Тайна бабушкиного браслета. Первая часть

- Эбе-е-е, расскажи , как мой дада вернётся с войны,- просила маленькая Пати , обожавшая слушать бабушкины рассказы.- Ну расскажи-и-и....
- А-а-а-ахх...- баюкала внучку Салтанат, по привычке вглядываясь в дорогу за селом, которая отсюда, с крыши, была видна как на ладони.
- Во-о-он по той дороге прискачет твой папа на белом коне с серебряным седлом. Скоро... очень скоро... А-а-а-ахх...На его груди будут сверкать ордена, потому что твой папа самый настоящий герой, отрубивший жасусу Китлиру все его семь голов.
И не будет тогда никого счастливее нас с тобой и твоей мамы...правда, Пати?...Ш-ш-ш-ш...
Тихонько постукивая ладонью по плечу засыпающей внучки,Салтанат тайком смахнула с уголков глаз непрошенные слезы.
Семилетняя Пати никогда не видела отца. Она родилась через несколько месяцев после его ухода в армию. Вскоре началась война и Даудбег бил фашистов до ее конца.
Вот уже два года прошло после войны. Понемногу в аул вернулись почти все выжившие в четырехлетнем военном аду, но Дауда среди них не было. И не было никаких известий от него .
Салтанат частенько взбиралась на плоскую крышу своего дома и долго смотрела на дорогу, ведущую из аула.Ее подслеповатые глаза ,пролившие немало слез, видели все хуже и хуже.
Салтанат и мысли не допускала, что ее единственный ребёнок, ее Дауд, который и пожить толком не успел, по которому день и ночь ныло ее истосковавшееся сердце, мог погибнуть и она больше его не увидит.
- Пусть я ослепну, пусть глаза мои вытекут вместе со слезами, но мои руки тебя узнают, твой запах проникнет в мое застывшее сердце и оживит его, сынок.... Ты только вернись, пока я могу поднять руки, чтобы обнять тебя, Дауд, дир хазина...- шептала она в мокрую подушку бессонными ночами .
Давно заснула Пати, пригревшись на бабушкиных коленях; тихо наплакавшись, задремала и Салтанат, прислонившись к стене верхних соседей . Только губы ее продолжали шевелиться, словно и во сне разговаривая с сыном, а пальцы бессознательно подрагивали ,перебирая чётки.
- Кавсара-а-а-а-ат!.... Кавсара -а-а-а-а-а-ат!....
Звонкие голоса неслись над горами, ударяясь в их поросшие лесом макушки и затихающим бумерангом возвращаясь назад:- рат ... рат ...ат...ат...ат...
Кавсарат, возвращавшаяся из леса с вязанкой хвороста за спиной и маленьким бидоном, полным земляники в одной руке, испуганно села прямо на землю.
По тропинке через опушку , высоко подпрыгивая в траве, навстречу ей бежали двое ее младших братьев- близнецов Гасан и Гусейн.
Кавсарат почувствовала, как ее начинает колотить мелкая дрожь. Губы перестали ее слушаться и она через силу разжала их:
- Я Аллагь.... Ккараб жог1аги щиииб?... Что случилось?
Запыхавшиеся мальчишки склонились, обхватив ладонями колени и жадно , с хрипом хватая ртом воздух, не могли произнести ни слова.
Наконец один из них прохрипел : Даудбег...
Сердце Кавсарат похолодело. Бидон упал из ее рук и покатился, рассыпая алые ягоды...
,, Вот и осиротела моя Пати... Так отца ни разу и не увидев, осиротела...мама... она не вынесет...,,- странно - равнодушные мысли лениво заворочались в ее голове .
С трудом , словно сквозь сон, Кавсарат начала улавливать смысл слов братьев, которые изо всех сил тормошили ее:- Даудбег вернулся! Живой!... Он вернулся, ты слышишь, Кавса?!...


Рецензии