По волне моей памяти...

По волне моей памяти…
 
Недавно нахлынули воспоминания о моей поездке в город -побратим Гранд Форкс, штат Северная Дакота, США.
Мне повезло познакомиться с системой образования в США воочию, а не только по книгам.
А какие доброжелательные там люди-педагоги и ученики!
Я привезла оттуда огромный заряд позитивных эмоций и ворох подарков!
Поскольку поездка была образовательной по линии городов-побратимов, то и окружали меня в основном педагоги и подарки были *педагогические* - это и школьный классный журнал (очень похожий на наш), и точилка для карандашей (которую я подарила своей 4 школе), и степлер ( о котором в то время, в 90х годах, у нас и понятия не имели), а также множество печатной информации – буклеты о Гранд- Форксе и близлежащей территории –Grand Forks area, сувениры. Некоторые экспонаты я подарила Ишимскому краеведческому музею, где желающие могли познакомиться по интересующей их теме.
Но обо всем по порядку. Поскольку я всю свою трудовую жизнь (с 1978г.) работала преподавателем английского языка, воспитывая учеников в духе интернационализма, ведя переписку с зарубежными странами и привлекая к этому своих учеников, знакомила их с культурой и реалиями англоязычных стран, в течение многих лет руководя школьным КИДом (Клубом Интернациональной Дружбы). В 4 школе это был клуб «Рукопожатие», о котором помнят многие тогдашние ученики.
В 90-е годы в Ишиме при администрации города работал Центр НТТМ (научно-технического творчества молодежи),руководимый Лукьянцем Андреем Николаевичем. В рамках этого проекта было создано общество «Контакт» по связям с городом-побратимом Гранд Форксом из США.
Моя семья Марковских была активным участником этого проекта. Помимо переписки ( а тогда еще не было интернета), мы собирали посылки с сувенирами для своих американских друзей, появилась возможность встреч в рамках побратимских связей – наша страна открывалась миру!
В КИДе мы проводили праздники, ярмарки, конкурсы и это нравилось многим детям! В городе создавались группы для поездок к друзьям в США. Сначала это были музыканты Ишима, затем - представители администрации города, медики, учителя.
С ответными визитами побывали мэр г. Гранд Форкса Майкл Половиц, смешанная делегация из бизнесменов, медиков, учителей, представителей торговой палаты. Затем были медицинская делегация, дети и т.д.
Кстати, первым американцем из города-побратима был композитор и музыкант Джеймс Фрай, которого помнят многие ишимцы. Мне были более близки коллеги по образованию – Орвилла Брунсон, Гленн Трембат, Бонни Хаусман, тогда еще студентка русского языка, а сейчас учитель. Чаще всех у нас бывала медработник Объединенного госпиталя, а  впоследствие координатор по связям с городом - побратимом Кэти Мерфи Браатен.
К слову сказать, первым координатором была пацифистка Вирджиния Миллер, удивительная женщина, посвятившая себя делу мира и прогресса.
 Сколько теплых  воспоминаний о поездке в Гранд Форкс хранит моя память! С какими замечательными людьми мне довелось повстречаться!
Наша образовательная делегация  состояла из 2х педагогов - Гультяевой Нины Ивановны, учителя англ.языка 5 городской школы и меня, Марковской Татьяны Ивановны, учителя 4 ж.д. школы а также 5 детей- Кулешовой Юлии, Марковской Оксаны, Пузыниной Натальи, Просветовой Ирины и Григорьева Алексея.
Множество фотографий подарила нам принимающая сторона, много незабывемых событий!
За месяц пребывания в городе-побратиме (кстати, в американском переводе это «города-сестры», sister-cities) нас опекали как младших сестер и братьев старшие товарищи американцы.
Была  разработана насыщенная программа пребывания - это и учеба детей со своими сверстниками в школе, и  проживание в семьях американцев-семейный шоппинг, совместные ночевки подруг (так называемые sleepovers), посещение гостей семьи и др. На целую неделю нас вывозили в загородный экологический лагерь Wolf Ridge, где дети общались в непосредственной обстановке, знакомилась с природой и животным миром Северной Америки.

Меня моя подруга Ори Брунсон, у которой я жила целый месяц, на уик – энд повезла в Национальный парк им. Теодора Рузвельта. Сама дорога по огромной пустынной прерии, небольшие городки и деревни, а также бизоны и собачки прерий (похожие на сусликов), которые встречались нам по пути - все было незабываемым событием! Остановка в г.Медора в придорожном ресторанчике на обед, непрожаренный стейк из бизона, гостиница-saloon –все создавало атмосферу Северной Дакоты, ковбоев, Дикого Запада!
Приехав в столицу штата, город Бисмарк, мы отправились в местный краеведческий музей, окунулись в историю пионеров-открывателей Америки, отметив свой визит в гостевой книге, осмотрели старинную технику -паровозы, двигатели и др. а также останки вымерших животных, населявших территорию. И, конечно же, незабываемое зрелище каньонов, величие ПРИРОДЫ! На обратном пути из столицы нам показали  последние достижения американских технологий – искусственно созданные шлюзы – вершина инженерной мысли! Восхищения от созерцания природы и созданий человеческого интеллекта навсегда поселились в моей памяти!
Довелось нам, делегатам-детям и взрослым побывать в Музее Науки и Техники в г. Сент Пол, столице штата Миннесота, в местном Здании Парламента и на Маяке озера Верхнее, собрать коллекцию камушков с Великого американского озера.
Теперь - о педагогах, нас принимающих. Н.И.Гультяеву принимал учитель географии Гленн Трембат, а меня- Джим Хенли, тоже учитель географии в школе South Junior High. Учителя-мужчины, как, впрочем, и мужчины-уборщики – явление обычное в США. Это неудивительно в мужской стране! Без излишней суеты, по-мужски, проходили дни учебы в школе. Конечно, волнение со стороны детей чувствовалось - все-таки гости из такой далекой страны-России! Женщины-педагоги проявляли больший интерес к гостям, задавая вопросы, весело и непринужденно общаясь с нами, как с инопланетянами.
Чем схожи наши люди? Я бы ответила –провинциальностью, доброжелательностью. И они, и мы –жители небольших городов и жизнь наша, и количество городских событий примерно одинаковы.
Система образования очень отличается от нашей.
Начальное образование (primary schools) очень напоминает наше дошкольное образование с большими комнатами-классами, с обилием красочного визуального материала, с детской мебелью- все располагает к непосредственному и неофициальному восприятию знаний, общению.
Средний возраст (junior high schools) уже занимается по академическому типу, за партами (кстати, на 1 человека), которые составляются рядами по мере необходимости или в произвольном порядке или попарно.
Не обходимо отметить, что учащиеся сами по своему желанию выбирают предметы, которые им пригодятся в дальнейшей жизни и набирают баллы  по 100-балльной системе. У них также развито соревнование- кто наберет больше баллов по предмету, кто лучший в спорте, в искусстве и других номинациях.
Перед уроками - короткий брифинг 10минут для классного руководителя отметить посещение, причину отсутствия, дать указания на день.
Уроки длятся 40минут, плюс 10 минут в конце на выполнение самостоятельной работы. Кто устал-выполняет дома. Звенит звонок на перемену -10-15минут, чтобы сходить в туалет, к локерам (индивидуальным шкафчикам, где хранится одежда, учебники, тетради и др. школьные мелочи),поменять учебники и тетради для следующего урока, поболтать, размяться. Обеденный перерыв-30минут. В столовой - шведский стол, кто-то приносит свою еду в ланч-боксах. Релаксация, отдых.
Затем-звонок на урок, и т. к. у каждого ученика – свое расписание уроков, начинается так называемый стриминг (streaming)т.е. течение по разным руслам- кто на математику, кто на историю, кто на физкультуру. У каждого учителя- свой предметный кабинет, оформленный соответствующе и эстетично. Классов в нашем понимании нет. Конечно же, дети объединены общей целью-подготовкой коллективных событий, и у них есть тьюторы, но в целом, учащиеся сами выполняют так сказать свою программу образования. И мне думается, это имеет больший эффект, чем наше уравнивание, дети вырастают более самостоятельные, независимые, здравомыслящие, а не потребляющие *прожеванную* информацию.
Приглашали нас на перфоманс, т.е. театральную постановку силами учащихся, мюзикл, дискотеку. У них своя школьная субкультура, свои звезды, свои ценности.
В старших класах (senior high schools) учеба уже похожа на нашу студенческую со своими внеклассными мероприятиями. Очень много внимания уделяется спорту, созданы свои школьные спортивные команды по разным видам, со своим спортивным духом победы. К школе многие старшеклассники подъезжают на своем автотранспорте, т. к. права выдают с 14лет.
 Обзорно нам показали жизнь Университета Северной Дакоты (UND) ,который занимает большую по площади территорию, где расположены здания университета, студенческий кампус, общежития, лужайка со скамейками для отдыха - все как по ТВ, а также мы посмотрели жизнь колледжа.

В небольшом городке Графтон мы посетили спецшколу для инвалидов. Там обучались дети с большой степенью инвалидности, имеющие лежачий режим.Медико-образовательный персонал развивает их игрушками, даже погремушками. Зрелище не из легких! Директор школы Норм Дьюто очень тепло принял нас, все показал, рассказал, сфотографировал на память и позже, перед нашим отъездом, подарил нам школьный ежегодный журнал (school Year book)  с нашими фото на главной странице. Региональные газеты тоже писали о нас, печатали наши интервью, фото. Композитор и музыкант Джеймс Фрай в нашу честь дал концерт в концертном зале, отметив нашу делегацию, на что местные жители отреагировали бурными аплодисментами.

Интересный интерактивный урок мы посмотрели в одной из школ города. Дети из соседних сел и деревень приходят в свою школу, включают компьютеры с веб камерами, а в Гранд Форксе в класс заходит учитель, пред ним-несколько мониторов, на которых он видит всех учеников, сидящих в классе без учителя и начинается интерактивное обучение- общение в виде телемоста. Ишимских детей представили американским и посыпались вопросы.
Одним из событий нашего посещения города-побратима стала экскурсия в Объединенный госпиталь – региональный больничный комплекс, на территории которого расположен Дом престарелых и хоспис. В больнице был День открытых дверей, где медики выставляли свои экспонаты ручной работы, т.е. то чем они занимаются в свободное от работы время. Ну и, конечно, нам показали больничные палаты, медоборудование, столовые, комнаты пожилых людей Дома престарелых, оформленные по их вкусу, в домашнем стиле. Для престарелых жителей была церковная комната с большой рекреацией.
В одно из воскресений моя подруга Ори повезла меня на службу в Лютеранскую церковь, прихожанкой коей она являлась. В церкви люди приходят семьями. Причем, в одной семье могут быть члены разных конфессий, например, родители-лютеране, а дети - ортодоксальной веры. На сцене выступает священник, все поют общие церковные песни, служители церкви обходят прихожан для сбора пожертвований. В зале- скамьи для сидения, электронная музыка. Это место встречи жителей города по выходным, праздничным дням. Все приходят в праздничной одежде в приподнятом настроении. Все, как в *старой доброй Англии*.
Моя подруга Орвилла Брунсон посещала лютеранскую церковь, являлась региональным директором учительского сообщества *Дельта,Каппа,Гамма*, объехала пол-мира, побывала во всех штатах своей страны. Активный общественный деятель, она в составе смешанной делегации побывала в городе-побратиме Ишиме в 1990м г.
Я долгое время переписывалась с ней, она помогла моей дочке Оксане побывать в Гранд Форксе. В нашей семье Ори была (царство небесное) и есть близкий друг, она всегда отмечала, что мы для нее-особенные. У меня сохранено большое количество ее писем. Мы с большой любовью и благодарностью вспоминаем о ней!
Установились у нас крепкие отношения с Кэти Браатен в то время, когда американская делегация приезжала в Ишим и ее поселили к нам в семью. В Ишиме ей очень понравилось, мы общались на разные темы, т.к. в семье говорили по-английски, и ей было по-домашнему просто.
В интернете я разыскала Кэти и мы с ней по-прежнему поддерживаем дружеские отношения. Кэти предложила, чтобы моя дочь Оксана стала ее русской дочерью, а я в свою очередь *удочерила* ее дочь, американку Эрин. Мы интересуемся жизнью друг друга, наших детей и внуков, шлем поздравления на дни рождения и праздники.
Хочется еще не раз увидеться с нашими американскими друзьями и в Гранд Форксе, и в Ишиме.
Моя дочь Оксана Марковская тоже побывала в составе делегации в США, пройдя предварительный конкурсный отбор. До поездки она переписывалась с девочками-американками Мишель Моэн, Алисой Берг и Сарой Вуд. Встретившись в Гранд Форксе со своими подругами по-переписке, восторгам не было предела! Девочки нарасхват первыми хотели заполучить Оксану к себе в семью. Пришлось тянуть жребий, кто будет первым и Оксана побывала у всех троих, познакомившись с их родителями, родственниками, друзьями и их образом жизни.
Я тоже до поездки переписывалась с учителем географии Бобом Кьюлаком, мы раздавали адреса для переписки нашим лучшим учениками, которые в свою очередь, тоже писали друг другу, совершенствуя свой английский. И мне, как и Оксане, тоже довелось увидеться со своим другом- учителем Б.Кьюлаком.
           Поделилась воспоминаниями Татьяна Марковская
                Ишим, 2017год               


Рецензии