144-145. Служение благодарения и прославления

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

Пять предшествующих псалмов представляют собой «мастер-класс» молитвы. Этот, 144 псалом и следующие за ним до конца книги Псалтирь пять псалмов - «мастер-класс» благодарения и славословия.

Благодарение за обретённую милость должно превосходить прошение о таковой – эту духовную практику Давид «продвигает» почти в каждом псалме-послании. И
чем ближе к небесам – тем с большим усердием надлежит приучать себя к небесному служению.

Иудейские богословы справедливо возносят данный псалом на высочайший уровень и убеждают: «Тот, кто будет петь этот псалом постоянно три раза в день, непременно обретет блаженство в грядущем мире» (Брахот 4б).

"Хвала Давида. Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоём.
А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём."

Хвалебная песнь Давида запечатлена в форме акростиха, каждая строка в котором начинается с определённой еврейской буквы в алфавитной последовательности.
Её ведущая тема – величие Господа. Псалмопевец переполнен священным желанием превозносить и благословлять Бога и Царя во времени (всякий день) и в вечности (во веки и веки). Его желание воистину свято – хотя бы потому, что эта песнь продолжает звучать через века и тысячелетия.

В традиционном (масоретском) еврейском тексте говорится о служении Давида, а не только его благодарном устремлении: «О великолепии, славе величия Твоего и чудесных деяниях Твоих расскажу. И о силе страшных дел Твоих говорить будут, а о величии Твоем я расскажу».

Обратим внимание, какими словами описывает Давид служение прославления: буду превозносить Тебя … благословлять имя Твоё … говорить о Тебе то, что Ты открыл о Себе … буду вызывать благоговение пред Тобою у других. И снова: буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё. Это – всепоглощающее участие, захватывающее и восхищающее к небесам.
Ни один день не должен пройти без хвалы Всевышнему, каким бы тревожным или скорбным он ни был.
Давид не сомневается в том, что тот, кто делает прославление своим постоянным занятием на земле, обретёт вечное блаженство в прославлении на небе.

«Род роду будет восхвалять дела Твои» – поколение уходящее свидетельствует новому поколению о свойствах Творца, которые они раскрывали, при этом исправляясь сами, – в духовном смысле это о передаче исправленных свойств. 
Грядущее поколение следует примеру поколения уходящего именно в приобретённых духовных свойствах.

Дела Господа дивны и в этом мире, и сии дела убеждают, что мы должны видеть Божью руку во всех происходящих деяниях и событиях. Именно Бог совершает всё. Его сила большей частью заметна в проявлениях Его провидения, а также в Его судах, вызывающих благоговейный трепет у святых и страх у грешников, как сказано: «Сзади и спереди Ты объемлешь меня и возлагаешь на меня руку Твою».

Давид пожелал заразить своей ревностью к благодарению и всех других, и это ему удалось:

"Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
Благ Господь ко всем, и щедроты Его — на всех делах Его."

«…и милосердие Его – на всех созданиях Его» в прямом переводе еврейского текста.

Великая благость – она же есть слава Господня, именно в ней Господь прославляется (Исх 33:19, 34:6-7). Само Божье естество есть источник благости, полной отдачи и любви.
Милость Всевышнего достопамятна, её мы всегда можем ощущать, и следует её запомнить, и думать о ней, ибо она достойна памяти, и с ощущения милости Господа начинается постоянное ощущение Его близкого присутствия. 

Дела милости Господа затмевают для нас все прочие деяния Всевышнего, потому что нам наиболее приятны по нашей природе с желанием наслаждаться. В высоком замысле Творца мы есть сосуды милосердия, приготовленные ко славе. Божья благость – свет милости Его, это ипостась Его силы. Чем больше мы будем стремиться к единению с ней, к тому, чтобы она властвовала в нас, тем сильнее она будет на нас действовать. Отсюда главный вывод: мы должны стремиться к Творцу, Который есть свойство отдачи и любви.

"Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем,
чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего."

В другом переводе «Восхвалять будут Тебя, Господи, все создания Твои, благочестивые Твои благословят Тебя…»
Все дела Его есть исчерпывающее доказательство Его могущества и совершенства. Его святые благословляют Его за Его бесконечное совершенство.

В этих стихах Давид призывает воздавать Богу славу за Его царство – по смыслу это аспект управления, совершенного и осознаваемого только святыми Его, близкими Ему по духовным свойствам. 

"Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все роды.
Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.
Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в своё время;
открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению."

Для Творца не существует времени и пространства, и владычество Его во все роды, ибо сам Он вечен и воля Его неизменна.

Бог есть дающий, дающий всё сущее – начиная от питания всякой плоти, через жизнь всего творения – до высшего наполнения этого творения светом и любовью. В неосознанном ожидании этого очи всех уповают на Господа.

Провидение Господа самым дивным образом поддерживает падающих и восставляет низверженных (Пс 119:3).
И если все низверженные угнетением или горем были восставлены, то восставил их Господь.
 
«В своё время» и «по благоволению» – это принципы обеспечения необходимым подданных царства. Раскрывая свойства Творца, подданный находит Его благоволение и связывает себя с Его управлением, кроме которого ничего нет.

Человек поначалу рассчитывает только на свои силы, но потом видит, что всё определяющее в жизни было заранее запланировано Творцом и подготовлено, и тогда прилепляется к пониманию, что «нет никого кроме Него», – и получает по благоволению свет, который его действительно наполняет, и насыщается.

"Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки."

Только в Боге в совершенстве сочетается всё благое, все добродетели. Он благ также в том, что снисходит к нам, доступен нам, Он всегда близок к тем, кто искренне ищет Его. Он принимает и спасает каждого, кто приходит к нему в смирении и вере, и хранит как драгоценность любящих Его.

«Всех нечестивых истребит» – но они сами лишили себя спасения своим нечестием.

Если мы призываем Его в истине – Господь «вкладывается» в рождение сокровенной в душе истины. Быть верными Богу и искренними – и не требуется более ничего, а что требуется, Он направит и вразумит.
Все внешние проявления поклонения должны соответствовать внутреннему состоянию души, иначе они ничтожны.

Давид завершает свой псалом твёрдым намерением с призывом ко всем к благодарению Господа – как к действию, соединяющему с Ним. Подобно тому, как не кончаются Его милости, так и у нас не должны стихать благодарения, и будем тогда всегда пред лицом Его любви.

Псалом 145 – служение прославления

"Аллилуия. Хвали, душа моя, Господа.
Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его."

«Исчезают все помышления его» переводится с первичного текста как «изчезнут все его замыслы», и это видится более верным – замыслы связаны с действующими устремлениями, а помышления не всегда.

Первый стих содержит призыв, обращенный автором к душе: «Хвали, душа моя, Господа», второй – ответ на призыв: «Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь». Это есть диалог между сущностным человеком и лучшей частью его души.

Давид как царь мог бы и освободить себя от служения прославления, ведь это более забота священников. Но он был в служении хвалы Господу первым и самым прилежным. Своё достоинство правителя он видел в обязанности быть ведущим в славословии, и познал на опыте, что благодаря своему активному участию в хвале и был возвеличен.

Не надейтесь на князей – говорит Давид, – ни на меня, ни на кого другого, не полагайтесь на людей, они могут и непостоянны и не верны слову, они сами – немощны и смертны.

Следующая часть псалма даёт основания связывать его с Царством Мессии, которое будет вечно. Лишь в Сыне человеческом найдём спасение, и Он никогда не подведёт доверившихся Ему. Мессия придёт, чтобы спасти людей от рук сатаны – земного угнетателя, вершить суд над всеми и обличить всех между ними угнетателей (Иуд 1:15).

"Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность,
творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
Господь будет царствовать вовеки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия."

Давид свидетельствует: ПУТЬ к блаженству и надежде – вера в Бога Иаковлева. Ранее был «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх 3:15) – всего сонма праотцов. Почему здесь особо выделяется Иаков?

Сказано: «мир стоит на трёх столпах: Торе, духовной работе и милосердии». Порядок таков: Авраам ; Исаак – Иаков.
Авраам разбивает идолов, показывая, что надо поклоняться не материи (получению), а духу, свойству отдачи. Отдача, которая в милосердии, «становится» Богом Авраама. Авраам начал постигать Творца как силу отдачи. Он создал свою методику и начал обучать ей других. Раскрытым им светом, возвращающим к Источнику, мы готовимся к работе.
А работа – это преодоление, это уже Исаак, положивший душу на жертвенник, то есть пожертвовавший себя работе, преодолению. Жертвенник – это желание только получать, над исправлением которого мы работаем, принося его в жертву и желая изменить на желание отдачи.
И за счёт этой работы мы приходим к Иакову – Торе, которая и есть ПУТЬ. Иаков называется человеком Торы. Тора – это средняя линия, к которой мы приходим, тяжело работая над преодолением своего эгоизма силой милосердия Авраама, – это борьба со злым началом. И тогда мы приходим к средней линии, то есть соединению свойств света, намерения отдачи, со свойствами желания, которые сливаются в средней линии, что называется Иаков.

Далее Давид воодушевляет нас довериться Богу. Основания доверия исчерпывающие.
Господь – Всемогущий Творец. Он вечно хранит верность. Он благ и абсолютно праведен, Он защищает беспомощных и заботится о творении: питает и физически, и духовно. Он позволяет прозреть – «отверзает очи слепым», и освобождает – от гнёта мира, от цепей греха, от рабства эгоизма, на котором кормится диавол.
Господь обеспечит нас всяким благом, в котором мы нуждаемся в этой жизни, насытит наши души хлебом жизни.
Он возрождает павших духом, согбенных под бременем горестей и скорбей.

Господь хранит пришельцев – в переводе традиционного (масоретского) еврейского текста: «Господь хранит геров, сироту и вдову поддерживает, а на пути порочных возводит преграды».
Гию;р (ивр.) – это обращение нееврея в иудаизм, а «гер» - обращённый, «прозелит». В Торе написаннопро евреев: «Все вы были герами».

Он судит зло. Он мешает самым продуманным планам нечестивых и делает так, что их пути оборачиваются крахом.

Господь даст нам духовную свободу, о которой Он возвестил через пророков – это конечно имеет особое отношение к Христу, ибо «от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному», пока этого не сделал Христос (Ин 9:32).
Здесь мы погружаемся в очевидное и замечательное предсказание о вечном Сыне Божием в Его воплощении. Как будто звучат слова, которые через века будут сказаны Христом о служении: слепые прозревают и хромые ходят, а в заключение Он произносит «…и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф 11:5-6). И блажен тот, у кого надежда на Господа Бога, и кто не соблазнится о Нём!

Христос взошёл на престол и Его царство будет процветать в бесконечной славе. Оно не подвластно разрушениям, и будет вовек. Невыразимое утешение мы находим в том, что Господь царствует как Бог и Он глава над всем для Церкви – и так будет, пока стоит мир!


Рецензии
Вячеслав,
ничего нет в жизни нашей прекраснее в глазах Творца,
чем песнь любви и прославления Господа нашего
Иисуса Христа,
чем жизнь достойная и праведные дела
во славу Божью,
во славу Иисуса Христа!!!
Господи, благослови щедро старания любящих Тебя на пути благовествования!
Спасибо.

Натали Соколовская   22.12.2020 05:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.