Два рассказа о простых людях...

Два рассказа о простых людях...

Два рассказа о простых людях, из которых один подтверждает правдивость другого, и моими родными передается из поколения в поколение...

***   ***   ***   ***   

«КУРТ - ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ»
 
      Когда в 1990 году бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен «изменников» родины Гертруда Платайс приехала в Казахстан, она впервые рассказала сотрудникам музея «АЛЖИР», как в первый раз увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам.

      Однажды, когда одним буранным зимним утром женщины-узницы под усиленным конвоем собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков, из зарослей камыша выскочили старики и дети - местные жители соседнего казахского села Жанашу. Дети по команде старших стали забрасывать камнями измученных женщин (для выполнения нормы в 40 снопов камыша приходилось работать на морозе по 17—20 часов в сутки). Конвоиры начали громко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, даже дети не любят.

      Было очень обидно и больно и, в первую очередь, морально, вспоминали Гертруда Платайс и другие бывшие узницы. Так повторялось несколько дней. Оскорбленным узницам лишь оставалось взывать к судьбе, жалуясь на несправедливость одурманенных и озлобленных сталинской пропагандой казахов... Пока однажды, уворачиваясь от летевших на них камней, обессиленная Гертруда не споткнулась и не упала лицом в эти камешки. Уткнувшись в них, она вдруг почувствовала запах творога, и поняла что эти самые камни пахнут… сыром и молоком!

      Она взяла кусочек и положила в рот – он показался ей очень вкусным. Она собрала эти камушки и принесла в барак. Там были и заключенные женщины-казашки. Они сказали, что это курт – высушенный на солнце соленый творог. Оказывается, рискуя жизнью собственных детей, сердобольные казахи, не найдя другого способа как именно таким образом, не вызывая подозрений у надзирателей, делились с узницами последним, что у них было, — куртом, чтобы хоть как-то поддержать голодных бедных женщин, поскольку сами в 1930-х годах узнали голод и лишения. Втайне от надзирателей они оставляли для узниц под кустами кусочки вареного мяса, толокно, курт, лепешки.

      Благодарность к казахскому народу, рассказывали женщины, они пронесли через всю жизнь.

«Все лагеря плохие, но именно в казахстанских выживали многие и, в первую очередь, благодаря казахам. Они на себе испытали голод, холод, лишения», – признавались они.
      Воспоминания Гертруды Платайс легли в основу стихотворения «Курт – драгоценный камень».

      Его автор – преподаватель истории Раиса Голубева.

О, Господи, да это ведь не камень.
От него так пахнет молоком.
И в душе затрепетал надежды пламень,
А в горле встал ком.

Так вот что придумали старики!
Вот за что женщины детьми рисковали!
Они нас от болезни берегли,
Они нас от безверия спасали.

Они поняли, что мы не враги,
А просто несчастные женщины.
И чем смогли – помогли,
Поразив нас своей человечностью.

Я молча поползла по льду,
Собирая драгоценные камни.
Теперь я отвратила от них беду,
Спасая их от охраны.

А ночью в холоднейшем бараке,
На оскверненной палачами земле,
Я, немка, молилась мусульманскому богу,
Да ничего не просила себе.

Я просила старикам здоровья,
Женщинам-матерям – счастья.
Особенно я молилась за детей,
Чтобы они не видели несчастья.

Я прошла все круги ада,
Потеряла веру и друзей,
Но одно я знаю,
Что только так и надо воспитывать детей!

Источник ;
Ключевые слова: история
Опубликовано 26.08.2016 в 22:10
<form class="simple" action="http://belayaistoriya.ru/objects/43676926820" method="post" target="_blank"></form>
***    ***    ***    ***
 По воспоминаниям моих родных
 
Одними из первых попали под удар японские шпионы-корейцы, на которых отработали методику переселения целого народа.

       ПО воспоминаниям очевидцев (также наших родственников, оставшихся в Корсаковке) проворачивали это так. Приходили грузовые машины, оттуда выскакивали солдаты и сгоняли народ на площадь, где грузили на машины. Люди брали с собой то, что успевали схватить. Везли на станцию, где ждали составы с грузовыми крытыми платформами. Людей загоняли в вагоны и состав трогался. Никто не знал, куда их везут. В пути не кормили и почти не поили. Вагоны набиты до отказа, люди стояли. Духота, смрад, плач, крики страдающих людей. На станциях открывали вагоны и снимали трупы стариков и детей, умерших в пути. Составы шли очень медленно и самые слабые умирали.
       Те же, кого во время переселения не было в селе - по возвращению видели разграбленные дома, пострелянных свиней, скотину, птицу. Свиньи, которые убежали - потом вернулись и бродили по разметанному поселку. Но потом всех вернувшихся переловили и тоже отправили. Только им не повезло - отправили не туда, где их семьи.
       Корсаковских привезли под Ташкент и выгрузили в районе реки Чирчик (где сейчас Политотдел и Куйлюк).
       В те времена город до реки не доходил. На правой стороне реки были поселки(махалли), на левой- каменистый берег, весь заросший камышом. Тогда там водились кабаны и, естественно, тигры. (Последнего убили в начале 40-х). Вот туда-то и привезли народ, сгрузили на камни и огородили весь участок рядом колючей проволоки. Выходить было запрещено. Была поздняя осень, наступали холода…
       Однажды в лагерь пришли несколько седобородых местных стариков. Они побродили по лагерю и ушли. Через некоторое время к лагерю потянулось местное население. Они приносили одеяла (курпачи), теплые вещи, посуду, садовый инвентарь и продукты. Все это отдавали даром.
       Весной лагерники попросили у местных мешки (канары), те их дали и стали смотреть, что они с ними будут делать. Лагерники начали носить землю и ссыпать на камни. Землю носили даже дети. Носить приходилось издалека. Местные дехкане пригнали арбы и на ишаках стали помогать возить землю. К лету земли натаскали столько, что смогли посадить огороды и на зиму вырастить овощи. Корейцы были отменными огородниками, и местные у них учились и уважали. 

       После всех передряг со страной -это чувствуется и сейчас. Постепенно режим был снят и японским шпионам позволили перемещаться по стране, но большая часть осталась. Колхозы Политотдел, Правда, Полярная звезда, Победа и близлежащие - сплошь были корейские. Многие работники за свой труд во время войны были награждены орденами и медалями, а Пен Хва( председатель колхоза Политотдел) стал дважды Героем Соц. Труда .Правда эти герои жили в страшной бедности. Я в своих воспоминаниях писал об этом.


Рецензии