Фляжка для генерала

Дед Василий Горшуно'в  жил со своей бабкой вблизи  большого города на берегу Волги, возраст обеих приближался к семидесяти годам, пенсии почти хватало, на досуге порой ловилась рыбка – большая и малая, словом всё шло ровненько, своим чередом. На прошлой войне он был контужен и случалось, "заговаривался", повторяя слова по несколько раз подряд, за что уличная ребятня поддразнивала его, однако дед мог расслышать не всё сказанное в свой адрес. Рядом с общежитием, где я проживал после службы в Советской Армии, находился продовольственный магазин, который и охранял "дядя Вася". Вечерами он звонил с вахты по телефону и докладывал на пульт охраны : - Объект принял – всё нормально ! Затем, побалагурив с вахтёршами, обходил свои владения. Как-то вечерком я пригласил Василия в комнату – отведать коньяку под настроение, на что согласился он весьма охотно. Природа его не обидела от рождения - высокий, плечистый, почти всегда в плаще из грубоватого материала защитного цвета, белесая щетина покрывала нижнюю часть его широкого лица. В крепких ручищах Василия стакан казался игрушкой, "махнув" по-одной, я навёл его на военную тему, он взбодрился и рассказал мне удивительный случай, начав примерно так : - Стояли мы как то – под Курском*, в деревеньке, недалеко от линии фронта, тут прошёл слушок, что ожидается прибытие генерала армии Гукова**… Командир полка дал мне задание – обеспечить охрану подступов к дому, отведённому для полководца, чтобы мышь не …. и так далее, с употреблением наиболее выразительной части родного алфавита, обжитого военными, да и не только ими. Я приказал взводу неприметно окружить дом, повторив перед этим главную задачу. Вскоре прибыли две машины, из которых вышли пятеро в шинелях и быстро прошагали в избу. Суета позже улеглась, я проверил боеготовность солдат и остановился на пару минут у плетня. Вечерело, в сенцах заскрипели двери и на крылечке показался ОН – рослый мужчина в накинутой на плечи шинели, с ним рядом – офицер, пытавшийся прикрывать собой генерала. Тут Гуков, слегка отстранив служивого, подозвал меня к себе, я вскинул руку и зарапортовал : - Товарищ …., он тут же прервал меня и спросил : - А спирт у тебя есть "в заначке", орёл ? – Так точно ! – Тащи сюда … Через пяток минут я поставил на крыльцо ёмкость и рявкнул : - Разрешите идти ? – Нет, родной – заноси в дом ! Отговорки вроде : - Не положено … он пресёк сразу и подтолкнул меня к дверям. В избе я, поставив спирт на лавку у двери, попробовал выскользнуть наружу, но манёвр не удался. Генерал приказал налить "огненную воду" в солдатскую кружку и выпить, причём в приказном порядке, после чего стал расспрашивать о службе, семье и прочих мелочах, зорко наблюдая за моим состоянием и речью. Через полчаса он предложил мне вернуться к своим обязанностям со словами : - Ступай, герой ! Ты выпил – и коль живой, значит нам тоже пора чуть согреться, не опасаясь ... Тут Василий задумался, мы допили остатки искристой жидкости, нахлобучив кепку до бровей, уже от двери он добавил : - Больше мне встречаться с ним – не доводилось ...

У Василия Шукшина есть рассказ, где главный герой – деревенский мужик Бронька Пупков, "приняв на грудь", он доказывал всем, что стрелял в фюрера по заданию "свыше" - в годы войны, да промахнулся. Мой добрейший Василий - видимо, тоже был из той славной плеяды любителей приукрасить прошлое, впрочем - все мы не без греха, только однажды подарил он мне большую серебряную ложку, на которой было нацарапано "Василий Горшуно'в, Берлин – 1945 год"…



*- за точность не ручаюсь, прошло уже много лет ...

**- см. предыдущее пояснение ...


03.09.18 г.             22:03


Рецензии