Яблоневый сад

Издавна славится русская земля яблоневыми садами. Весной они радуют глаз бело-розовым цветением. Летом привлекают душистым запахом ранних плодов. Осенью - разноцветием листьев и ароматом крупной антоновки. И даже белой зимой во фруктовом саду уютно под раскидистыми яблонями. В Рязани разводили огромное количество мелких душистых яблок под названием резань. Возможно, отсюда и появилось название города.

 
Так вот, жила в Рязани молодая вдова Нюра с сыном Ваней. В их большом саду пели птицы и отдыхали домашние животные. Мальчик понимал язык зверей, птиц и часто с ними разговаривал, гуляя под фруктовыми деревьями. Вдруг он стал замечать, что листья яблонек-резанек вянут, сохнут. Зелёный сад загрустил. Яблочки гнили прямо на ветках, не успев созреть. На любимый сад жалко стало смотреть: он погибал. Рассказали Ивану птицы и звери, что слышали иногда чьё-то зловещее шипение. Решил он проследить, кто повадился портить корни.

 
Наступила тёплая июльская ночь. Не спит Ваня, прислушивается к посторонним звукам в саду. Красота! Птицы поют! Близко горят крупные звёзды в чёрном небе. Вдруг смолкли пташки... и совсем близко послышался шорох. Высокая сочная трава валится, а молодые деревца ломаются. И прямо на Ивана выползает змей десятиметровый! Мальчик от страха перекрестился крестным знамением перед оскаленной пастью.

Тут же наступила тьма-тьмущая, сверкнула  молния, загремел гром, и змей превратился в маленькую скользкую юркую ящерку, сверкнувшую из темноты зелёными глазищами. Иван едва ухватил её за подвижный хвост, и остался у него на ладони...перстень с рубиновым камнем, мерцающий тревожным, холодным сиянием. Ваня успел крикнуть:
- Уползай из нашего сада навсегда!
- Обеща - а -аю! - раздалось в ответ.


Сказал мальчик матери, что не поверил гаду и решил в эту ночь снова сторожить сад. Притаился он под густой листвой резанек и  ждёт встречи со змеем. Ровно в полночь смолкли птицы и послышался змеиный разговор.
- Ты помнишь, что сегодня из яиц вылупятся наши змеёныши? Умрём или выживем...- шипит гадюка.
А хитрый гад её успокаивает:
- Надеюсь, что человечий сын не придёт, я его обманул. Как проклюнется перевенец - сообщи. Я буду ждать... 


Стал думать Иван, как бы ему яйца змеиные истребить. И придумал подменить их на куриные. Побежал в курятник, всё рассказал наседке. Она отдала ему семь яиц. 
- Вот-вот цыплёнок вылупится. Тебе в помощь петушок торопится на свет появиться, - прокудахтала курушка.
Иван пообещал, что с цыплятками ничего плохого не случится и  зашипел, подражая змею:
- Ползи сюда, я нашёл удобное место, где человечий сын не найдёт яйца.
А змея ему отвечает:
- Хорошо. Я подползу, проверю, подойдёт ли это место.


Как только змеиная голова отвернулась, Иван ловко поменял змеиные яйца на куриные. Но одного не хватило. У змеи было их восемь. Теперь вся надежда на бойкого петушка. Хоть бы он проклюнул свою скорлупку раньше, чем это сделает змеёныш-гадёныш.
- Петя, - запищал Иван по-цыплячьему, - мне помощь твоя нужна.
- Пи! Пи! Кому помогать? Я готов! - ответил ему цыплячок - соплячок и стал проклёвываться, торопясь на свет.


Услышала змеиха треск скорлупы и поспешила обрадовать змея, что вот-вот их первенец появится. Когда она отвлеклась на секундочку, Иван выхватил последнее её яйцо и сдавил.
Сверкнула молния, загремел гром. Две огромные гидры оскалили пасти и поползли на мальчика, источая смертельный яд! Иван осенил себя крестным знамением, и ...гидры тут же растаяли во влажном утреннем тумане. Только две пустые змеиные шкуры остались лежать под яблоней.


Из яиц по очереди стали вылупляться шумные цыплятки и налетать на змеиные одёжки. Как только маленький жёлтый цыплёнок клевал шкурку, так тут же превращался в огромного чёрного ворона, злобно каркал, взмывал на яблоневые ветки, портил и сбрасывал плоды.

 
- Ох! Не к добру это, не к добру! - сказала Нюра, услышав зловещее карканье. Я помню, что об этом говорил мой дед: "Наступит утро, когда  чёрные вороны будут клевать резанки в саду и сбрасывать их наземь. Это значит, что змеи до конца ещё не истреблены и сад не спасён".  Надо прочитать древнюю книгу, в которой сказано, как дальше действовать.


Мать с сыном зашли в прохладный амбар и спустились в тёмное подземелье, где хранилась старая книга. Лучина слабо освещала длинное помещение из камня. Мама Нюра сняла большую книгу с полки. Она источала приятный запах травы богородицы. Но что это?! Нужную страницу из древней книги кто-то вырвал! Иван заметил, как в углу амбара мелькнул змеиный хвост.
- Не найдёшь, не прочтёшь...- услышал он угрожающий шёпот.
В дальнем углу мальчик подобрал обрывок пожелтевшей от времени страницы и, поднеся лучину, прочитал: " В пятницу, когда на часах не 7, а 7... Не оставляй седьмого... Это ключ".
- Что означают эти слова? - размышляли мать с сыном, поднимаясь из холодного подземелья.
- Сегодня пятница.
- На часах бывает два раза "7" - утром и вечером. Сейчас семь утра. Будем ждать вечера.
- А что значит - не оставлять седьмого?


Не успели они додумать эту мысль, как  началась невообразимая  суета.
Послышался тревожный крик: "Помогите! Помогите! - по улице бежала соседка и звала на помощь.  - Мужу плохо, задыхается".
Мама Нюра поспешила спасать человека.


Протяжно и громко замычала корова. Она телилась и звала на помощь. Иван срочно помчался в хлев. Здесь он провёл часа три, пока не появился на свет пятнистый телёночек, похожий на свою маму Субботку. Она нежно облизывала малыша мягким влажным язычком и мычала, благодарила Ивана.


Вдруг зарыдала лошадь Зорька. Оводы облепили её глаз и  покусали. Нужно лечить. В трудах пролетело ещё часа два. Заплакала козочка. Она жаловалась Ивану, что неловко прыгнула и сломала ножку. Часы пробили 2 раза.


- Пожар! - услышал Иван. Кто-то поджёг сухую траву в огороде на соседней улице, и огонь перекинулся на забор и строения. Захватив ведро воды, Иван бросился через дорогу тушить полыхающий сарай. Помог начавшийся ливень.


Вернувшись домой, Ваня заметил, что на полу полно воды: крыша протекла. Много времени ушло на устранение наводнения и починку крыши. Иван замаялся, забегался в суете. Надоевшая муха прожужжала:" З-з-за-верш-ш-илось ш-ш-шесть дел".


Вдруг появляется незнакомая женщина и обращается к нему:
- Иван! Можно я оставлю ключ у тебя? Передай его моей внучке. Она придёт из школы, дома никого нет, а мне срочно в город нужно.
- Конечно! - Иван уважительно относился к старшим и тут же протянул руку, чтобы забрать ключ. Часы пробили семь раз.
Пропищал комар прямо над ухом: "Не оставляй седьмого!" Иван спрятал руку за спину:
- Нет! Не могу оставить ключ!


И дама исчезла, а в доме появилась мама, живой и здоровый, спасённый ею сосед, красивая лошадь Зорька, маленький телёнок с коровой Субботкой и стройная козочка.
Наступила тьма-тьмущая, из углов выползли две змеи, и сверкнувшая молния осветила их огромные тени на стене. Громыхнул гром. Лошадь Зорька лягнула змея в глаз. Телёнок и корова Субботка начали топтать их. Но змеи скалились и не сдавались, извиваясь под копытами домашних животных. Из раскрытых пастей брызнул яд, который попал на Ивана. Старик вынул из сумки баночку и быстро смазал раны противоядием. Но лечебного средства не хватило, и одна смертельная рана осталась.

Мама Нюра пошла в чулан за целебными травами и нашла перстень с рубином. Он осветил комнату недобрым тревожным сиянием. Умирающий мальчик из последних сил прошептал:
- Мама! Не надевай! Брось в болото!
Нюра выбежала из дома, козочка за ней. Они помчались через тенистый сад и оказались у края мёртвого болота, где не квакали лягушки и не крякали утки. Перстень полетел в ряску, но повис на ветке сухого дерева. Коза смело подпрыгнула и уцепилась зубами за кольцо. Она сорвала перстень с колючей ветки и бросила его. Кольцо утонуло в зелёной жиже, и его жуткое холодное сияние померкло.


В синем небе проявилась яркая семицветная радуга в виде больших ворот. Из них шумно вылетели семь чёрных птиц и опустились в солнечный яблоневый сад. Как только чёрный ворон приземлялся, он в тот же час превращался в маленького жёлтого цыплёнка, принимался деловито разгребать лапками землю, искать червей под яблонькой. На цыплячий писк примчалась курочка. Она не могла нарадоваться на своих деток. Сад ожил. Каждый листочек на ветках звонко смеялся, резанки наливались соком.


Притопали домашние животные. Мама Нюра гладила Субботку между рожками, а Ваня сидел верхом на весёлой Зорьке. Все вместе они весело и шумно праздновали победу над змеями, которые исчезли навсегда!


Вот такую интересную и правдивую историю рассказала мне бабушка, когда мы резали с ней ароматные антоновки в нашем саду. 



 



 


Рецензии