С Днём знаний, Или производственное

          Вот и наступил новый учебный год (кстати, вы заметили, как в последнее время похорошела Москва?). Древнегреческий философ и писатель Плутарх сказал, что ученик это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь.
          Сказав это, древний учёный совершенно не подумал о возможных негативных последствиях своего высказывания для начинающего учителя. Молодой специалист, воодушевлённый этим девизом, смело бросается озарить светом знания тёмный лабиринт невежества некоторых учеников. Несчастный рискует ничего не добиться, ибо эти обучающиеся, увидев, в каком душном и угрюмом подземелье они существуют, стараются скорее убежать от чудесного огня в привычную тьму и дикость. Бедный учитель! Представьте, как он, держа перед собой этот светильник, устремляется за ними в тёмную пещеру их невежества, как он пытается приблизиться к ним, увещевая их. Тщетно. Убегающие растворяются в чернильной тьме. Но учитель не отступает. Он спотыкается, падает, поднимается, но не выпускает из рук лампы; он спешит догнать невежд, пока в ней ещё горит этот дивный огонь!..
          Долгий бег. Изматываясь, всё больше запутываясь в лабиринте ходов ужасной пещеры, он в конце концов останавливается, с трудом переводит дыхание, замечает, что пламя в светильнике начинает угасать. Он оглядывается, всматривается во тьму, но, конечно, никого не видит, а только слышит сопение учеников, забившихся в чёрные, как безлунная и беззвёздная ночь, углы этой пещеры. В отчаянье учитель начинает биться головой о глухую стену, вызывая этим лишь хихиканье из темноты. Как ни старайся, финал один – отчаяние и головная боль.
          Так не лучше ли не рисковать своей головой? Не лучше ли просто поставить светильник знания на свой учительский стол? И тогда – одни обучающиеся приблизятся к чарующему огню настолько, что загорятся, как факел, другие – не тронутся с места и будут только освещены им, а третьи – удалятся на камчатку и будут пребывать в привычной тьме, не губя педагога?


Рецензии