Воспоминания. Дмитрий Сидоренко. Глава 12

(См. информацию на странице http://proza.ru/avtor/deshchere).

Дмитрий Григорьевич Сидоренко (15.05.1924 - 15.08.1955), автор повести "Воспоминания", одна из глав которой предлагается вниманию читателей на этой страничке  - мой дядя, младший брат моего отца. "Воспоминания" были написаны им в далёкие послевоенные годы  и  много лет хранились у родственников (см. Предисловие к повести http://www.proza.ru/2018/09/06/1560).

На моей страничке портала Проза.ру эту повесть можно прочесть и в цельном виде, без разбивки по главам, - "Воспоминания. Дмитрий Сидоренко. 1924 - 1955" - http://www.proza.ru/2018/08/24/999 .

Глава 11 - http://www.proza.ru/2018/09/04/1584

Глава 12
Гармонь играла с перебором,
Толпился в пристанях народ,
А по реке, в огнях, как город,
Бежал красавец теплоход .
[Прим. 18. «Кружились белые берёзки»,
А. Т. Твардовский]

В академию нас ехало тринадцать человек – отличников спецшколы. В Астрахани мы погрузились на речной теплоход «Москва» и отправились по Волге. Академия находилась в г. Свердловск, она была эвакуирована из Москвы. 

[Прим. 19. В 1991 г. городу Свердловск было возвращено прежнее название Екатеринбург]

Теплоход медленно поднимался вверх по Волге. Нам отвели места третьего класса – корму, бак-палубу. Мы разместились на второй палубе, но время проводили больше на корме. Там вдвоем с другом мы любили пить чай в шлюпке. После селёдки чай был особенно вкусный, и на корме было замечательно: приятной вечерней прохладой обдавало лицо, внизу стучали гребные винты, а там, за кормой, бурлила и пенилась вода и веером расходились к берегам волны. Долго, до поздней ночи, мы просиживали на корме, мечтая об Академии, о своём будущем, любуясь ночными огнями и красотою Волги.

В Астрахани нам выдали форму спецшколы ВВС, а ботинок не дали, и мы босые, в полувоенной форме бродили по кораблю, привлекая внимание окружающих своим нарядом.
 – Вот, примечайте: человек одет по последнему крику моды, – помню, сострил какой-то весельчак, указывая на меня пальцем.

На пристанях мы таскали у нерасторопных баб пирожки и арбузы, а совесть свою успокаивали таким заключением: «Когда бедный берет у богатого или голодный у сытого, то это не воровство, а простая делёжка».

Больше полумесяца мы плыли вверх по Волге, любуясь её красотой, затем по Каме; потом, сделав ещё одну пересадку, продолжили путь и, наконец, оказались в Свердловске, у цели. Это была Военно-воздушная ордена Ленина Академия Красной армии имени Николая Егоровича Жуковского. Выпускала она инженеров воздушного флота с воинским званием инженер-капитан. Срок обучения – шесть лет.

[Прим. 20. Военно-воздушная Академия им. проф. Н. Е. Жуковского в Москве успешно проработала более 90 лет, но в первые годы «перестройки», после ряда преобразований, была закрыта. Свою историю Академия вела с 1919 года, с создания, по инициативе профессора Н. Е.Жуковского, Московского авиатехникума. В 1920 году авиатехникум был реорганизован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского, который в 1922 г. получил статус Академии и стал именоваться: Академия Воздушного Флота имени Н.Е.Жуковского. В 1925 г. Академия была переименована в Военно-воздушную Академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского; после войны, в 1946 году - в Военно-воздушную Инженерную Академию имени профессора Н. Е. Жуковского. В 1933 г. была награждена орденом Ленина, к которому позже добавились многочисленные как российские, так и иностранные ордена и медали. В годы Великой Отечественной войны с июля 1941 по июнь 1943 года Академия была передислоцирована в Свердловск, где продолжала готовить военные кадры (данные из Универсальной Энциклопедии Кирилла и Мефодия MEGABOOK).

Начавшаяся в России в начале двухтысячных годов реорганизация военного образования привела к закрытию Академии в Москве. В 2009 году набор слушателей уже не осуществлялся, а в 2011 году приказом Министра обороны РФ Сердюкова А.Э. подготовка обучающихся была передана в Военный авиационный инженерный университет (г.Воронеж)].

В академию был подобран исключительно сильный профессорский состав. Здесь работали такие знаменитости как профессора Юрьев, Голубев, Бухгольц, трудами которых пользуются почти все ВТУЗы страны. Некоторые их труды популярны даже за границей.

[Прим. 21. Юрьев Б. Н. (1889–1957) – ученик проф. Н. Е. Жуковского, основоположник отечественного вертолетостроения. Генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1944). Действительный член Академии наук СССР (1943 г.). Лауреат Государственных премий СССР (1943 г. и 1946 г.). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940 г.). Награжден 2-мя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями. С 1942 по 1948 г. был заместителем начальника ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского по учебной и научной работе]. 
[Прим. 22. Голубев В. В. (1884–1954), генерал майор инженерно-авиационной службы (1944 г.). Чл. корр. АН СССР (1934 г.). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1942 г.). Видный ученый в области математической теории аналитических функций и аэродинамики. В 1932 г. В. В. Голубев приглашен в ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского на должность заведующего кафедрой высшей математики, которую возглавлял до 1954 г. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, 4-мя орденами Красной Звезды и многими медалями]. 
[Прим. 23. Бухгольц Н. Н. (1881–1943) – ученик профессора Н. Е. Жуковского. Д. ф. м. н., профессор. Видный ученый в области теоретической механики. В 1933 г. был назначен начальником кафедры теоретической механики воздушно-технического факультета ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, работой которой руководил в течение 10 лет. Написанный им учебник «Основной курс теоретической механики» выдержал восемь переизданий и не утратил актуальности по сей день. Награждён орденом Ленина].

Отсюда вышли многие конструкторы современных самолётов – Ильюшин, Яковлев, Микоян и др.

[Прим. 24. Ильюшин С. В. (1894–1977) – выдающийся советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории – штурмовика Ил 2. В 1921–1926 гг. – учёба в Институте инженеров Красного Воздушного Флота (с 1922 г. –  Академия им. проф. Н. Е. Жуковского). Генерал-полковник инженерно-технической службы (1967); с 1971 года — генерал-полковник-инженер. Единственный лауреат семи Сталинских премий; академик АН СССР (1968)].
[Прим. 25. Яковлев А. С. (1906–1989) – советский авиаконструктор, один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. В 1927–1931 гг. – учёба в ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского. В 1956–1984 гг. – Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева. Генерал полковник авиации (1984). Академик АН СССР (1976). Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов типа «Як» различных модификаций. На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда].
[Прим. 26. Микоян А.И. (1905–1970) – советский авиаконструктор. В 1931 году попал в число парттысячников, направленных на учёбу в ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского. Генерал-полковник инженерно-технической службы (1946). Академик АН СССР (1968). 8 декабря 1939 года приказом НКАП был назначен начальником КБ 1 и заместителем главного конструктора авиазавода ГАЗ № 1. Этот день считается днём образования КБ имени А. И. Микояна. Под его руководством (совместно с М. И. Гуревичем и В. А. Ромодиным) созданы участвовавшие в Великой Отечественной войне самолёты истребители МиГ-1 и МиГ-3. На самолётах КБ Микояна было установлено 55 мировых рекордов].

Начальником Академии был генерал-майор Соколов-Соколёнок – человек бывалый, заслуженный. Телосложением он был невелик, отсюда, говорят, образовалась вторая половина его фамилии.

[Прим. 27. Соколов-Соколёнок Н. А. (1899–1977), генерал лейтенант авиации (1942 г.). Участник Гражданской и Великой Отечественной войны. Начальник ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского в 1940–1941 гг. и 1942–1947 гг. В июле 1941 г. организовал эвакуацию ВВИА в г. Свердловск, а в августе отозван из Академии на должность начальника вновь учрежденного Управления тыла ВВС. Наладив работу там, в 1942 г. вновь стал начальником Академии. В 1943 г. организовал возвращение Академии в Москву. С 1944 по 1947 г. одновременно исполнял должность начальника кафедры общей тактики. Награжден орденом Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, 2-мя орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней, орденом Красной Звезды, медалями, а также Югославским орденом Партизанской Звезды 1-й степени].

Заместителем по полит. части был генерал-майор Батов. В противоположность своему начальнику, это был толстый, вернее (простите за выражение), пузатый человек. Толстым назвать его было нельзя, так как грудь его была очень узкая, живот очень большой, а лицо и шея конусом заплыли салом. Вся эта масса держалась на чрезвычайно тонких ногах, так и казалось, что эти ноги непременно сломаются, и всё рухнет. Но мужик он был толковый (недаром говорят: большой живот – признак добродушия), слушатель всегда мог говорить с ним свободно. За сердечную доброту и неподдельное участие к жизни слушателей в академии все звали его – батя. И видно было, что он гордится этим.

[Прим. 28. Так у автора. В 1942-1944 гг. заместителем начальника Академии им. проф. Н.Е.Жуковского по полит. части был генерал-майор авиации В.И. Бакин. В годы Великой Отечественной войны телеграмма в газете «Известия» (18.02.1943) о том, что «личный состав  Военно-Воздушной ордена Ленина академии имени Жуковского» вносит «из своих личных сбережений» более миллиона рублей «на постройку боевых самолётов» и просит «присвоить построенной на собранные средства авиационной эскадрилье имя отца русской авиации Н. Е. Жуковского» была подписана: Соколов-Соколёнок, Бакин, Данилов].

Совсем другой вид представляли слушатели. Это были худые, бледные, как тени, преимущественно в очках, люди. Их набрали в академию из третьих и четвертых курсов высших технических учебных заведений. Они были студентами, имевшими за плечами по пятнадцать лет непрерывной учебы. По сравнению с нами, загорелыми и обветренными на Волге, они казались совсем какими-то чахлыми и болезненными. С питанием здесь дело обстояло плохо.
 – Вот таким будешь и ты через 6 лет, – острил мой друг, глазами указывая на самого длинного и бледного слушателя в очках.

Многие разочаровались. Я же решил учиться и принялся за подготовку к экзаменам.

Начались конкурсные экзамены. К конкурсу допускались только отличники спецшкол и студенты вузов. Конкурс был таков: из трех кандидатов – один был лишний. Экзаменующие профессора были очень принципиальны и крайне раздражительны, но счастливая звезда висела тогда надо мной – мне всё удавалось, и экзамен я сдал с успехом.

Затем была мандатная комиссия. Я вошёл в кабинет замполита.
 – Гвардеец! – заревел генерал Батов, взглядом измеряя меня с ног до головы.
 – Так точно! Будущий! – Он порылся в бумагах.
 – На какой факультет пойдешь?
 – Хотелось бы на факультет электроспецоборудования самолётов.
 – Хорошо, будете там, – и дал знак удалиться.

Так я стал слушателем академии. Занятия задерживались. Нас использовали, как самых младших, для всяких подсобных работ.

Начальником курса к нам назначили приехавшего с фронта, но не сдавшего приёмных экзаменов, некоего лейтенанта Печёнкина. Это был ограниченный, недалёкий человек. В нашем воображении академия была чем-то недостижимым, возвышенным и культурным, но академические порядки, вернее беспорядки, вызванные, видимо, эвакуацией, разочаровали нас.

Об академии острили так: «что получает слушатель в академии? Первое – очки на нос, второе – плешь на голову, третье – язву на желудок и четвертое – презрение на всю авиацию». И в этом была доля правды.

Хотя чтение лекций уже началось, нас часто отрывали на всякие работы: грузить дрова, поднимать моторы на третий этаж, и наша «слушательская будничная» песня звучала так: «Раз – два взяли! Ещё – взяли!»

Посещение лекций считалось обязательным, но многие шли туда, чтобы почитать хороший роман. В аудиториях было холодно, сидели в шинелях.

Короче, той организации, которая называется порядком, в Свердловске в академии не было. А что было в столовой, мне сейчас самому стыдно вспомнить. Пища делилась обычно так: хлеб резался на десять частей, причем при этом принимал участие весь стол, все десять человек. Таким же порядком разливались щи, вернее вареная капуста. Кроме капусты в разных видах, редко что изменяло наше меню. Затем всё это раскладывалось по кругу. Один отворачивался, а другой кричал: «Кому?» – и указывал на какую-нибудь порцию. Дальше раздавалось всё по порядку, по кругу. Позорно было то, что так пищу делили и офицеры – слушатели третьих и четвертых курсов. Наш пищеблок питался из местных ресурсов, но что могло быть тогда на Урале?! А из того, что давал нарком, добрая половина уходила на сторону. Помню один казусный случай. Однажды на какой-то «великий» праздник в нашу столовую на мясо привезли лошадь.
 – Братцы, мясо! – воскликнул разливающий, мешая половником в кастрюле. Все десять вскочили посмотреть в кастрюлю, чуть не стукнувшись при этом лбами. Мяса был один кусок, круглый, похожий на колбасу. Как обычно, разделили его на десять частей и, как обычно, разгадали. И вот когда уже последний дожевал свою порцию и усердно облизался, кто-то смущенно сказал: «Братцы, заметил ли кто-нибудь, что в середине этого куска была дырочка?» Все сконфуженно засмеялись, догадываясь только теперь, что привезенная лошадь не была кобылой…

В этом долгом систематическом недоедании люди становились духовно низкими, крайне мелочными, грубыми и замкнутыми, обычно плохо вникали во всякие наставления, учились плохо.

Только лишь на основе материального удовлетворения человека могут возникать его духовные потребности, то есть потребности занятия умственным трудом, наукой, искусством. Когда же материальные потребности человека не удовлетворены, не возникают или же слабо возникают и духовные.

Бытие определяет сознание – так трактует философия. Александр Суворов эту же мысль, между прочим, выразил совсем просто: «Путь к сердцу русского солдата лежит через желудок». Я эти доводы хорошо прочувствовал на себе.

Однажды я заступился за товарища, невинно пострадавшего за то, что отказался отнести продукты не по назначению. Меня вызвал к себе в кабинет начальник курса.
 – Мальчишка, – с усмешкой сказал он, – ты всё ещё ищешь правды, её нет. Есть такая хорошая, очень характерная, украинская пословица: «Кожному рот дере ложка суха, и хто е на свити щоб був без гриха!» Я знал, что это говорит недалекий человек, но он говорил правду.

Глава 13 - http://www.proza.ru/2018/09/04/1589


Рецензии