптация — приблизительных, упрощенных или комментированных эквивалентах оригинала, обычно с помощью стиха — почти всегда восьмисложника, закрепившегося к тому времени в повествовательной традиции. Процесс демифологизации, по утверждению современных специалистов, не существовал, творчество носило переходный характер, присущий новому взгляду, осмыслению на исторический материал, опыт предков, коллективное подсознательное народа. Античные мифологические сюжеты и поэтика уже не опирались на мифологически глубинную категорию творчества, но  по требованию социального пространства приобрели форму игровой, образовательной легкости, театрализованости  при дворах Юстиниана, Карла Великого и Оттона. Мифологичность ранних национальных литератур ирландской, исландской выражается всказочности  — красивых и авантюрных элементах куртуазной литературы. Параллельно происходит смена аффективной мотивации поступков героев на более сложную — морально-психологическую.
      Крупнейшие поэты романистического стиля,  высокого Средневековья и раннего Возрождения -  Данте, Чосер, Боккаччо утверждали жанры немифологических произведений и новой поэтики, в основе которой — акцент на вероятность, и даже общеизвестность рассказанного.
       Появление письменной прозы ознаменовало глубокий сдвиг в традициях. Этот сдвиг можно считать границей между архаической эпохой и Новым временем.
       До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку.
Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность.
Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, — это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари.
     Первым филологом-романистом считается Данте, много сделавший для становления литературного итальянского языка. Уникальность творчества Данте, вошедшего в сокровищницу мирового звучания, как эталон высокого идейного, морального, нравственного, духовного, религиозного и лирического, романтического содержания, до сих пор не превзойдено и служит образцом для изучения.
      Постепенно сфера романистики расширилась. Теперь она занимается не только собственно романскими языками, но также изучает культуру романских народов. Особый интерес для романистов представляет процесс возникновения и эволюции романских языков из латыни, сам процесс романизации, включая субстрат, суперстрат, адстрат, а также классификация романских языков и диалектов.
      Романистика в лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, крупнейших лирических поэтов средних веков, мы находим полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики. Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера, а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), — происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание.
      Текст адресовался публике, воспитанной на изобразительных искусствах и ритуалах — на взгляде и жесте; голос создавал третье измерение этого пространства в практически неграмотном обществе. Способ обращения поэтического продукта предполагал наличие в нём двух факторов: это, с одной стороны, звук (пение или просто голосовые модуляции), а с другой — жест, мимика.
        Эпопею пели или читали нараспев; лирические вставки, встречающиеся в ряде романов, предназначались для пения; какую-то роль играла музыка в театре.
       Отделение поэзии от музыки завершилось к концу XIV века, и в 1392 г. этот разрыв фиксирует Эсташ Дешан в своем «Поэтическом искусстве» — здесь отсылает к риторической операции, он различает «естественную» музыку поэтического языка и «искусственную» музыку инструментов и пения.
      Романистика – это рассказ и новелла характеризуется тяготением к необычным ситуациям, стремительным развитием действия, неожиданной развязкой, целостностью впечатления, формальной точностью и лаконичностью. Напротив, рассказ отличается простотой сюжетики, замедленностью действия, большей описательностью и многообразием форм «единства эффекта или впечатления», которому подчиняются все структурные элементы произведения, включая организацию текста общество пилигримов, относящихся к самым различным слоям общества, разных полов, различных темпераментов и возрастов
     Яркий представитель романической литературы - Боккаччо обладал и выражал в своем творчестве гуманистический индивидуализм, фактически предлагая исторически новую, действительно революционную концепцию действительности, где рассматривался земной, реальный, внутренне свободный человек как центр посюстороннего космоса.  яркая образность героев, его новеллы отличаются художественным изяществом, нетрадиционной трактовкой фабул. Центром романа Боккаччо выступает проблема самосознания личности, получившая широкую перспективу в дальнейшем развитии культуры Возрождения.
     Таким образом, романистика для  культуры и искусства современного мира стала основополагающей, формообразующей концепцией развития в глобализации постмедиопространственного континуума. ОРоманистика гибко и адекватно реагировала на изменения и запросы общества, работала с формой, видами и предметами искусства, творчества, науки - адекватно, углубленно, находя выразительные средства и мастерство их реализации на самом высшем, цивилизованном уровне, критически подходила к проявлениям низшего качества и свойства и ликвидировала их способами и средствами, аналогичными и  свойственными жизни, природе бытия, объективно, поступательно, на законодательном, высшем уровне. Методы и свойства которых, её функции, вследствие её закрытости, так называемом феномене «подразумевания», «самого собой разумеющегося», для современника не выявленного поныне -  феномен, знакомый высоквалифицированным переводчикам, остается востребованным и актуальным для изучения и работы научных и творческих категорий и реалий.

.


Рецензии