КБ. 3-а. Голодная степь

                К сезону уборки хлопка город выделил 100 грузовых машин. Кроме водителя в “экипаж” входили сварщик со сварочным аппаратом и слесарь с набором  инструментов.

         Ничего подобного раньше  никогда не было! То есть помощь оказывали всегда, но такой “десант”- впервые. Понятно, что эта сила в городе не была лишней.

         Все это должно было способствовать быстрой и качественной уборке богатого урожая. В хозяйства поступило много новой техники. Не все умели с ней обращаться.

         Для успешного внедрения и нормальной работы новых машин, из нашего КБ отправили в Голодную степь спец группу инженеров. Я входил в состав одной из таких групп. Нас  было  шестеро.

         Сергей Семенович Никифоров, руководитель. Сергей Колорис водитель нашего фургона. Виктор Коршунов, Юрий Полянин, Владимир Умнов и я. Инженеры из разных отделов.
 
         Горком партии, чтобы  “держать руку на пульсе”, выдал С.С. Никифорову бумагу под названием ПАРТИЙНОЕ  ПОРУЧЕНИЕ. Наш Сергей Семенович должен был проверить, как используются присланные техника и люди.

         У нас были с собой раскладушки, постели, инструменты. Инструкции по машинам всех марок, кое-какие запчасти. Я взял несколько десятков колец и манжет для гидросистем. Наш фургон поскрипывал и кряхтел. Но мы знали, что старина ГАЗ не подведет.

         Мы приехали в город Пахтакор. Нас тут же принял первый секретарь райкома. Он с минуту держал в руках мандат столичного горкома. Осознав, что это серьезно, вызвал помощника.

         Нам предложили чай и попросили подождать приезда главного инженера совхоза, где мы будем базироваться. Он появился через полчаса.

         - Здравствуйте! Ждем, ждем Вас! Добро пожаловать! Я Ахмедов Таир Ахмедович! Для Вас просто Таир! Главный инженер совхоза номер 26. Там будет Ваша база! Оттуда все Ваши объекты досягаемы за 15 - 20 минут.

         Вам выделена машина УАЗ грузовик. Новая. Номеров пока нет, с ГАИ договорились, никто не тронет! Она Ваша с 8.00  до 18.30. Поезжайте за мной! Поговорим немного, решим часть вопросов!

         Поговорить поехали в нечто среднее между чайханой и кафе. Невысокие, но густые деревья, создали здесь филиал рая. В  “райских кущах” нас ждал обед. Мы познакомились, выпили по трети стакана водки и принялись за отменный плов.

         - Водка не для пьянства, не для аппетита и не для веселья. Водка, увы, необходимый атрибут нынешней жизни здесь, в степи! Она защищает  от расстройств желудки.  Норма - 150 граммов в день. - прояснил Таир.

         - А теперь опять поезжайте за мной! - он засмеялся? Мы полезли в фургон.

         Мы где-то остановились. Стук в дверь. В проем просунулась голова Таира, потом ящик водки. Голос его сказал, что увидимся вечером. Мы поехали на машинный двор совхоза. Там нас ждал молодой парнишка.

         - Здравствуйте! Я Малик. Вот ваш УАЗ! Новенький! Бак полный. Вот карта с указателями. Я приеду в начале седьмого, заберу машину.   Вот ключ от вашей резиденции. - он завел
 мотоцикл и укатил.

         Мы расставили раскладушки, осмотрели двор.Освоились немного.
        - Я, Володя и Сережа едем в 4-ое отделение. Остальные на УАЗе во 2-ое! - распорядился шеф и пошел к фургону.
         - Встречаемся здесь, не позже шести! - они уехали.

         Я завел мотор и попробовал машину. Скорости переключались туговато. Новая! Я посигналил. Витя сел со мной, Юра залез в будку в кузове. Поехали.

        - Направо на дорогу и второй поворот направо! - сказал  “штурман”  Коршунов.
         - Есть, сэр! - откликнулся я

         Через несколько минут мы были на месте. У обочины стояла хлопкоуборочная машина. Я остановился рядом. Мы поздоровались. Узнали, что на новенькой машине не поднимается бункер и не опускаются аппараты.

         Осмотр показал, что не отрегулированы тяги. Даже инструменты почти не нужны. За пару минут все сделали. Договорились, что завтра утром мы подъедем и до выхода в поле, все восемь машин посмотрим.

         Мы поехали в другую бригаду. Там стояли четыре новые машины, та же история. Минут двадцать мы провозились, показали как и что регулировать. Объяснили отличия новой  машины от привычных.

         Подъехал газик. Из него выбрался парень и сказал, что нас ждут у выезда на дорогу. Мы поехали. Наш фургон прогудел я тоже . Поехали за ними домой. По пути свернули к базарчику у магазина. Купили на ужин овощей, лепешек и консервов.

         Первый день закончился очень хорошо. Мы узнали почему надо каждый день по 150 грамм.

         - Все из-за дефолиантов! Там всякая химия намешана. Отрава! Короче! Желудки расстраиваются! Как могут, так  “лечатся”! - Витя разузнал у местных.

         - Ну и мы будем! Лечиться! Ибоздороаый желудок - друг  человека! Но без фанатизма! - обобщил я.
         - Да и обработка полей скоро закончится! - подвел итог Сергей Семенович.

         На следующее утро как только приехал УАЗ. мы  помчались по хозяйствам. Мы регулировали и настраивали машины. Обучали местных механиков. Я читал им что-то вроде лекций по пять-десять минут.

         Потом нас передавали, как эстафету и мы ехали в следующую бригаду. Такая работа продолжалась с неделю. Мы устали. Нужна была передышка. Нас пригласили в райком. Всех.

         Секретарь райкома поблагодарил нас за наш вклад в уборочную. Он отметил, что за пять дней мы запустили в поле всю технику. И она работает, как часы! Довольны и во всех четырех совхозах.

         - Я понимаю, что Вы устали. Вам нужна передышка. Впереди еще немало работы. Я прямо сейчас  поручаю Вас моему помощнику. И прощаюсь с Вами! Успехов и до встречи! - он пожал нам руки и поспешил к своей машине.

         - Здравствуйте! Традицию не меняем! Поезжайте за мной! - весело сообщил помощник.
         - Есть дело! Подождите меня минут десять, пожалуйста! - попросил я, Витя кивнул.

         Во всю стену коридора висел транспарант. Он гласил, что поселок городского типа “Бинокор” ( Строитель),получил статус города с названием  “Пахтакор”(Хлопкороб). Все видели это объявление.

          Но никто из наших не обратил внимания.  Я зашел в приемную. Этот вопрос лучше прояснить в общем отделе, посоветовала референт секретаря райкома.

         В общем отделе мне выписали на бумагу номер и дату постановления Верховного совета СССР, и  номер бюллетеня, где оно опубликовано. Я поблагодарил и побежал  фургону.         

         Мы приехали в знакомый  “филиал рая”.Красиво накрытый стол привлекал и манил. Ждать не пришлось. Нас усадили. Стол пополнился бутылками водки, коньяка и газировки.

          Помощник объяснил,что это малая толика благодарности за наш труд. Попросил не стесняться и чувствовать себя свободно.

         После пира мы поехали к себе. Сережа, который все тосты не пил, а сливал водку и коньяк в бутылку, показал ее нам. Граммов 400! Это мы по стольку освоили? Многовато!

          Запасливый Никифоров прихватил с собой с десяток лепешек и килограмма полтора шашлыка. Ужинали позднее обычного. Выпили   “адскую смесь” из Сережиной бутылки, закусили жареным мясом. Хорошо!

         Пришел Виктор, позвал меня. В фургоне стояли два ящика. С водкой и с коньяком. Мы притащили их в комнату. Богатство! Спасибо хозяевам!

        - Все это угощение, ящики хорошей водки  и коньяка,  они нам не только за хорошую работу подсунули! Хотя мы дело большое сделали! - задумчиво сказал Володя.

         - Конечно! Все хотят, чтобы техника вся работала, план выполнялся, а они могли делать свои дела! - спокойно пояснил я.

         - Нас всегда и везде встречали, встречают и думаю будут, очень хорошо! Но и отдача от нас более чем! Нынешняя кутерьма не что иное, как реакция на  “мандат” Сергея Семеновича! -закончил я мысль.

         - Именно! И здесь возникают опасения за Сергея Семеновича! Я думаю, что прямой угрозы нет, но каверзу исключать нельзя. Я пару дней поработаю с шефом. - очень правильно  высказался Витя.

         - Решили! Да и Сережа рядом! Он бывший десантник, Витя дважды мастер спорта! -напомнил я.
         - Мастер по вольной! А еще? - спросил Юра.
         - По самбо! И еще по кое-чему! - я внес ясность в этот вопрос.

         - Да! А что ты в райкоме задержался? И “фейс” у тебя был довольный? - вспомнил, наконец, Володя.
         - Так вот! Читайте! Грамотные вы мои! - я достал и протянул им шпаргалку из общего отдела.
         - Ну да! Это мы знаем! И что? - абсолютно недоумевали мои соратники.

         - Пахтакор - город! И городом стал “ДО” нашей командировки! Значит, полученные нами командировочные….  - я не успел договорить.
         - Гостиничные и прочая, прочая-а-а! - Юра закричал, поняв, наконец, что это хорошо!

        - Чем докажем? Этой бумажкой? -  и шеф                заволновался.
         - Не надо доказывать! Откроем бюллетень и покажем статью главбуху! - успокоил я.

         - Ну ты голова! Все видели, а ты один понял! - Юра  обнял  меня и потряс.
         - Как ты говоришь? Бюллетень - друг человеков! - передразнил он меня

На следующий день мы работали, как обычно. Проверили и привели в порядок несколько машин. Подъехал на мотоцикле Малик и предложил сгонять на бахчу за арбузами дынями. Мы забрались в УАЗ и поехали. Вел Малик.

         Мы загрузили арбузы. Огромные, темно-зеленые шары. Потом дыни, уже обвязанные для хранения. Наш грузовик даже просел от груза. Обратно рулил я. Мы шли по шоссе. Некоторые участки дороги требовали ремонта.

         Машину трясло. Потом на ровном асфальте я почувствовал, что руль слишком свободен, и  колесами не управляет. Малик сказал, что арбузы и дыни откатились назад. Передние колеса разгрузились и нет сцепления с дорогой.

           Я остановился и мы пошли передвигать груз. Машина откликнулась, поехали нормально. Большую часть арбузов и дынь выгрузили. Нам оставили по несколько  тех и других.

           Вечером Сергей Семенович достал свою удочку, о которой много говорил и сказал, что ему показали, где можно порыбачить. Он,  Витя и Сережа готовили удочки. Володя, Юра и я к этому были равно душны.

         Но не лезли со своими взглядами. Для конспирации решили ехать в фургоне, который сломается в нужном месте. Решили снять переднее колесо.

         Мы расположились на берегу канала. Место хорошее, оазис. Фургон стоял на домкрате. Рыбаки, негромко переговаривались, закидывали свои удочки. Но эффективность была  около нуля.

         Витя смастерил удочку, протянул мне и сказал:
        - Попробуй! Ты новичок, тебе повезет!  - я забросил крючок и стал следить за поплавком.
         - Смотри, смотри! - азартно, но без шума,  Витя показал на мой поплавок. Он дергался.

         - Давай, подсекай! - это уже Сережа пришел на помощь. Я отдал удочку Вите. Поймали маленькую рыбку. Красноперку.
         - Что я говорил? Новичок! Молодец! - Витя позвал меня. Его удочка ожила. Еще одна рыбка!

       Всего бравые рыбаки поймали шесть рыбок. Но рады были, как покорители Эвереста!
         - Новички приносят удачу! - воскликнул Витя.
          - Новичок - друг человека! - откликнулся я.

         Мы вернули фургону его колесо и он повез нас домой. По пути обнаружили  придорожный базарчик. Купили лепешек, конскую колбасу “казы” и помидоров с огурцами. Ужинали как всегда беседовали.

         У нас сложились отличные отношения. Мы понимали друг друга и могли работать в любых сочетаниях. Нам это нравилось, мы дорожили этим.

         - Я думаю, что спортсмены не могут противостоять обученному десантнику! - сказал Сережа.
         - Полностью с тобой согласен! Десантники лучше прыгают с парашютом! - улыбнулся Витя.
         - Я не об этом! Я о рукопашном бое! - уточнил Сережа.

          - Нет! Это вопрос спорный! - ответил Виктор.
          - Давай проверим! - вошел в азарт Сережа.
         - Давай! - согласился Витя

         Они пошли во двор. Я кинулся вслед.
         - Стойте! Не на асфальте! На траве! - я рукой показал на небольшой газон.

         Небольшая площадка, похожая на кусочек футбольного поля могла служить рингом. Оба потопали, и разошлись. Потом начали сближаться. Серёжа сделал быстрый шаг и взлетел с вытянутой вперед ногой.

         Нога была нацелена в голову соперника. На Виктора этот красивый прыжок не произвёл впечатления. Он чуть сдвинулся, ушел с линии удара, сделал не очень понятное движение руками и Сережа шлепнулся на траву.

         Десантник быстро вскочил, хмыкнул и опять кинулся на спортсмена. На этот раз он нанес удар рукой. Это тоже не вызвало эмоций у Вити. Он уклонился, что-то сделал руками и бравый воин второй раз полетел на траву.

         Третья атака закончилась, как на борцовском ковре. Виктор бросил Сережу через бедро. Не дав ему встать, захватил руку на болевой прием. Схватка закончилась.

         - Я покажу тебе три приема, в дополнение к твоим  и этого будет достаточно, чтобы ты справился с любым противником. - пообещал победитель.
         - Даже с тобой? - усомнился Сережа.
         - Со мной - нет! С остальными - да! - заверил его Виктор.

         Нам всем понравился поединок. Сережа смеялся и говорил, что хвастаться больше не будет. Витя смеялся, потому, что они с Сережей нас развлекли. Мы пошли пить обязательную водку и ужинать.

         Несколько дней, похожих как капли воды, прошли в непрерывных разъездах. Мы сделали много дел. Первый раз нас командировали до начала страды. Это было логичное решение. Оно дало результат.

         Мы вернулись после очередного рабочего дня без продуктов. Закрутились, поехали домой чуть позже и все уже было закрыто.  Нам, правда удалось добыть несколько подгоревших лепешек и литровую банку грушевого повидла.

         Конечно, ничего трагичного, досадно немного, не более. Переучиваясь, мы умылись и уселись перекусить.

         - Разгрузочный день! Это когда что-то разгружаешь. Правильно?- философствовал Володя.
         - Правильно! Это полезно для организма! -согласился Виктор.
         - Интересно, а закусывать водку будем повидлом? - полюбопытствовал Володя.
           - Нет, конечно! Лепешкой с повидлом! - терпеливо отвечал на подначки Виктор..

 Витя отломил кусок, сделал из него сумочку и ножом наполнил повидлом. Откусил.  Улыбнулся.
         - Почти, как слоенный пирожок! Жить можно! - он засмеялся.
         - Хватит  капризничать! Открывай и наливай! - сказал я.
         - Стой! Коньяк открой! - Юра уточнил  мой призыв.

         Мы съели лепешки, пол банки повидла и улеглись спать. Ночью я проснулся от странного звука. За столом сидел Володя. Он разрезал одну из  “зимних” дынь. Намазал ломоть повидлом и не без удовольствия ел. Звук этого действа и разбудил меня.

         Я  пошел к столу. Он отрезал ломоть дыни ножом намазал на него повидло и протянул мне. Я попробовал. Странновато, но съедобно! Я ушел досыпать. К столу пробирался Юра… Утром на столе стояла пустая банка и малая часть солидной дыни.

         Смеясь и шутя мы собрались на работу. Малик пригнал УАЗ. Мы уже закончили подготовку машин к уборочной. Начало страды официально, через два дня. Мы проводили что-то вроде семинаров. Научили местных механиков обращаться с новой машиной.

         Я раздал почти все  “резинки”. Из-за маленького колечка огромная, многотонная машина может встать. Нами были довольны.  И мы собой были довольны.

         - Сегодня мы ужинаем здесь последний раз! В этой эпопее. Завтра прощаемся и к обеду будем готовы в путь! - Сергей Семенович говорил с нескрываемой радостью.
         - Ну да! Вернемся к жизни трезвенников! - с грустью сказал Володя.

          - О! Могли и забыть! Я мигом! - Сергей Семенович вышел во двор.
         -  Вот они, красавчики! Самый раз их отведать! - он положил на стол шесть рыбешек,хорошо провяленных и выглядящих приятно.

         Мы выпили водки, съели по рыбке и начали есть деликатесы, которые припасли. Но едва мы преломили хлеб, как в нашу обитель вошел Таир.

          Следом шел Малик. Они притащили казан с пловом, готовый салат  “ачичук” и поставили на стол. Мы усадили наших друзей и  прощальный ужин был великолепен!

         Утром Малик забрал свой (и немного мой) УАЗик.Я попрощался с милым грузовиком. Мы собрали  наши вещи, сложили в фургон. Положили в условное место ключ. Потом залезли в наш  ГАЗ и поехали домой.
Командировка в Голодную степь закончилась.
         


Рецензии