Сторож сада своего

     Яблони, настоящие, сортовые, у нас в деревне появились только после войны. До войны яблони были в основном полудикие, кисловатые, осенние.  А яровых сортов, которые созревают в конце июля, вообще не было. Пытались привозить яровые сорта яблонь с южных регионов, но у нас зимы бывают очень сильные, и южанки вымерзали. Но благодаря Мичурину, работавшему в Тамбовской области по выведению новых, зимостойких сортов яблонь, груш, слив,  появились ранние сорта яблок и хорошие сорта осенних. Появились также груши, слива, тёр и прочие плодовые деревья.  Работал он тогда в городе Козлове, ныне в городе носящем его имя, Мичуринске. Яблони, выведенные Мичуриным,  перестали  вымерзать зимой и приносили хороший урожай в наших краях. Но чтобы яблоня начала плодоносить, нужно не менее четырёх лет, а чтобы получить хороший урожай, нужно было ждать не менее десяти лет. Это если  дерево выращивать из саженцев. Но у нас в колхозе были два хороших  больших фруктовых сада. И граждане просто выбирали в колхозном саду хорошие молодые яблони и по осени просто выкапывали и пересаживали в свой сад. Ведь за всём колхозом не уследишь и к каждому дереву сторожа не приставишь. Так что у некоторых за один год появлялись уже плодоносящие яблони.
События, о которых я хочу рассказать проходили во время моей учебы в школе, конец шестидесятых ходов прошлого века. В это время уже возле большинства домов были фруктовые сады. Обычно не более пяти - семи яблонь. И, по большей части, это были осенние сорта, типа антоновки, которые хорошо лежали после снятия с яблони, которые можно было замочить в бочке или сварить варенье. Осенние сорта яблок у нас  для хранения обычно закладывали в сено, где они могли длительное время лежать и не замерзать, когда наступали холода. Ведь сено - хороший изолятор тепла.
     А вот яровых сортов в деревнях сажали редко, обычно одно, два дерева, для того чтобы ещё в конце июля попробовать самому и своим детям. Для хранения эти яблоки не годились, после снятия с дерева лежали не больше двух недель. Но у многих в садах яровых яблок вообще не было. Да ещё между яблонь копали землю и сажали лук, морковь, укроп. Ведь земли под огород давали только двадцать пять соток и там, в основном, сажали картошку, и оборудовали грядки для помидоров, огурцов и капусты. Так что использовали каждый клочок земли, если его можно было чем-нибудь засадить. Так что больших садов не заводили. Но когда у соседа уже в конце июля начинают созревать яровые яблоки, а в вашем саду  будут только в конце августа, то появлялся соблазн залезть в соседний сад.  Да, и как говорят, в соседнем саду всегда яблоки слаще. Поэтому за яблоками зарывались часто, особенно если компанией. А по вечерам, когда темно на улице и ничего не видать, ведь освещения в селе вообще не было, ребята собирались в группы и часто лазили по садам.  Но залезть в сад можно было не каждому. У многих были очень злые собаки и встретиться с ними не было никакого желания. Но ребята из соседних домов прикармливали собак и тогда залезали в сад днём, уже не боясь собак, когда хозяин был на работе. В таких случаях яблони не обтрясали, а только брали чтобы поесть.
    Но по ночам были другие привычки, и когда залезали в сад человек пять сразу, то яблок больше падало на землю, чем попадало в карманы. Практиковалось также угощать других ребят, которые в сад не лазили или девчонок. Те, конечно, прекрасно знали, откуда яблоки, но от яблок не отказывались. Бывали и такие случаи, когда угощали кого то, да и ещё приговаривали - «Ешь как свои». Не многие догадывались, откуда яблоки, да не кто и не интересовался. Некоторые понимали, откуда яблоки, только  когда приходили домой. Ведь он, действительно, ел свои собственные. Так что такие набеги доставляли хозяевам массу неприятностей, поэтому защищались от них как могли. Забор делали по два метра высотой и абсолютно ровный с наружной стороны, обвивали колючей проволокой, вешали косы на деревья, клали вдоль забора битые донышки от бутылок и специально говорили об этом, чтобы все знали. Ведь нарваться на острую косу  или битое стекло не очень приятно, да и прийти домой с такими повреждениями – это гарантированно ремень от отца или веник от матери. Вначале конечно перевяжут, ну а потом…. А случаи такие бывали.
     По ночам хозяева, чтобы защитить свои сады, спали с открытыми окнами, и любой шум в саду будил хозяев, и дальше шли вариации.  Чаще довольно были только крикнуть и всё прекращалось. Но бывало, когда хозяин выскакивал из дома и тогда начиналось преследование. Как правило, ребята разбегались в разные стороны, и  погоня было только за одним. Ведь погонишься за двумя зайцами - ни одного не поймаешь.  Но ребята были  шустрые, да и все переулки и подворотни они знали хорошо. Так что ловили их очень редко, и тогда уж уши горели по полной. На этой почве бывали очень забавные случаи.
     После очередной неудавшейся попытки залезть в сад ребятам пришлось очень быстро уносить ноги. Хозяин караулил и выскочил из сада. Для погони был выбран Петя. О том, что было потом, он рассказал на следующий день утром,
   «Мужик выбежал и следом за мной. Я в переулок, а он не отстаёт, я через ограду в чужой сад, и он тоже. А ночь то была безлунной, ничего же не видать. А он всё за мной, не отстаёт ни на шаг. Долго за мной бегал, пока не нашлась маленькая дырка в высоком заборе. Я то через неё проскользнул, а он застрял.  Бугу и думаю, как это он меня в темноте видит. У него зрение как у кошки что ли. Понял я, как он меня видел только утром, когда куртку одевал.  Оказывается, на ней были пришиты пуговицы с колокольчиками. Я так радовался этой куртке с колокольчиками, а вчера чуть не попался из-за неё. Ведь он меня не видел, а слышал и бежал на звук моих пуговиц».
    Но был один хозяин, который все лето спал в саду в сарае. У него было двухствольное ружьё. Все видели, что он каждый вечер выходил из дома с ружьём и шёл в сад.
    Там был стол и два чурбана взамен табуретов. Садился, пил чай, ужинал. Ребята,  соседи этого бдительного хозяина, действительно видели его каждый день в саду. Потом он напоминал о себе, стреляя каждый вечер в воздух из ружья. Мол, я тут, в саду, сторожу. Так что в сад к нему действительно не лазили.  Но ребята, хотя ещё не взрослые, но сообразили, что спать то он должен. Ведь на следующий день ему нужно идти на работу. Стали наблюдать за ним из соседнего сада. И выяснили, что после того, как он выстрелит в воздух из ружья, то идет в сарай спать.
     Ребята решили посетить этот сад, тем более что яблоки были у него хорошие. Собрались в соседнем саду и сидят, ждут, когда же он зайдет в сарай. Он как обычно, выстрелил из ружья, поставил его у двери и вошёл в сарай. Подождали ещё минут двадцать и очень аккуратно пошли в соседский сад.  Подошли к сараю, аккуратно, без звука закрыли дверь,  набросили петлю на пробой и вставили толстый гвоздь. Дверь была крепкая, обитая железом снаружи. А сараи у нас делали прочные, деревянные или кирпичные, без окон, только  одна дверь. Как только ребята закрыли хозяина, то почувствовали себя в безопасности и набросились на яблоки. Наелись ввволю, набрали полные карманы, да ещё и половину обтрясли. А хозяин сидел запертым в своём собственном сарае, слышал как уничтожают его урожай, кричал, ругался, а сделать ничего не мог. Потом, когда уходили из сада,  повернули прибой, так чтобы и жена его открыть не смогла. И, на последок, ещё и выстрелили в воздух из его же ружья. Так что он сидел в своём сарае как в тюрьме, не имея ни малейшей возможности выбраться наружу и ждать, когда его освободят.
     Следует также отметить, что сливы, вишня, а также  огурцы и помидоры тоже не оставались без внимания пацанов. Но, всё таки, яблоки больше всего интересовали ребят. И, как показывает жизнь, если уж захотели залезть в сад, то остановить это было невозможно, если сами не передумают или найдут более интересный вариант.


Рецензии