Чайка

Чайка

Август в Гурьеве всегда тяжелый, если без ветра. Жара за все лето так напекает дома, что они не успевают остыть за ночь. Река теплая, зелень деревьев какую гусеницы не доели к концу лета начинает гореть и скукоживаться. Трава сохнет. Ветер - единственное спасение и утешение. Если его нет, в Гурьеве густеет воздух. Огромная шапка из выхлопных газов и выбросов завода накрывает город как перевернутой чашей . Нечем дышать, чтобы сделать вдох кусок воздуха надо сперва отрезать; такой он плотный. Вот и августе 1988 так было: жара, штиль. Полное безветрие.

А в конце лета в городе собирались чайки. Они и в другие месяцы- сезоны прилетали, но в августе - сентябре их особенно много. На каждой помойке своя стая. Возможно их привлекали арбузные корки. Или рыбьи потроха.

В тот день они окружили и кричали. Их были сотни. В желтовато- сером воздухе белые орущие бумеранги. Птицы носились беспорядочно и были явно дезоориентированы. Казалось, они не могли пробиться сквозь ядовитый воздух. Чайки, чайки. Десятки, сотни, тысячи чаек.

Вылет был в 2 30. В штиль взлетать хуже, чем при ветре. Вертолет должен был забрать пассажиров  и доставить на Тенгиз. Волгоградские нефтянники 22 человека  летели на вахту. В салоне были и мужчины и женщины. Борт набрал высоту 100 метров и начал выполнять разворот. Далеко не улетели. Километра два от аэропорта. И тут в конец лопасти ударила чайка. Машину стало трясти и бросать вверх- вниз. Створки грузового отсека ходили ходуном. Командир воздушного судна Геннадий Иванович Лапшин мгновенно принял решение садиться. Сели мягко возле военной части с локаторами. Доложили диспетчеру. И хотя все пассажиры были целы, живы- здоровы, и вертолет тоже цел, жив и здоров весь, кроме одной лопасти, с аэропорта примчались скорая и пожарная машины. Так положено при аварийной посадке. Приехал автобус и пассажиров увезли назад в аэропорт. Лопасть починили. Чайка попала в стальной колпак, так называемую законцовку лопасти и пробила в стали пятимиллиметровой толщины дыру длиной 11 сантиметров.

 Кровь и перья! Законцовку заменили. Вертолет взлетел и пошел в аэропорт города Гурьева для более детального осмотра. Никаких повреждений у Ми- 8 не нашли и приняли решение лететь в Тенгиз. Ни один пассажир не отказался. Вертолет всё лучше поезда. И полет -это вам не на автобусе по дороге трястись.


Рецензии