146-147. Великое благо петь Богу

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

В последних своих псалмах Давид побуждает идущим к Господу заняться служением прославления: чтобы наша хвала была направлена к Богу и сосредоточена на Нём, ибо благо петь Ему – это благо само по себе. И в этом наш интерес, а значит – это благо для нас.

Прославление по сути своей требует святой радости или восторга, и тогда становится сладостно. Славословие Господу есть работа, которая несёт награду в себе самой, это – небеса на земле.

В переводе Библии семидесяти толковников (Септуагинте) Псалмы 146 и 147 идут отдельно. В переводе традиционного (масоретского) еврейского текста один псалом делится соответственно на две равноценные части.

"Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая.
Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.
Он исцеляет сокрушённых сердцем и врачует скорби их;
исчисляет количество звёзд; всех их называет именами их.
Велик Господь наш, и велика крепость Его, и разум Его неизмерим.
Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.
Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.
Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву;
даёт скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.
Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, —
благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его."

Здесь Господь – Бог возрождения, в Своей благодати Он возрождает Израиль.

Звёзды – это знаки управления свыше, они показывают воздействие на нас высшей силы. Назвать именами – это значит раскрыть свойства. Люди стремятся раскрыть звёзды и галактики, но не могут. Это – прерогатива Творца. Знания человека, какими бы ни были, всё равно ограничены и мудрость людская не выйдет за их пределы, тогда как глубину премудрости Бога постичь невозможно.

Строки дают ощущение постоянно расширяющегося желания, в котором мы ощущаем внешний мир. Доступная и хоть как-то ощущаемая нами вечность – это космос, и рост внутреннего желания раскрывает как бы расширяющийся космос. Огромное количество звёзд олицетворяет огромное количество желаний. А звезда – это образ и символ желания. У каждой есть имя – её особые свойства. Миллиарды звезд и каждая из них – какое-то желание. У них есть своё название, так же как у каждой звезды.
Внутри себя мы не можем определить эти свойства, потому это все находится снаружи, чтобы мы определяли и изучали это вне себя. А на самом деле мы изучаем себя!
Человек по мере развития обнаруживает в себе эти желания. И ему надо только одно: устремить их к Творцу. Главное – устремление к Творцу, сила которого зависит от важности Творца во мне. Увеличить образ Творца в моих глазах – вот высшая цель хвалы.

Нам на земле Господь даёт более близкие образы в виде персонажей Писания. Все они тоже имеют имена – определённые свойства внутри душ, связанных между собой определёнными связями. Эти имена относится только к свойствам, или к раскрывающим эти свойства светам, как и свет звёзд определяет её свойства.

Человек, постигающий в себе свойство смирения, трепета, любви, отдачи, стремится их выразить, и лучшее для этого – славословие.   

«Велик Господь наш и могуч силой, беспределен разум Его» – говорит прямой перевод.

Господь есть Бог природы, Бог благодати, Бог Израиля, Иерусалима и Сиона, основавший их на земле, созидающий и собирающий Церковь, чтобы довести их до совершенства.

Господь восхищает смиренных, а нечестивых, которые надмеваются перед Богом, возвысивших себя в своей гордости и глупости, Господь низводит до их уровня – уровня земли.

Господь премудро заботится о творении. Псалмопевец раскрывает неизбежную зависимость земли от неба, мы на земле зависим от Бога. Без мрачных туч не бывает дождей, а следовательно, и плодов. Так и скорби: они кажутся чёрными и тяжкими, но и они необходимы, чтобы пролиться дождём ради плода праведности (Евр 12:11).

Благодаря дождю Господь произращает траву на горах, горы – это духовный символ сомнений и нагромождений отжившего, но и они не остаются бесплодными.
Даже там, где человек не способен ни поливать, ни пожинать, произрастает трава, пригодная кому-то в пищу – в смысле духовного питания, происходящего из осознания зла, осознания от противного. Для роста травы нужен свет – этого нельзя забывать, ибо нет света без Источника.

Во время великих свершений возлагаются большие надежды на успех, но он будет исходить от Бога. А Господу угодно удостоить венцом не имеющих силу коня или быстроту ног, Он благоволит к боящимся Его, к уповающим на милость Его.

Здесь Давид не разделяет святой страх пред Господом и надежду на Него, наоборот – интегрирует: они не только могут, но и должны сочетаться, действовать одновременно, в одном и том же сердце, в одно и то же время. Этот «интеграл» соединяет всё – благоговение перед величием Господа, радость от Его благости, веру в Его милость. Страх уберегает от раздутия в самонадеянность, а вера уберегает от падения в отчаяние. Уповать на милость Божью – сама смиренная уверенность в благости приближает к Нему, раскрывает определяющие Его свойства.
Именно таким образом надлежит совершать предстоящую нам работу.

Толкователи привязывают эту песню к искуплению евреев и восстановлению Иерусалима после вавилонского плена. Но она обретает ещё более полное значение и становится совершенною тогда, когда вернётся Царь и окончательно восстановит Израиль и Иерусалим. Духовное значение сего восстановления – это подготовка, «репетиция» нового Откровения, Нового Завета на том духовном уровне, какой был во времена Давида.

Псалом 147. Всё по слову Господа, и по милости Его жизнь вечная

"Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего,
ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя;
утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя;
посылает слово Своё на землю; быстро течет слово Его;
даёт снег, как волну; сыплет иней, как пепел;
бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит?
Пошлёт слово Своё, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды.
Он возвестил слово Своё Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю.
Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают. Аллилуия."

В начале выделены четыре земных аспекта благословения Господа: безопасность Иерусалима, Он укрепляет вереи – затворы ворот, защищая от вторжения; наслаждение народа счастливой, полноценной жизнью; спокойствие народа и утверждение мира; изобилие – насыщение самым питательным продуктом, – туком пшеницы.

Далее псалмопевец отмечает духовные аспекты управления Господа творением, и особо – слово Его. Творец всё делает словом, слово – это Его прямое действие, оно «течёт» («бежит» по другому переводу), – результат его действия быстрый и впечатляющий.
Холод сменяется потеплением, дует ветер и текут воды – все стихии, не исключая и духовные силы – под Его управлением.

Ветер на иврите «руах» – движение. Люди ощущают холод от неприятных леденящих происшествий и страха, заставляющий их сжаться. А ветер, посылаемый Господом, вытаскивает человека с неживой ступени на следующую – где таяние и течение вод, что в духовном смысле означает уже свойство милосердия, отдачи.

Для роста и развития человеку нужно преодолеть омертвение холода за счет силы отдачи, слияния с Творцом, и тогда он получает духовное дыхание. Так он становится живой душой – живой для духа.

Слово выражает свойство, действие, духовную структуру. Точнее, это как бы запись векторов действия высших сил. Имея слово, которое возвестил Творец, Тору, мы видим программу от начала творения и до конца, всю ее последовательность: как она проходит по материалу мироздания, делит его, создаёт новое.
Об этом и говорит Тора от начала и до конца повествования. Во всех её словах главное – не материальное, не связи с историей, с людьми, – а силы и свойства желаний, образующих различные духовные состояния. Нам нужно усилиями раскрывать их в себе, оторвавшись от всех материальных образов, которые воспроизводят слова.

Конечно же, я сам не смогу своими усилиями рассмотреть в себе эти свойства, но своими усилиями я вызываю на себя воздействие высшего исправляющего света. Он исправляет мои намерения на отдачу вместо получения. Это производится также посредством действия слова, словом выражен закон и заветы. Иаков-Израиль был избран в качестве хранителя Его Слова и канала для передачи его миру.

Одно из действий слова – свойство суда, ограничение. Только свет приносит в меру суда меру милосердия. Так пусть же Израиль хвалит Господа соблюдением данных уставов. На нём – благоволение. Сказано: «Уповающего на Творца окружает милосердие».

Но… «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:9-11).
В Новом Завете и Свет, и Слово есть Христос: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1:14).
Воплощение Христа ради нашего спасения от тьмы невежества – это есть воплощение Слова Бога, воплощение Премудрости – Света и разума. «Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин 5:20).
Христос открыл истинное знание о Боге и о человеке – кто есть Бог, кто есть человек, и в чём предназначение человека. И вот, Премудрость Божья, Христос, зовёт нас к свету и к освобождению от смерти, от пустоты и глупости нашей жизни. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,  которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1:12-13). Они и есть ныне Церковь – Тело Христа. Это уже другой уровень, более совершенное духовное дыхание. Оно – уже для вечности, уготованной спасённым по милости Отца, Сына и Святого Духа.


Рецензии