Автобиография

Несколько лет назад, случайно, в соцсети "Одноклассники",установил контакт со своей родственницей в г. Москва, о существовании которой ранее не знал. Неожиданно выяснилось, что мой дед и её прадед были родными братьями. У родственницы оказалась  рукописная автобиография её деда(моего двоюродного дяди), которую она мне переслала. Биография мне показалась интересной, в ней рассказывается, как сирота из глубинки в царское(а затем в советское) время смог добиться успехов в жизни. Я решил опубликовать автобиографию на своей странице.

          
.    АВТОБИОГРАФИЯ     Стромского Валентина Васильевича

Родился 16 февраля(старого стиля) 1894 г.в с.Белышеве Ветлужского района Горьковской области(Варнавинского уезда Костромской губернии).По национальности- русский. Отец мой , Василий Валентинович Стромский, из мещан, мелкий служащий(письмоводитель уездного суда) русский. Родился в 1866 г. в с. Варнавино Горьковской области, умер там же в 1904 г. Мать, Екатерина Семёновна Стромская(урожденная Капитальная), русская так же из мещан, занималась домашним хозяйством, Родилась в с.Белышеве в 1870 г., умерла в 1908 г.  в г.Москве(в больнице после операции). Родители ни в каких партиях ни когда не состояли. Братьев и сестёр не имею(старший брат Николай умер в раннем детстве).
     По окончании 3-х классной земской школы в с. Белышево, 9-ти лет я был отдан в Ветлужское 4-х классное городское училище, т. к. рассчитывать на более солидное образование было затруднительно. По окончании его, в 1907 году, однако, удалось попасть с освобождением от платы за право учения во 2-й класс Нижегородского реального училища. В 1913 году закончил его простым учеником и по конкурсу аттестатов был принят в Петербургский политехнический институт на кораблестроительное отделение.
    По ходатайству реального училища мне была дана стипендия Нижегородского ярмарочного комитета. К этому времени я жил уже фактически самостоятельно, имея стипендию и уроки, которые начал давать, ещё будучи реалистом, тем более, что со смертью отца и матери, у меня осталась лишь бабушка со стороны матери, занимавшаяся домашним сельским хозяйством и огородом в с. Белышево, куда я приезжал лишь на летние каникулы. Естественно, что при таких условиях, я усиленно занимался учёбой, сдал за первый учебный год при существовавшей в институте предметной системе максимум возможного и отработал летом 1914 года производственную практику в Рижском порту.
    Однако начавшаяся война нарушила все планы, и со 2-го курса я вынужден был в декабре 1914 г. поступить в Михайловское артиллерийское училище. По окончании ускоренного курса был выпущен в июне 1915 г. прапорщиком полевой артиллерии и направлен в действующую армию на Кавказский фронт. Во 2-й батарее 66-й артиллерийской бригады, куда был назначен по прибытии на фронт, я провёл всю империалистическую войну на различных должностях, начиная с командира взвода, пом. командира батареи до командира той же батареи. Ранен не был. Имел две боевых награды. Последний  чин-поручик.
     При той отдалённости и оторванности частей корпуса от тыла(район Мушской долины по р.Евфрату), а также невероятной с современной точки зрения неосведомлённости в политических вопросах, для многих(в том числе и для меня) февральская революция была полной неожиданностью. Ни каких эксцессов в батарее не было. Командир батареи подполковник Васильев был отозван; я был назначен командующим батареей. Почти одновременно я был избран председателем батарейного комитета. Обе эти должности я сохранил и в период Октябрьской революции, вплоть до расформирования батареи в январе 1918г. Части наши, сильно пострадавшие от цинги, были сняты в апреле 1917 г. с фронта и расквартированы сначала в районе ст.Караклис Закавказской ж.д., а затем в конце декабря 1917 г. или в январе 1918 г. переброшены в г. Георгиевск Терской области для демобилизации. Сам я также получил двухмесячный отпуск с 1. 2. 1918 г. «для самоопределения в национальные войска», как гласила общая формула на отпускных билетах. Практически я сразу же направился на родину в с. Белышево и лето 1918 г. занимался сельским хозяйством.
    В сентябре 1918 года я был выбран на собрании волостного совета волостным военруком в с. Белышево, утверждён в этой должности Ветлужским уездным военкоматом и  был на этой работе с 7. 9. 1918 г. вплоть до 10. 2. 1919 г. , когда по наряду Генерального штаба был направлен Ветлужским уездным военкоматом в распоряжение Восточного фронта. По прибытии туда был назначен сначала пом. командира батареи 26-й стрелковой дивизии в г. Симбирск, участвовал со своим взводом в качестве импровизированного «бронепоезда» на жел. дорожных  платформах при обороне г. Бугульмы. 30.4 1919 г. назначен командиром той же батареи. Вскоре заболел брюшным тифом и был отправлен в г.Симбирск. После длительной болезни,7. 8. 1919 г. назначен пом. начальника артиллерии 27-й стрелковой дивизии, с которой проделал весь Сибирский поход, от Челябинска до Минусинска. В течении полугода(15.11. 1919г.-4. 5. 1920 г. )временно исполнял обязанности начальника артиллерии 27-й Омской стрелковой дивизии. В мае 1920 г., вместе с дивизией был переброшен на западный фронт и проделал поход на Варшаву. Ранений и боевых наград не имел. По заключении мира с Польшей, после кратковременной стоянки в Гомеле, части дивизии были брошены на подавление Кронштадтского мятежа. Начальник артиллерии дивизии отправился с первым эшелоном артиллерии, поручив мне организовать отправку всех остальных артиллерийских эшелонов дивизии. Поэтому, хотя многие батареи дивизии принимали  активное участие в боях под Кронштадтом, мне лично участвовать не пришлось, так как последний эшелон, с которым я двигался, не дошёл до места и был направлен в г. Саратов, поскольку к тому времени мятеж был уже ликвидирован. Туда же вскоре прибыли и остальные части дивизии .
    После окончательного перехода армии  на мирное положение мною было возбуждено ходатайство о предоставлении возможности закончить высшее образование, в соответствии с изданным к тому времени правительственным постановлением об откомандировании бывших студентов для окончания ВУЗов. Однако оказалось, что по присвоенной мне к тому времени служебной категории я не попадал под действие постановления. После двукратного снижения в должности, частью по моей личной просьбе, частью вследствии длительной болезни, а частью и ввиду освободившихся при сокращении армии более квалифицированных кадров, мною было возбуждено вторичное ходатайство об откомандировании для окончания образования. Однако к этому времени действие правительственного постановления в отношении бывших студентов было уже приостановлено. Не чувствуя себя достаточно квалифицированным для работы по боевой подготовке частей в условиях мирного времени, я подал ходатайство о командировании меня в артиллерийскую академию для пополнения военного образования по специальности. В июне 1922 г. я выдержал конкурсные испытания и был зачислен слушателем академии на подготовительный курс. При реорганизации академии в военно-техническую я был назначен на химический факультет, по которому и закончил академию в апреле 1928 г., получив звание инженера-химика. По окончании был направлен на работу в институт химической обороны(г.Москва), где работал с 15. 4. 1928 г. по 9. 1. 1934 г. на различных должностях до начальника отдела включительно; в последней должности был свыше 3-х лет.
    Приказом РВС СССР №024 от 9. 1. 1934 г., в связи с реорганизацией института хим. Обороны, назначен преподавателем специального химического цикла в Военно-химическую академию. С 1.2. 1935 г.был старшим преподавателем, а с 1. 2. 1937 г.-начальником кафедры АГ-2. В связи с укрупнением кафедр назначен доцентом кафедры АГ(приказ №0210 19.12 38г.), затем преподавателем кафедры АГ(приказ НКО №11 30. 1. 1939 г.) и наконец старшим преподавателем той же кафедры с 28. 2. 1941 г.(приказ НКО №0547  от 28. 2.1941 г.). В этой должности состою и до настоящего времени. Перерывов по службе в Советской Армии не было. Выслуга лет на должностях нач. состава Советской Армии на 1. 1. 1951 г. составляла 32 г. 3. мес. 24 дня. Более детальные данные о порядке прохождения службы в Сов. Армии приводятся ниже.
   Во время Великой Отечественной войны 1941-45 г. г. участвовал в подготовке кадров командного состава для Советской Армии, будучи старшим преподавателем Академии хим. защиты. С 21. 2.  по 12. 4. 1945 г. был командирован ГВХУ К.А. в район 1-го Белорусского фронта для выполнения специального задания. Ранений и контузий не имел. В плену или в окружении не был, равно как и не был на территориях, временно оккупированных немцами.
   Приказом №0165  НКО СССР от 13. 1. 1936 г. присвоено звание военинженера 2-го ранга, а приказом №01348 от 16. 8. 1938 г. военинженера 1 ранга. Воинское звание инженера-подполковника присвоено приказом №0882 от 18. 2. 1943 г., звание инженера-полковника- приказом №0246 от 10. 8. 1944 г.
   В 1939 г. присвоено учёное звание доцента по кафедре специальной химии(протокол ВАК ВКВШ №18 от 22.9. 1939 г., аттестат №005034 от 15. 10. 1945 г.) и в 1941 г. -учёная степень кандидата химических наук( диплом ХМ №000155 от 15. 10. 1945 г.).
   Владею немецким языком, менее французским и ещё менее английским, однако, в такой степени, что могу пользоваться технической литературой по специальности без словаря, или с некоторой его помощью.
    За время работы в Институте хим. обороны и Академии хим. защиты написано свыше 20 научно-исследовательских работ, из которых опубликована в общедоступной печати одна, остальные оформлены в виде специальных отчётов; написано также несколько учебных пособий по спецдисциплинам изданных ЦАХЗ.
    Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён за выслугу лет юбилейной медалью  «ХХ лет РККА» №002429 (указ от 22. 2. 1938 г.), орденом Красного Знамени № 139580(указ от 3. 11. 1944г.), орденом Ленина №36226(указ от 21. 2. 1945 г. ), орденом Красного Знамени №321006(указ от 1949г.), а также медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г. (указ от 9. 5. 1945 г.), «В память 800-летия Москвы»(А№765738) и юбилейной медалью «ХХХ лет Советской Армии и Флота»(указ от 22. 2. 1948 г.). Орденская книжка №299115 от  26.10……За предложения оборонного характера был премирован управлением по военным изобретением при НКО СССР денежной премией 1000 руб. в 1934 г. и указ в 1953г. 300 руб. Приказами по части неоднократно награждался денежными премиями, грамотами, пистолетом системы Коровина, за 32 года службы  в Советской Армии получал многократно объявления благодарности в приказе и не имел ни одного дисциплинарного взыскания.
    В белых армиях или в армиях интервентов также никогда не служил, в плену не был и не проживал на территориях занятых белыми. Судимости не имею. Ни в каких партиях никогда не состоял. Близких родственников, служивших в белых армиях, бывших в плену, проживавших на территориях, занятых белыми, а также родственников, угнанных немцами в период Великой Отечественной войны с территории СССР, или находившихся на временно оккупированных территориях, бывших в плену или в  оккупации, не имею. Сам за границей не был и никаких близких родственников, проживающих за границей, не имел и не имею.
    В брак вступил 28. 6. 1922 г. в г. Саратове(запись в отделе ЗАГС при Саргубисполкоме 28.6. 1922 г. №2606). Первая жена, Татьяна Алексеевна Стромская(урожденная Кочеткова), происходила из крестьян Симбирской губернии,русская, родилась 14 января 1891 г. в с. Киносаево Сызранского уезда Симбирской губ., окончила лишь начальную школу. Отец-землекоп из безземельных крестьян, мать домохозяйка, также из крестьян. Умерли они оба в период 1903-1906 г.г. Я их никогда в жизни не видел и больше никаких сведений о них мне совершенно неизвестно. Жена работала до революции в типографии, переплётной мастерской и др. предприятиях г. Саратова по найму. При советской власти была некоторое время работницей на заводе «Прогресс» в Ленинграде(когда я учился в Военно-технической академии) и на заводе «Геофизика»в Москве(когда я был на работе в Институте хим.обороны).Последние годы она страдала пороком сердца в тяжелой форме. Ни в каких партиях никогда не состояла. Судимости не имела. Умерла 9. 6. 1940 г. в Москве. (Свидетельство о смерти  отдела ЗАГС Сокольнического района г. Москвы  от 10. 6. 1940 г., №2071).Детей у нас не было. Из близких родственников у жены была лишь сестра Александра (старше жены), работавшая в 20-х -30-х годах в Саратове в жел. дорожной столовой, бане и пр. После смерти жены свыше 10-ти лет не имею о ней никаких сведений и местопребывание её мне неизвестно.
    Второй раз я вступил в брак в 1940 г.(регистрация брака в отделе ЗАГС Сокольнического района г. Москвы 22. 12. 1940 г. №2707). Вторая жена, Стромская Мария Никандровна(по первому мужу Киселёва), русская, родилась в с. Варнавино Горьковской области 2. 2. 1919 г. Мать её, Анна Алексеевна Стромская(урожденная Кукушкина), крестьянка дер.Фокино Варнавинского района, по национальности русская, родилась в 1895 г. в середняцкой семье. Образование имеет в обьёме 4-х классов сельской школы. Родилась дочь Мария вне брака. Девочку удочерил в возрасте 2, 5 лет 2. августа 1920 г. мой дядя (по отцу)Никандр Валентинович Стромский, оставшийся бездетным после смерти своего единственного сына( удостоверение отдела ЗАГС Варнавинского уездного исполкома от 24 августа 1920 г. №1378).После смерти своей жены он женился на матери девочки в 1923 году. От него она получила отчество и фамилию.
    Никандр Валентинович Стромский, из мещан, родившийся в 1870 г. в с. Варнавино Горьковской области, работал в дореволюционное время по найму в различных учреждениях счётным работником, канцелярским служащим, продавцом. После февральской революции и вплоть до смерти(12. 4. 1945 г.) работал в советских учреждениях(заведующим коммунальным хозяйством, пом. бухгалтера в Райфо, педагогом по ремёслам в детдоме, бухгалтером в леспромхозе и др.) в с. Варнавино всё время безвыездно. Проживал в с. Варнавино, где имел свой дом и огород. Последние годы получал пенсию. Жена его, Анна Алексеевна Стромская, вела домашнее хозяйство. После смерти его продолжает заниматься огородом, получает пенсию за мужа. Родители моей жены оба беспартийные, ни в каких партиях не состояли, в армиях белых или интервентов не служили, на местностях оккупированных немцами, не проживали, за границей не были и не имели там никаких близких родственников. Судимы не были и избирательных прав не лишались. Дочь их Мария окончила в период 1925-1932 г.г. семилетку в с. Варнавино и 16-ти лет, 1.апреля 1934 г. вышла замуж за Киселёва Николая Александровича, работника химсоюза- техника по подсочке леса(год рождения 1908), русского, из крестьян, уроженца Горьковской обл, . Макарьевского сельсовета, дер. Гидрейково ? У них родился  в с Варнавино 16. 6. 1936 г. сын Лев Николаевич Киселёв (свидетельство о рождении Варнавинского райбюро ЗАГС №150088 от 1936 г. ). В 1940 г. они оформили развод. 22 августа 1942 года в боях под Ленинградом, Киселёв Николай Александрович, будучи лейтенантом, командиром роты 947 стрелкового  полка, был тяжело ранен на Ленинградском фронте и умер от ран(извещение Ветлужского райвоенкомата от 22. 3. 1944 г.).
    В настоящее время жена Мария Никандровна Стромская и сын Лев Николаевич Киселёв живут при мне(Москва 13, Богородский вал, д. 3, кв. 18); мать жены Анна Алексеевна Стромская, инвалид 3-й группы, живёт в своём доме в с. Варнавино на пенсию после мужа и на моём иждивении.
    Жена-беспартийная, ни в каких партиях не состояла, ни заграницей, ни на территориях, оккупированных немцами, не проживала. Судимостей или ограничений в избирательных правах не имела. Из близких родственников, кроме матери, у неё никого нет.
    Жена в 1939 г. работала в верхних складах лесопильного завода в рабочем посёлке Вахтан Шахунского района Горьковской области воспитательницей, а затем на канифольно-скипидарном заводе лаборантом с 1. 6. 1939 г.по 28.10. 1940 г. С 20.11. 1943 г. по 19 10. 1944 г. работала дежурной по общежитию на московском военно-пересыльном пункте(Стромынка, студенческий городок). С октября 1947 г. по июль 1949 г. училась на государственных курсах художественного рукоделия.(свидетельство №1622 от 6. 12. 1948 г. об окончании), курсах кройки и шитья в Москве(свидетельство №2389 от 17. 11. 1949 г.
    В остальные периоды времени, как и в настоящее время занималась домашним хозяйством.
   В период Отечественной войны жена и сын вместе со мной эвакуировались в Самарканд следуя туда и обратно в составе эшелона академии химзащиты.
   24. 2. 1953 г.      Ст.преподаватель ЦАХЗ им. К. Е.Ворошилова
               


Рецензии
Замечательный документ! Пропитан духом времени и истории. Вам повезло, что есть такое свидетельство от предка и спасибо за публикацию.
С уважением

Борис Миловзоров   12.09.2018 11:46     Заявить о нарушении
Да,документ действительно замечательный.Спасибо Борис,за Ваш отзыв. В своё время, думаю, проходил под грифом "Секретно".

Яков Стромский   12.09.2018 20:08   Заявить о нарушении