Золотой петушок опера Геликон-Опера Д. Бертман

Рецензия на оперу «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова

Театр «Геликон-Опера»
Режиссер-постановщик: Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель: Владимир Федосеев
Дирижер-постановщик: Валерий Кирьянов
Художник-постановщик: Эне-Лииз Семпер (Эстония)
Художник по костюмам: Эне-Лииз Семпер (Эстония)
Художники по свету: Томас Хазе (США), Денис Енюков
Хормейстер: Евгений Ильин
Хореограф: Эдвальд Смирнов
Премьера  июль 2018
Дата просмотра 2.09.2018

Новое прочтение оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова представил театр «Геликон-Опера» и ее режиссер Дмитрий Бертман. Московская премьера «петушка», - это спектакль получивший успех в «Немецкой Опере на Рейне» в Дюссельдорфе, опробованной на немецкой публике режиссер постановки Дмитрий Бертман, решает завоевать публику российскую.  Великолепный отремонтированный театр «Геликон-Опера» располагает к приятной атмосфере, современные лестничные пролеты граничат с изысканными старинными канделябрами и барельефами в стиле ампир. Наверняка в такой умиротворяющей обстановке А.С. Пушкин писал сказку про «Золотого Петушка», которую тот, в свою очередь, услышал от своей няни Арины Родионовны.  К слову в этом здании был театр С.И.Зимина и в 1909 году, впервые был поставлен оперный спектакль «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова,  либретто В.И. Бельского, опера-сатира, опера-обличение,  смело развивающая политические мотивы  – стала его последней русской дореволюционной оперой, последней вершиной могучего классического русского музыкального искусства, пришедшего из 19 века. Уже в то время опера подвергалась цензуре,  и сегодня перед худруком Бертманом стояла сложная задача, показать свободу или ограниченность сегодняшнего дня. Как указано в программке – это сатирическая опера, но в реальности постановка вышла драматичной и сложной. Начало украсили золотой петушок (К.Новохатько) в магически золотом костюме, мудрец-звездочет (И. Волков) и Шемаханская царица, они стали рассказывать нам сказку, медленно передвигаясь по сцене, двигая за собой красивую золотую клетку, с накинутой черной вуалью. Зачарованный красотой костюмов и проникновенными голосами актеров, зритель,  ожидающий продолжения волшебства сталкивается с реалиями современной жизни. В распахнутом занавесе пред нами предстают: Царь Додон (Михаил Гужов),  два сына Гвидон  (В.Фомин) и Афрон (Д.Янковский), а также воевода Полкан, все они варятся в джакузи с оголенными торсами и банщицы в халатах делают им массаж, одновременно все участники действия догоняются похоже немецким пивком из огромных Дюссельдорских кружек. Атмосферу усиливает миманс в большом количестве мужчин одетых в серые классические костюмы, невольно проглядывается серая масса партийных чиновников советского периода. А уж когда приходит звездочет с клеткой, где оказывается, сидит настоящий петух, зал оживает. Петушок поначалу радует своим криком и даже в нужные моменты кукарекает, но чем дольше животное находится на сцене, тем жальче нам на него смотреть. Громкая музыка пугает бедную птицу, и она  в периоды партий артистов начинает от страха кричать, видно и артистам не удобно перекрикивать петушка.  Действие сменяется красным столом с большим количеством стационарных телефонов и эффектной старухой ключницей, похоже, работающей у Додона секретарем. Старуха Амелфа (Ксения Вязникова) выглядит как работник госдумы в период эпохи Брежнева, что современного на ней то, - это очки в модной черной оправе. Не очень понятно, если эта постановка осовременена, то почему веяния советского союза так сильны? Возможно у немцев, где эта постановка имела успех, представление о россии и ее произведениях, еще ассоциируется с СССР. Своего пика опера достигается в сцене Шемаханской царицы, шатер госпожи похож на ночной клуб с гоу-танцовщицами и мальчиками приятными во всех отношениях. Удивительные костюмы золотых оттенков, все блестят, а вот наряд Шемаханской царицы и корона напоминает Мату Хари. И опять привет теперь уже из 90-х, на черном кожаном диване расположились Царь, подпитый воевода и сама Шемаханская. Воевода (Дмитрий Скориков) отображается как пьяница и дурак военный, стараясь привлечь внимание Царицы, получает выговор от Царя Додона и ретируется. И весь спектакль сопровождает пьянь и повсюду расставленные пустые бутылки. Конечно колоратурное сопрано Царицы (Л.Светозарова) очаровывает, да и фигура, и пластичность актрисы на все 100. Во всех мизансценах уклон на пороки ниже пояса, очень не комфортно смотреть на постановку. Иногда даже самим артистам неудобно воплощать фрейдовские задумки режиссера. Не понятно, зачем так унижать зрителя, ведь чаще в театр приходят образованные и начитанные люди. И тем более удивительно, как в Германии эта же постановка имела успех? Возможно для русского зрителя с его глубокой и тонкой душой, будет  не достаточно штампов, с которыми ассоциируют нашу страну за границей. Если режиссер хотел провести параллели с властью и народом в настоящем, так сейчас абсолютно другие  мобильные отношения между людьми. В моем понимании – эта опера не актуальна и хоть были попытки ее осовременить, но прогресс так быстро шагает вперед с разнообразными нано идеями и робототехникой, своими смартфонами и планшетами, что даже  вроде как современная сцена, где народ с иностранными сырами и хамоном, в аэропорту встречают Шемаханскую Царицу и Царя Додона не является достоверной. Сам спектакль с очень красивыми костюмами, декорации менялись не часто, но соблюдены все детали к каждой мизансцене, великолепный оркестр и дирижер.


Рецензии
Хоть восприятие искусства и субъективно, но обзор Ваш, Наталия, от этого не менее нужный для культуры.

Максим Метельский   04.09.2018 13:34     Заявить о нарушении
Спасибо, стараюсь писать правдивое восприятие;)

Наталия Рахимжанова   04.09.2018 16:24   Заявить о нарушении