Трюмный - профессия

                И все-таки море
                Останется морем,
                И нам оставаться на вахте с тобой.
                (И.Шаферан)

     Лишь сейчас, по прошествии многих жизненных лет, я понимаю свою везучесть. Исполнилась мечта попасть на корабль, да и определили меня на одну из самых достойнейших корабельных служб, в ДЖ(дивизион живучести). Первейшая морская служба - следить за живучестью своего корабля.
    ДЖ первым поднимается на борт корабля, спускаемого со стапелей, и он же вместе с командиром корабля последним уходит с тонущего корабля.
       Боремся за живучесть!

       Спустятся трюмные в самые низа корабельных трюмов, разбегутся по своим отсекам, встанут к своим механизмам, и незаметно для других делают своё дело.
 Тяжело для непосвящённого их там найти или выловить – входные люки закрыты, задраены. До последней возможности служба эта обязана бороться за жизнь своего корабля, чтобы дать возможность другим службам исполнить свои предназначения.

      Все понимают, что трюмные выполняют серьёзную бытовую службу, любую  внештатную ситуацию могут разрешить. Вот с каким уважением матросы и офицеры из других боевых частей говорят о нас, трюмных:
- Вы наши Короли воды и пара! Без воды и пара ни поесть приготовить, ни обогреться. А вдруг пожар или пробоина в борту? Корабль без вас никуда.

      Но бывало что говорили и по-другому.
- Да эти наши Короли г.... , воды и пара! -  так называли нас про себя, за глаза.

       Мы, трюмные знали об этом и не обижались. Чего на правду обижаться. Гальюны (туалеты) это тоже наша работа. ДЖ борется не только с пробоинами и пожарами во время военных действий, хотя это и есть его наиглавнейшее предназначение. Есть у ДЖ и второе предназначение – бытовуха! Мы должны обеспечивать быт: принимать воду на корабль; подать эту воду и на камбуз и всему экипажу; следить за отоплением матросских кубриков и офицерских кают; следить за функционированием всех корабельных гальюнов(туалетов). Без них тоже никуда, на корабле же живые люди служат.

       Это не значит что мы гальюны мыли. Нет, ДЖ их обслуживал.

       Трюмные на все руки мастерами должны быть: и сантехниками, и сварщиками, и пожарными, и даже внештатными водолазами. Мне самому за время службы несколько раз приходилось облачаться в водолазный костюм и спускаться под воду, чтобы чопик поставить или пластырь водонепроницаемый под днище корабля завести на учебную пробоину.
      Конечно, был на крейсере и штатный водолаз, но его легче было под водой найти, чем в собственной шхере. Всегда был занят.

      Гальюны же на кораблях работают по принципу туалетов в поезде – нажал рычажок и вылился сливной бачок прямо в море-океан. Систему эту "открыть-закрыть" типа хлопушки, называют лягушкой.
   
      Но бывает что лягушка вдруг заклинит, а корабль в море штормовом. Ударяющая волна бьёт в корабельный борт, через сливное отверстие залетает вовнутрь , столб морской воды с визгом вылетает из унитаза выше головы и окатывает матроса, сидящего на толчке, всем его содержимым.
  Вот тогда этот матрос, весь грязный, он не просто просит, он громко матерится матом в несколько этажей и  кричит:
- Аааа…! Где эти проклятущие короли г...а! Почему у вас лягушка не работает?

       Прибегает трюмный под вопли пострадавшего: «Вы, трюмные, такие-сякие, работать не умеете! На меня посмотрите, на форму мою, я её только сегодня чистую надел!»
     Трюмный начинает делать ремонт лягушки. А делается этот ремонт так.

       Начинаем так.
Я обязательно беру с собой молодого матроса из своего отделения, мы оба с ним надеваем чёрные робы.
     Такие лягушки по всему кораблю понатыканы и молодого матроса надо научить как ремонт такой лягушки делать. Вдвоём отдраиваем межбортный отсек с механизмами лягушек. А отсек маленький, лишь боком в него пролезть можно. Лезем с ключами гаечными. Механизм лягушки снимается, разбирается, чистится и ставится опять на место. Да ещё доложить надо, чтобы командир корабль другим бортом к волне развернул, чтобы нас, трюмных, в этой лягушачьей полости во время ремонта не затопило.

       Вылазим мы с матросом из отсека грязнючими, вонючими, но очень довольными, что устранили вот такую бытовую неисправность. Задраиваем этот лягушачий коффердам и идём в душ. Матрос пострадавший уже в душе вымылся и ушёл. Служба продолжается. Бытовуха и есть бытовуха. Без неё никуда.

       Трюмные, как спасатели, при любой аварии, в любой внештатной ситуации первыми должны быть. Вначале мы трюмные как аварийная группа тушим и разбираем корабельные завалы при пожарах, а уже за нами идут остальные службы. Поэтому трюмный матрос, прошедший военную службу, это молодой человек подготовленный ко всяким непредвиденным ситуациям на гражданке.

       Я когда вернулся на гражданку, умел дома делать ВСЁ! И ремонт труб сделаю, и клапан отремонтирую. Причём сделаю так как нужно мне, а не как мастер захочет сделать. Никогда к себе домой я не вызывал сантехника, всё сам делаю: стиральную машинку подсоединить, кран водопроводный поменять, отопление сделать, и многое другое. Друзья обращались за помощью, никому не отказывал, все довольные оставались.

       Служба научила, намертво вбила в моё сознание как важно принимать меры предосторожности. И в квартире и на даче у меня стоят огнетушители.

       Всем молодым парням кто ещё не служил, советую:
- Старайтесь попасть именно в ДЖ. Не пожалеете. Там вас научат всему. Вернётесь со службы имея разностороннюю специальность, которая всегда поможет, не даст пропасть в нашем сумасшедшем мире.

      
 


Рецензии