Исторический музей
Я давно мечтал побывать в историческом музее на Красной площади и посмотреть его
сокровища. И вот 18 августа 2018 года поездка состоялась. Погода стояла хорошая, было жарко.
Таксист нас высадил у гостиницы «FOUR SEASONS». У входа в исторический музей нас
встретил… Владимир Владимирович Путин. Нам выдали в кассе бесплатные билеты. Вскоре к нам
подошла экскурсовод Елена Викторовна. Меня тронуло, что экскурсия была организована для
нас двоих. Мы быстро поднялись на автоматическом лифте на второй этаж. И началась
экскурсия.
Первый зал, оказавшийся круглым, был посвящен каменному веку, то есть мы как бы попали
на двадцать тысяч лет назад. На стене я заметил настоящие бивни мамонта. Экскурсовод Елена
Викторовна привлекла наше внимание к круговой панораме на потолке. На ней мы увидели
племя в каменном веке. Я запомнил двух человек, добывавших огонь разными способами:
пожилой это делал ударами одного камня по- другому, а молодой руками вращал палку .
Немного левее был изображен торжественный момент: в яму - ловушку попал огромный мамонт
и люди его добивали. Оказалось, бивни, висящие на стене, принадлежали мамонтенку и были
закреплены на уровне его головы. Мы поразились размерам мамонта.
Нам показали поделки из каменного века, найденные при раскопках около озера Байкал. На
витрине мы рассмотрели фигурки женщин. По-моему, они изготовлены из костей мамонта. Еще я
помню наконечники стрел. Мне пришла в голову мысль, что этот зал Исторического музея
олицетворяет собой начало и конец нашей цивилизации. Я помню такой афоризм: « Когда
начнется Четвертая Мировая война, мы будем драться камнями и палками».
Перейдя во второй зал, мы мысленно «перескочили» через восемь тысяч лет и попали в из
каменного века в бронзовый. Посередине мы увидели примерно десятиметровый челн
(длинную лодку), выдолбленный из дуба. Она на удивление хорошо сохранилась. Лодка
обнаружена при раскопках на реке Дон. Ледниковый период на период на территории Руси
к тому времени закончился, люди стали путешествовать по рекам и заселять новые территории.
Челн мог вместить тринадцать человек, из них одиннадцать гребцов. Экскурсовод обратила наше
внимание на ручки, выточенные по бокам лодки, чтобы ее можно было тащить к воде и обратно.
В этой комнате нам также показали наконечники стрел и орудия труда из бронзы. Елена
Викторовна рассказала нам про дольмены. Это пятитонный каменный склеп, собранный из плит.
Плиты подогнаны друг к другу с помощью щелей, выдолбленных в слоистом камне бронзовыми
орудиями труда. Мне этот дольмен напомнил огромный камин. Правда, оказалось, туда
помещали мумии умерших. Этот экспонат Исторического Музея – единственный в мире.
Обнаружен двумя мальчиками случайно на территории Крыма и перевезен в Москву. Он
находился в воде и его спасли от разрушения. В бронзовом веке, я думаю, появилось понятие
религии, поскольку тела людей стали бальзамировать и прятать в склепах.
Мы перешли в зал, посвященный железному веку. Мы оказались как бы внутри египетской
пирамиды. На потолке были искусно изображены трещины. В начале экспозиции на стенде под
стеклом лежал огромный железный меч, весь покрытый ржавчиной - коррозия металлов.
Экскурсовод обратила наше внимание на склеп в античном стиле из мрамора. Он был похож на
маленький Парфенон с колоннами и портиками. Елена Викторовна нам рассказала, почему век
называется «железным» . Обработка мрамора возможна только орудиями труда, выполненными
из железа. Склеп также обнаружили в Крыму. Это случилось так: два мальчика пасли козу,
вдруг она убежала, поиски привели их к горе. Там была пещера, в которой обнаружилась
пропавшая. А в пещере мальчики увидели каменный склеп.
Затем мы перешли в другую комнату. Она посвящена Руси языческой. Нам с Леной
запомнилась страшная, но интересная картина, написанная художником Семирадским
специально для Исторического музея . Там были изображены похороны какого-то знатного
князя. По языческому обычаю, когда знатный человек умирает, с ним уходит все богатство.
Молодая красивая жена усопшего на картине готовилась принять удар ножом от Ангела смерти
(пожилой женщины) . Глядя на полубезумную старуху с ножом, я вдруг понял, откуда в русских
сказках появился образ Бабы - Яги. Рядом с телом находились связанные конь князя и бык. Их
тоже должны принести в жертву. У нас сейчас говорят : « Ты не возьмешь ничего с собой в
могилу», а раньше было наоборот. Юноша с факелом (он должен был все это поджечь после
жертвоприношения), явно не хотел этого делать и его держали за плечи воины . Затем нам
показали кубки из рогов быка. Я заметил фигурку человека на витрине, где стояли кубки. Я
спросил : « А это что?» . Оказалось, это языческий амулет, который можно носить в кармане.
Следующий зал оказался христианским. Он был оформлен как древнерусский Храм в Киеве.
Стены и потолок покрыты росписью. Там висели иконы, и лежало богато отделанное и
расписанное Евангелие. Оно выполнено из телячьей кожи. Мы узнали, откуда пошло
выражение «красная строка» . Раньше оставляли достаточно места для большой красивой
заглавной буквы, из которой делали картину. Теперь просто оставляют пустое место в начале
главы или абзаца. Там же мы рассмотрели заботливо сохраненные экземпляры бересты.
Какой-то новгородский мальчик Онуфрий, идя из школы, обронил свои прописи. Там были
детские рисунки, школьные упражнения, и палочки .
Далее следующий зал посвящен татаро-монгольскому нашествию. Нам показали огромную
карту, где показано нашествие татаро-монголов на Русь. Мне запомнилось огромная юрта на
колесах. Ее везли 200 пар быков. В ней путешествовал Хан – предводитель воинства. Мне
кажется, если какой-то режиссер захочет в своем фильме воспроизвести сцену этого путешествия
в юрте на колесах, то ему обязательно дадут Оскара.
В следующем зале нам запомнилась проста деревянная изба какого-то новгородца. В ней
находились обычные предметы быта того времени. На колечке я вдруг заметил страшный символ
20 века – фашистскую свастику и спросил об этом экскурсовода. Оказалось, раньше это был
безобидный знак Солнца. Гитлер использовал его в своей нацистской пропаганде.
Мы перешли в царский зал – самый красивый зал на первом этаже. Посередине его
находилась покрытая золотом царская ложа Иоанна Грозного. Нам показали также власяницу,
сделанную изо льна с вплетением конского волоса. Такая ткань причиняла боль коже при
ношении. Так православный царь усмирял свою плоть.
В соседнем зале находится очень интересный экспонат – огромный глобус три метра в
диаметре, изготовленный голландцами по приказу королевы Анжелики. Пока его изготавливали,
она оставалась королевой. В результате дворцового переворота ее сменил другой король,
которому глобус , стоивший огромных денег, был не нужен. Зато наш царь Петр торговался
десять лет, сбил цену в десять раз дешевле и приобрел глобус. По нему учились навигации многие
поколения штурманов. Там была довольно точная для того времени карта земной поверхности,
но не было большей части Южной Америки.
Запомнилась огромная, во всю стену, иллюстрация добычи белого золота - соли в царской
Руси. Торговать солью мог только Царь, а бедняки не имели средств на ее покупку. Поэтому они
ели «не солоно хлебавши», а царские гости часто не могли есть пересоленные кушанья.
Экскурсия по первому этажу неожиданно для закончилась первым в России царским портретом.
Это был Алексей Михайлович Романов, отец Петра Первого.
В последнем зале, где проходила ювелирная выставка, Елена Викторовна показала нам чашу
из камня, выточенную самим Петром Первым. Я думаю, это самый драгоценный экспонат.
Огромное спасибо экскурсоводу Елене Викторовне и Зое, пригласившей нас. На улице возле
выхода нас проводил Путин (точнее, его переодетый двойник).
Свидетельство о публикации №218090300904