О родной ливадийской школе

  В канун 1-го сентября 1954 года всё было готово для того, чтобы первый день первого учебного года в моей жизни стал очень торжественным. Волнение переполняло, я понимала, что поступление в школу изменит мою жизнь. Что  теперь ко мне относиться будут по-взрослому, это пугало и настораживало. Но суета вокруг первоклассницы, не только членов нашей семьи, но и соседей, радовала и немножко успокаивала. Вечером на вешалке висело отглаженное коричневое форменное платье с множеством складочек на юбочке, белым воротничком и белыми манжетами, красивый белый фартук с крылышками, оборками, который мамочка пошила сама, коричневый портфель с учебниками и тетрадками лежал на стульчике. Соседка тётя Наташа принесла большой букет цветов, соседка тётя Аня утром помогала мне одеваться. Вместе с мамой и моей младшей сестрёнкой  проводила к грузовой бортовой машине,  выделяемой воинской частью, которая в течение года, на протяжении многих лет возила учеников посёлка  Вторая Ливадия в школу и из школы. Успокаивало и то, что кроме меня поступили в первый класс соседи: Рая Гришина и Женя Бабкин, Тамара Лысикова, Вова Морозов, Толя Марков, а всего учеников, ехавших в школу, было человек 12, да плюс родители первоклашек. Ехали с песнями и шутками.
          Школа, двухэтажное здание с колоннами, располагалась над Ливадийским Винсовхозом (в настоящее время там размещён интернат для ослабленных детей). Первая в моей жизни школьная линейка запомнилась тем, что наша учительница-красавица Антонина Фёдоровна Рощина, была добра, как мама, улыбалась,  подбадривала нас. Кроме  первоклассников было много  учеников, но нас повели в класс первыми, было торжественно, много цветов.  Начался первый урок. Антонина Фёдоровна знакомила с правилами первоклассника и пр. (наверно, этот ритуал неизменен).
          Особое внимание уделялось правописанию, осанке за партой, и, как правильно держать карандаш, ручку. Делая домашнее задание, когда перешли к правописанию ручкой, я повторяла, как молитву: «нажим, волосяная». Писали чернилами из чернильницы-непроливайки, на ручке были металлические ученические перья со звёздочкой, старшеклассникам разрешали писать перьями – «уточками». Мы, первое время, каждый день, носили чернильницы в мешочках. Но очень скоро были сделаны для чернильниц ящички и они хранились в классе. Перед уроками ставилась чернильница на парту. Очень часто с моего пера падала на тетрадный лист клякса, и тогда мама заставляла меня писать лишнюю строчку.
Ещё  один мешочек был для незатейливого завтрака. Обычно мне давала мама хлеб с маслом или яблоко, или печенье с маслом. Некоторым детям родители не могли дать и такой завтрак, и мы делились, угощали тех, у кого на переменке оказывались пустые мешочки. Очень быстро благосостояние росло, появились чернильницы в классах, а затем и буфет в школе, где продавалось молоко по 5 копеек и булочка по 3 копейки, большой бублик с маком стоил тоже 5 копеек. Помню маленькие стеклянные бутылочки, в которых привозили молоко и кефир в школу. Лозунг: «Всё лучшее – детям» выполнялся в те годы неукоснительно.  Детей с каждым годом в посёлке прибавлялось. Рядом со школой были послевоенные руины. Таблички гласили:  «опасно, вход запрещён», но старшеклассники иногда лазили по этим развалинам, рассказывали всякие ужасы, пугая нас. Мы, послевоенное поколение, часто находили снаряды, патроны, осколки от гранат, металлические части винтовок, хоть и прошло после освобождения Ялты от фашистов 10 лет.
            Через два или три года, рядом со школой, разбили фруктовый сад. Наши родители копали ямки, а мы по 4-ре человека сажали деревья: яблони, груши, сливы, персики, черешни. Ухаживали за посаженными деревцами, поливали, рыхлили почву.
            Нынешнюю Ливадийскую школу строители не успели сдать к учебному году, и Винсовхоз Ливадия предоставил выстроенный жилой дом, рядом с санаторием «Черноморье» и административное здание под школу. Воинская часть 97-44 тоже предоставила помещения под классы на Молферме. В свою очередь, школьники на уроках труда помогали табачной бригаде готовить листья табака для просушки, нанизывая на шпажки, подвязывали на виноградниках лозы винограда, собирали урожай винограда на близлежащих виноградниках и рядом с санаторием «Россия».
          Я хочу сказать, что мы выполняли порученную работу с большим удовольствием, всегда присутствовал дух соревнования между учениками, классами, пионерскими отрядами. На школьных линейках отмечали лучших.
          В нас воспитывали чувство товарищества, патриотизм, интернационализм. В нашем классе были дети разных национальностей, но мы никогда не различали кого-то по национальному признаку, жили одной дружной семьёй, старались помогать друг другу.
         Когда Людочка Старова поломала ногу, мы навещали её всем классом, приносили домашнее задание, утешали и развлекали незатейливыми школьными историями. Всем классом часто ходили в походы в лес, к водопаду, озеленяли холм «Славы» на Дарсане, высаживая там сосны, вечнозеленые кустики, жимолость. Очень хотелось, чтоб город был самым красивым, самым лучшим в мире. Всем классом принимали участие в мероприятиях, проводимых школой.
         Многие одноклассники ходили в различные кружки Дворца пионеров, располагавшегося в то время на улице Пушкинской, в здании нынешнего историко-литературного музея. В школе был замечательный хор, которым руководил Богдановский Николай Филиппович. Ученики не имеющие слуха и голоса тоже желали петь в хоре.  Потому что это объединяло и сближало, и даже роднило нас!
          Мы шефствовали над памятником погибших комсомольев, который расположен над морем перед домом отдыха «Заря», зная какие несчастья, разруху, человеческие жертвы принесла Великая Отечественная война. Какой ценой досталась победа.
Часто приходили в школу на торжественные линейки участники Великой Отечественной войны, бывшие партизаны. Рядом со школой располагалась пограничная застава, отец моего одноклассника, Виталика Глушкова, был командиром заставы. В школе проводились беседы о том, что Ялта – пограничный  город, и мы, школьники, должны быть внимательными, бдительными, на расспросы посторонних людей отвечать обдуманно. Сейчас, может быть, вам покажется наше воспитание архаичным, но в настоящее время дети очень мало знают о сверстниках, отдавших свои жизни в Великой Отечественной войне, о пионерах-героях, о городах-героях, в которых сражались до последнего патрона за каждый клочок своей земли, за свободу и независимость своей страны. Мы были патриотами своей любимой Ливадии, своей любимой школы, своей Страны.
             Мои одноклассники, получив образование, вернулись в свой город, доказав самоотверженным трудом, получили руководящие посты. Есть среди моих соучеников врачи, педагоги, финансисты, военнослужащие (полковник в отставке), директора, артист и простые добросовестные почитаемые работники – ныне пенсионеры. Я считаю, что своим становлением в жизни мы обязаны не только семье, но и родной школе, дорогим нашим учителям. Низкий поклон всем, кто был рядом на протяжении многих лет и передавал свои знания нам, тогдашним школьникам. 


Рецензии