Мамлюки в романе исхака машбаша гл. 3

Глава 3
На щите или со щитом

То, что эмир Дамаска ас-Салих строит злобные планы против султана Египта аль-Адила, намереваясь захватить власть в султанате, не понравилось родственникам в Кераке.
Обида обидой, могли рассуждать они, но не до такой степени! Если пойти с ним на сговор, это не останется секретом. Те, кто примут сторону эмира, могут серьезно навредить себе – султан этого не потерпит и не простит.
Чтобы не оказаться в немилости у султана, родичам ничего не оставалось делать, как арестовать эмира и послать гонца в Каир с подобострастным сообщением.
Никто из них не надеялся на мирные переговоры между султаном и эмиром, хотя они и не могли оценить силу каждого.
К тому же, в крепости Керак правителем был сподвижник султана аль-Камила – Насыр-Дауд, двоюродный брат ас-Салиха, к которому могла бы перейти власть в Дамаске, если эмир будет низложен. Тайные гонцы султана уже спешили к нему из Каира, чтобы уведомить об этом и заручиться союзом против ас-Салиха.
На требование мамлюков во главе с главнокомандующим войска Айбеком освободить эмира, Насыр-Дауд ответил, что крепость возьмут только с головой ас-Салиха.
Мамлюки окружили крепость Керак, подтянули боевые орудия, все было готово к штурму.
Перед боем мы видим родственников, которые оказались по разные стороны. Те, кто раньше были благожелательны друг другу, теперь стали врагами. Многие друзья также стали друг против друга. Видя близких и друзей в таком воинственном духе, остается только развести руками. Что делать? В этом мире каждый интересуется самим собой и своим благополучием.
И все же, мамлюкам удалось освободить эмира без кровопролитья, в обмен на отца Насыр-Дауда – старика Исмаила.
 Когда эмир ас-Салих низложил султана аль-Адила, Насыр-Дауд стал эмиром Дамаска.  Но ас-Салих не забыл своего пленения, не простил измены: крепость Керак султан Египта ас-Салих сравнял с землей.
Став султаном Египта ас-Салих полон честолюбивых планов, думает о генеральном переустройстве.  Он, как пишет Машбаш: «решил не только поднять Египет из развалин, но и возвысить на новую, может быть, еще небывалую высоту».
А что собой представлял  Египет времени правления ас-Салиха?
Египтом, страной с древнейшей культурой, пришедшей в упадок, правили многие народы. Нубийцы, ассирийцы, ливийцы, персы, македоняне Александра Великого, римляне и, наконец, арабы.
Сами египтяне жили, как жили, будто их это не касалось. Они принимали каждого из  завоевателей, как само собой разумеющееся и предоставляли им драться друг с другом.
Когда египтяне принимали христианство, они платили налоги Византии. Когда приняли ислам – платили налоги султану. «Этническая система египтян упростилась до того, что их стали называть не по этносу, а по роду занятий – феллахи, что значит «землепашцы».  (Н. Гумилев)
Бедуины пасли своих верблюдов в пустынях по обе стороны реки Нил. Купцы всех стран везли для эмиров, военачальников, горожан товары со всех концов известного тогда мира. И немаловажным товаром были рабы и рабыни.
Правители не мешали аборигенам жить своим привычным бытом, ограничиваясь сбором налогов.
С конца XII века транзитная торговля пряностями на участке от Адена до Каира находилась в руках наследственной корпорации мусульманских купцов, называемых каремитами. Важным местом их деятельности был также Кус в Верхнем Египте. В распоряжении каремитов был большой флот. Обладая большими средствами, они занимались и банковскими операциями. Торгово-ростовщическая деятельность каремитов являлась надежным источником доходов для правительства. Узаконенный размер обложения купцов всех наций составлял 10% стоимости их товара.

Исхак Машбаш пишет, что: «Могущество государства – это могущественное войско. Ас-Салих из Дамаска забрал с собой в Каир мамлюкские отряды. Тут же он их увеличили на три тысячи воинов. Люди султана разъезжали по невольничьим рынкам средиземноморья и не жалея денег покупали преимущественно черкесов».
С. Хотко пишет по этому поводу:  «Адыгские мамлюки и наемники занимали видное положение в Сирии и Египте уже в доаййубидскую эпоху...
При дворе фатимидских халифов черкесы всегда составляли особую партию, несмотря на формальную разобщенность по разным корпорациям. Их сравнительная малочисленность заставляла чаще действовать и добиваться влияния тайными способами».

С. Хотко приводит выдержку из романа С.П. Бородина «Молниеносный Баязет», который дал следующее описание черкесским мамлюкам: «Черкесы султанской стражи жили своими обычаями, блюли свои уборы, держали тайные сговоры, помогавшие со взгляда узнать своего,  со взгляда обменяться мыслями, одним движением плеча или ресниц предостеречь друг друга или позвать за собой. Сызмалу они привыкли чуять и знать друг друга, и это помогали им в чужой стране стоять против всех,  кто бы ни вздумал им противиться».
Ас-Салиху нужны были верные гвардейцы.
Исхак Машбаш в романе вскрывает глубинные причины будущего мамлюкского военного переворота.
Мамлюкское воинство при ас-Салихе стало учреждением, призванным не только ограждать личную безопасность султана, безопасность границ державы, но ей указана была политическая цель: истреблять любое непослушание силой. Да и процветание султана держалось на мечах мамлюков. Вседозволенность и безнаказанность со стороны мамлюков порождали покорность и страх.

Исхак Машбаш пишет:
«Ас-Салих из Дамаска забрал с собой в Каир мамлюкские отряды. Тут же он увеличил их на три тысячи воинов. Люди султана разъезжали по невольничьим рынкам средиземноморья и не жалея денег покупали преимущественно черкесов. Кроме  этого, сблизился с эмиром адыго-черкесских мамлюков, заручился их поддержкой.
Чтобы создать сильное войско нужны деньги, деньги и еще раз деньги. Добывая их, он повысил налоги, прежде всего обложив ими богачей, а потом всех Египтян. И если кто из них противился, мамлюки султана взыскивали налог силой.
Из Индии в Европу шли богатые купеческие караваны. С них тоже брали налоги. И не только облагали налогами. На караваны с драгоценными грузами устраивали нападения, вроде как бы грабителей.
Всех непокорных купцов, феллахов, бедуинов, друзов, евреев сурово наказывали. Для устрашения вывешивали их отрубленные головы вдоль дорог, на городских площадях.
Специально подготовленные, хорошо обученные отряды мамлюков под началом верных султану предводителей неожиданно и стремительно нападали на города и села, захваченные крестоносцами, грабили их. Эти разбойничьи войны не только приносили  большой доход султану, они наводили ужас на всех не дружелюбных ему и его державе, возвышали силу ее.
Знал, понимал, гордился этим и ас-Салих ад-дин, султан Египта»...
 
А история гласит следующее: при султане ас-Салихе в 1244 году мусульмане окончательно отвоевали у христиан Иерусалим, а в 1247 году завладели Аскалоном.
Но летом 1248 года французский король Людовик IX Святой организовал 7-й крестовый поход и высадился в Египте. Христиане заняли Дамиетту, а в декабре достигли Мансуры. Когда в Мансуру прибыл ас-Салих, мамлюки во главе с Бейбарсом отрезали крестоносцам отступление. В боях с крестоносцами Бейбарсу удалось не только разбить войска христиан, но и взять в плен французского короля Людовика IX Святого, который позже был отпущен за огромный выкуп и возвращение мусульманам Дамиетты. Бейбарс получает титул эмира и соответствующие почести (http://profil-ua.com).
В феврале следующего года брат короля Людовика Роберт, опрометчиво ворвавшийся в Мансуру погиб в бою, в ответ мусульмане едва не захватили христианский лагерь.
Султан ас-Салих Айюб умер от апоплексического удара (инсульт) в разгар ведения войны против христиан. Дальнейшие военный действия  взяли на себя предводители мамлюкского войска Бейбарс и сын султана ас-Салиха – Туран-шах. Военная экспедиция христиан обернулась сокрушительным поражением. На пути к Каиру они были наголову разбиты мамлюками. В христианском лагере открылся голод и моровая язва. В апреле мамлюки нанесли крестоносцам полное поражение. Бейбарс и Туран-шах возвращались в Каир победителями.
Власть в Египте перешла к Туран-шаху, который при жизни отца жил в Сирии, в Дамаске. В одном историческом источнике пишут, что Туран-шах был сыном от первой жены ас-Салиха, что он был сослан отцом в Дамаск и никогда не допускался султаном к власти, что Дамаск был оплотом Туран-шаха – законной  ветви Айюбидов. (http://profil-ua.com).
Другие источники утверждают о том, что Туран-шах  жил с матерью Шаджар ад-Дурр в Дамаске, где держался султаном подальше от власти в виду его неуравновешенного характера.
В романе Исхака Машбаша Тураншах, вырос вздорным и инфантильным человеком, избалованным вниманием матери – Шаджарат. Еще при жизни султана Шаджарат требовала, чтобы тот уступил трон Тураншаху.  Зная степень своего влияние на сына, она уже тогда надеялась получить подступы к власти.
 В сущности, Тураншах оказался не готовым к правлению: не мог принимать важных решений, готов был слушать советы матери. Весь его султанский пыл выражался в оскорблениях подданных. Оскорбления и рукоприкладство отмечалось даже в отношении мамлюков. Через месяц, после очередного скандала султан Тураншах трагически погибает.
Жена султана ас-Салиха Шаджарат – неверная, кичливая женщина.  Но, когда наступали критические моменты, такие как пленение султана в Кераке, или смерть ас-Салиха под Мансурой, Шаджарат проявляла качества, присущие женщине власти.
В истории она известна как Шаджар ад-Дурр, что в египетском произношении означает «жемчужное дерево». Некоторые источники утверждают, что Шаджар ад-Дурр была прямой наследницей династии пророка Мухаммеда. В других говорится, что ее, свою наложницу, подарил султану ас-салиху Абассидский халиф аль-Мустасим.
В хрониках говориться о том, что после смерти Туран-шаха, в виду малолетства аль-Камила – второго сына султана ас-Салиха, Совет эмиров принял решение избрать султаншей жену ас-Салиха – Шаджар ад-Дурр (Шаджарат). Но верхушка мамлюков не захотела подчиняться женщине. Да и эмир Сирии Насыр аль-Дауд ибн Йусуф из семейства Аййубидов также не мог смириться с тем, что женщина стала правителем, и начал готовиться к войне. Правление султанши продлилось всего 80 дней.
Тогда, чтобы придать законность военному перевороту, Совет эмиров принял решение, что   Шаджар ад-Дурр должна выйти замуж за главнокомандующего войсками мамлюков Айбека (Аюбека). Так к власти пришли мамлюки, и образовался правительственный класс военной аристократии.


Рецензии
Однако!
Мужчина не любит, когда женщина говорит ему, что делать, но очень часто все, что он делает он делает ради женщины.

Максим Метельский   18.10.2018 13:08     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, но читайте дальше и вы увидите, что получает женщина за чрезмерные амбиции. Так было во времена мамлюков - оч-ч-чень воинственных мужчин. Алевтина Цукор.

Алевтина Цукор   19.10.2018 17:05   Заявить о нарушении