Аланский крест или крест Андрея Первозванного?

Владимир Дмитриевич Гладченко (17.04.1945 – 17.11.2008) – Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почётный гражданин города Аксая.Когда в 1976 году Володя принял умирающий школьный музей с 640 экспонатами, созданный в октябре 1948-го учителем, будущим писателем А.Н. Скриповым, вряд ли кто мог представить, что на этой базе Гладченко с коллективом энтузиастов сумеет создать фактически три музея в городе Аксае: «Почтовая станция XIX века», «Крепость с таможенной заставой XVIII века» и «Военно-исторический комплекс». В 2005 году с В.Д. Гладченко чиновники из минкульта области не продлили контракт, отправив полного планов и замыслов директора-энтузиаста на пенсию. Конечно, Володя мог бы писать книги по истории Аксая и Аксайского района, материалы к которым собирал всю жизнь. Да как-то не сложилось, его замыслы остались в многочисленных папках с документами, выписками и фотографиями.

В папке по истории создания Аксайского музея есть статья местного писателя-краеведа А.Д. Лудова «Будет ли явление креста Андрея Первозванного в России?» (журнал «Юг-регион», март – апрель 2003 г.) с автографом автора «Да обретет Аксайская земля славу по праву ей принадлежащую! 12.05.2003». Излагаемая в статье версия о пребывании на территории будущей Руси, и в частности, у нас на Кобяковом городище, апостола Андрея Первозванного чрезвычайно интересна и отнюдь не так фантастична, как это кажется на первый взгляд.

Известный церковный ученый ХХ века протоиерей Стефан Ляшевский (1899 – 1986), кстати, уроженец Таганрога, в своей «Истории христианства в Русской земле с I по IX вв.» писал: «Не общепринятая дата крещения народа является началом христианства, а совершение Божественной литургии на территории того или иного народа; хотя первыми христианами могли быть и пришельцы другой нации, но Божественный Свет облистал нашу страну еще при Апостолах… Народное сознание Руси приняло в сердце свое и поверило, что начало христианства в нашем великом Отечестве положил святой Апостол Андрей Первозванный».

У этого смелого предположения имеются подтверждающие его доказательства: «Обнаруженные археологическими раскопками Недвиговского городища (Танаиса) в 1955 – 1956 гг. остатки потаенного святилища в подвале жилого дома под городской стеной и обнаруженные в нем находки могут быть признаны свидетельством того, что здесь в последние годы I в. существовала христианская евхаристическая община, основанная Апостолом Андреем, или одним из епископов, поставленных им во время миссионерского путешествия по Причерноморью». А Кобяково городище, как известно, было тесно связано с Танаисом и экономически и политически, так что и у гипотезы А.Д. Лудова есть обоснования.

Но, пожалуй, мы ушли немного в сторону. К нашей теме напрямую относится только факт находки А.Н. Скриповым и краеведами из АСШ № 2 каменного креста на Кобяковом городище. Случилось это в 1953 году, с городища крест доставили каким-то образом во двор музея (ул. Гулаева, 110). «Но дошло до «компетентных» органов», – пишет А.Д. Лудов. Были приняты меры. Приведенная им легенда такова: ночью во двор привезли заключенных, чтобы погрузить крест и вывезти. Но произошло чудо – крест стал неподъемным. Тогда приказали разбить его на месте, но ломы и зубила не причиняли кресту никакого вреда. После этого крест решили закопать тут же, во дворе музея, там он и лежит – ждет своего часа.

От аксайчанина А.Д. Гладченко – родного брата Володи, я недавно услышал немного иную версию: «Когда привезли крест во двор музея, кто-то из партийцев приказал, чтобы убрали этот «символ мракобесия». Прислали милиционера с двумя пятнадцатисуточниками. Целиком они поднять каменную махину не смогли, решили расколоть, но первый же осколок попал в глаз «сидельцу», его повели в скорую (она тогда находилась по Гулаева, возле школы). Пока один «зэка» лечился, второй отпросился домой – пообедать, но его машина сбила, когда переходил улицу. Не насмерть, но тоже оказался в больнице. А за милиционером, который руководил несостоявшейся погрузкой, вечером приехали из Ростова, арестовали и увезли, без объяснения причин. На следующий день задание поручили другому сотруднику. Тот понял, что с крестом шутки плохи, и решил: раз его достали из земли, значит, надо его земле и вернуть. Договорился с бульдозеристом, крест столкнули в овраг, что был за музеем, а сверху землей присыпали». В Сети есть и другие, более фантастические версии этого происшествия в Аксае. Но суть их одна: какие-то высшие силы уберегли крест от разрушения.

 
В районной газете о кресте не было публикации, но в книге «На просторах Дикого поля» (изд. 2-е, Изд-во Ростовского госуниверситета, 1973 г., с. 38) А.Н. Скрипов писал: «Рассказ Барбаро о существовании у алан каменных надмогильных крестов подтверждается археологическими находками в низовьях Дона. Например, в западной части города Аксая на территории Кобякова городища во время археологических раскопок (1954 год) обнаружен большой каменный крест аланского происхождения. Ныне он хранится в краеведческом музее АСШ № 2».

Почему Александр Николаевич написал, что «аланский крест» «хранится в краеведческом музее» школы Аксая, непонятно. Уж он-то должен был быть в курсе эпопеи с «похоронами креста»? В настоящее время имеется только фото креста, сделанное на месте его находки, на Кобяковом городище. Об этом говорится в карандашной надписи на обороте снимка. Кстати, дата – 1953 год, как и в статье А.Д. Лудова. Почему же в книге А.Н. Скрипов указал 1954-й? И еще один, пожалуй, самый главный вопрос: почему Александр Николаевич назвал этот крест «аланским»?

Да, существует версия, что на Кобяковом городище было поселение или город, являвшийся центром аланского государства. Но это было не в средневековье. А.Н. Скрипов сведения об аланах черпал из книги итальянского автора XV века Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану». А вот что дает по этому вопросу Википедия в статье Аланы: «Картину гибели Алании обрисовал польский автор начала XVI в. Матвей Меховский, пользовавшийся более ранними сведениями Якопо да Бергамо:

«Аланы – это народ, живший в Алании, области Сарматии Европейской, у реки Танаиса и по соседству с ней. Страна их равнина без гор, с небольшими возвышенностями и холмами. В ней нет поселенцев и жителей, так как они были выгнаны и рассеяны по чужим областям при нашествии врагов, а там погибли или были истреблены. Поля Алании лежат широким простором. Это пустыня, в которой нет владельцев  ни аланов, ни пришлых».

Меховский говорит об Алании в нижнем течении Дона – той Алании, которая сформировалась в Подонье еще в первых веках н. э. с центром на Кобяковом городище».

Матвей Меховский сведения об аланах изложил в «Трактате о двух Сарматиях». Аланы были на Кобяковом городище, но задолго до средневековья, так что найденный там крест, вполне может быть не аланским, а русским.

Почему-то А.Н. Скрипов не сопоставил находку креста с другими, сделанными ранее, о которых сам же писал в газете («Новые археологические находки», Сталинский путь, 27.05.1951 г.), делая далеко идущие обобщения: «На днях в окрестностях Кобякова городища при разработке верхних слоев песчаного карьера юный краевед Фаронов Василий обнаружил ценную вещь – глиняный сосуд. Этот сосуд по своему происхождению относится к древнеславянской керамике и представляет большую ценность для музея и ученых. Находка свидетельствует о существовании в районе Кобякова городища славяно-русского поселения. Первое упоминание в древнерусской летописи о славянах, живущих на юго-востоке, относится к 965 году. Как известно, в то время славяно-русские поселения существовали на «Левобережном» городище в окрестностях станицы Цимлянской, у хутора Потайновского и на Кобяковом городище в западной части нынешней станицы Аксайской».

Можно представить, как пренебрежительно отмахнется от мнения «станичного краеведа» какой-нибудь дипломированный историк, и напрасно. Последняя фраза – почти дословная цитата из статьи М.И. Артамонова «Средневековые поселения на Нижнем Дону». Того самого Артамонова – будущего директора Эрмитажа, который был помощником профессора А.А. Миллера в сезон раскопок 1926 года, когда открыли пещеру на Кобяковом городище и нашли артефакты, подтверждающие присутствие на городище русского поселения в доордынский период.

Чтобы окончательно разобраться в истории с крестом, может быть, надо его откопать и провести экспертизу? На Киевских горах ещё в начале XX века проводились изыскания, но следов пребывания Андрея Первозванного не нашли, а вот на Аксайских горах (одно из названий известнякового кряжа по правому берегу Аксайско-Донской поймы) нашли каменный крест! Но почти сразу же закопали его обратно в землю. Время тогда было такое – атеистическое. Может быть, сейчас пришла пора разобраться в этом вопросе? Тем более что даже Президент В.В. Путин в документальном фильме Андрея Кондрашова «Валаам» говорит, что первый крест на территории обители поставил сам апостол Андрей Первозванный, потому, мол, и отношение к нему на Руси особое.

По пути на Валаам апостол вполне мог побывать на священном холме Кобякова городища и поставить крест на его вершине. Может быть, именно поэтому, зная что-то сокровенное – какую-то тайну, которую утратила официальная церковь, так по-особенному чтили Кобяково городище старообрядцы?

Фрагмент из книги "Очерки истории создания музея в Аксае", Юрий Трущелёв,
г. Аксай-на-Дону, 2018 год.


Рецензии