Эрехтея заступница

Григорий Демидовцев
Эрехтея - Заступница
Пересказ древнейшего мифа народа Кафтия

Представьте себе очень далекое время, дивный процветающий остров.
Тогда еще не было, узнаваемой нами греческой цивилизации.

На закрытой от палящих лучей солнца террасе стоит, улыбаясь, миловидная девушка. Она легким движением руки поглаживает свои черные вьющиеся волосы, струящиеся длинной косой по спине и спереди двумя локонами до обнаженной груди, которую искусно обрамляет изысканная оранжевая ткань с темно-синей окантовкой. Эти цвета символизируют местную вулканическую землю и окружавшую ее воду.
 
На девушке длинная, до пят, юбка со сборками, на которой с оранжевым и темно-синим цветом переплелись тонкие зеленые полоски. Они подобны спускающимся со склонов гор плодородным террасам, дававшим людям этого острова жизнь.
Наряд удивительно подчеркивал женственные формы девушки.

Огромными зеленоватыми глазами, излучающими подкупающую искренность, она неторопливо оглядывает родные просторы — остров среди бескрайнего моря, остров, казавшийся игрушечным с высокой горы. В скале были вырублены роскошные помещения с красными колоннами. Здесь она росла. Остальной мир девушка видела только с этой террасы, находившейся в вечной тени, защищающей ее белую кожу от палящих лучей солнца. Изучающим нежным взглядом она улавливала изменения в знакомых за много лет соседних домах, лицах и фигурах живущих там людей, таких знакомых и вместе с тем совсем неизвестных соседей.

Никогда лично не общаясь с ними, она порой была убеждена, что знает о них все. Девушка была уверена: они живут благодаря ей и покинут этот прекрасный солнечный мир, перейдя в другой, потусторонний, темный, если с ней, божественной заступницей что-то случится. Именно так ее, покровительницу этого мира  Эрехтею, воспитывали с раннего детства. Такая честь — быть хранительницей народа — досталась ей от рождения.

Сегодня, предстояла важная и необходимая жертва. Какая жертва, ее отец, верховный жрец не говорил, а Эрехтея, воспитанная в фанатичной преданности традициям, не задумывалась над этим.

Она улыбнулась. У нее было странное, двойственное чувство: с одной стороны, радость, что сегодня, как и семь лет назад, она выйдет в такой прекрасный и милый ей мир, с другой — ее настроение омрачал странный сон, приснившийся накануне.

Она хотела рассказать об этом отцу, но по традиции никто не смел с ней разговаривать до начала сегодняшней церемонии. Таким образом, она не могла получить толкование своего пугающего сна.

В этом сне она купалась в облаках, словно в воде, затем стала медленно падать, как будто тонуть, спас ее дельфин, помогая удержаться и не упасть в пропасть. Эрехтея схватилась за его плавник и неожиданно для себя неизвестно откуда взявшимся ритуальным ножом поранила дельфина. Почему она это сделала? Откуда взялся нож, она не помнила. Обидеть дельфина — скверный знак, она знала это и потому была напугана, но успокаивала себя тем, что вроде бы совершила все не со зла. Не давал покоя другой вопрос: почему после ранения дельфина ее придавило огромное и горячее, с ужасно неприятным запахом тухлых яиц тело того же дельфина?

Неожиданно она услышала шаги на террасе — по походке узнала старшую сестру. «Пора!» — подумала Эрехтея и еще раз поправила прическу, украшенную массой мелких драгоценных камней, затем, игриво покрутив черный локон у виска, молча пошла за сестрой, сделавшей ей знак рукой. Сестра была одета почти так же, но с более скромной прической и меньшим количеством украшений. Постепенно к ним присоединялись другие сестры, потом женщины из соседних домов, все они вереницей следовали за старшей дочерью верховного жреца и великой покровительницей Эрехтеей.

Мужчин, согласно многовековой традиции, на пути не было. Узкая каменистая, серпантином изогнутая дорога привела процессию ко дворцу царя. Эрехтея была здесь семь лет назад, участвуя в другой церемонии. Она узнала настенные фрески и заметила новые. Вот обезьянка играет с детьми. Грозная покровительница, как ее называли, безмятежно улыбнулась: да, у нее тоже была в детстве такая обезьянка, привезенная из неведомых земель.

Наконец старшая сестра остановилась и, поклонившись, показала рукой, что дальше Эрехтея должна идти одна. По инструкции отца она знала, что сейчас выйдет на террасу к царю. Волнение охватило ее — она так много слышала о дворце, так мечтала побывать здесь еще раз! Семь лет назад она еще более волновалась и многое не запомнила.

И вот ее мечта исполнилась! Она шагнула навстречу своему неведомому испытанию. Находясь словно в забытьи, Эрехтея машинально оглядела возбужденную, пестрящую нарядными одеждами толпу внизу. Ее немного смутило, что люди были разделены пустым пространством. Рядом с террасой стояла менее многочисленная группа молодых мужчин, которых она без труда узнала по коричневому оттенку кожи. Женщины, в отличие от мужчин, всеми способами старались сохранить белый цвет кожи — такова вековая традиция. Оглядев еще раз толпу, она неожиданно остановила взгляд на стоявшем немного в стороне странно одетом молодом человеке. Вероятно, он из другого мира, из-за моря.

Великий жрец с головой быка в сопровождении других служителей культа молча приблизился к Эрехтее. Громовой голос, неизвестно откуда прозвучавший, заставил ее вздрогнуть.
— О великая спасительница и заступница Эрехтея! Готова ли ты принести жертву ради благополучия твоего народа?

Опомнившись от неожиданности, она тихо ответила:
— Да… Я готова!
— О великая заступница Эрехтея, знаешь ли ты, в чем твоя жертва?
— Нет… я не знаю, ибо время не пришло!
— Я говорю тебе, время пришло! Но сначала ты примешь дар от богов, которые благоволят тебе! Жертву ты принесешь, завтра! Чем жертвовать, выбор будет за тобой! Посмотри вниз,  Эрехтея, там сотня влюбленных в тебя мужчин. Выбери того, кто будет люб тебе, и кто поддержит тебя в трудные минуты выбора, и вручи ему свое сердце в виде этого священного кольца! — один из жрецов с головой быка, подойдя к девушке, торжественно вручил ей кольцо.

Эрехтея машинально взглянула на него: два человеческих тела с головами быков, удерживающими рогами черный камень. Она оглядела жрецов — они тоже были с бычьими масками, потому звались минотаврами, потом увидела царя — он сидел на каменном троне, молча, наблюдая за происходящим.

Девушка принялась разглядывать стоявших внизу мужчин, оценивая их мужественность, но, кроме похотливости, полной покорности и тщеславия, она ничего не находила в их взглядах. Тогда она прибегла к своему умению читать чужие мысли. «Ну, чего смотришь, выбери меня, мы прорвемся и будем богаты!» — «Какая ты, богиня, на вкус?» — «Я жить без тебя не могу, я весь твой!» — «Если она меня выберет, я прославлюсь! Ну, посмотри на меня! О боги! Если она меня выберет — я вам еще дары принесу!» Эрехтея чуть не засмеялась от такого выбора и про себя подумала: «Чего они сюда пришли? Зачем я им? Хороши! Даже чтобы стать богатыми, им нужна Я. Ну и мужчины пошли! За что вас любить? О, Великая богиня! дай мне того, кому я небезразлична и кто люб мне, и я пойду за ним на край света!» — взмолилась она и подняла голову. Там было бескрайнее голубовато-белесое небо с ярким, огненным солнцем.

Зажмурившись от яркого света, она вновь посмотрела вниз на толпу. Неожиданно ее взгляд снова выделил из толпы стоящего чуть в стороне чужака. Ей стало жаль его, как-то странно защемило сердце…
Он не смотрел на нее, а лишь иногда осторожно поглядывал в ее сторону. Она попыталась прочесть его мысли, но не смогла. Разум был сражен эмоциями и желанием, и способности угадывать мысли, покинули ее.
Вдруг, толпа, наблюдавшая за ней, как-то медленно расступилась…

 И вот он стоит один перед нею.

Жрецы-минотавры медленно спустились вниз, неся в руках ритуальные двойные секиры — лабрисы и взяли под руки растерянного иностранца. Его торжественно подвели к Заступнице.

— Выбрала ли ты, о великая спасительница, себе мужа? — спросил голос.
— Подождите уважаемые жрецы! Я хочу, если будет позволено матерью богиней, знать, люба ли я тому, кто мне мил, и как его имя?
— Отвечай, иноземец! — потребовал голос жреца
— Я Иб-нуб-Месуаджет-Усер из земли Кемет. Я ослеплен вашей покровительницей Эрехтеей, самой прекрасной девушкой вашей страны Кафтиу, - с явным акцентом и волнуясь произнес иноземец.
— Знаешь ли ты, что Эрехтее предстоит пройти испытание?
— Если мы будем мужем и женой, то пройдем его вместе!

— Сделала ли ты свой выбор, о великая заступница? – несколько растерянно спросил жрец.
— Да, я сделала свой выбор! Я выбираю себе мужа. Это иноземец из далекой страны Кемет. Иб… нуб… Усер! – заикаясь от необычного имени ответила Зрехтея, -  И я вручаю символ своего сердца — священное кольцо!

Неизвестно откуда взявшееся на небе облако закрыло солнце, легкая тень накрыла дворец и площадь. Минотавры-жрецы воздали хвалу богине. Эрехтея неожиданно спохватилась и, взяв выбранного ею мужчину, которого к ней подвели, за руку, крепко сжала его ладонь.
— …Ведаешь ли ты, что делаешь? — неожиданно услышала Заступница, начало вопроса жреца, она пропустила.
— Да… да! Я отдаю свое сердце, я клянусь своей любовью перед великой богиней! Да будет так!
Эрехтея еще не знала, что будет завтра, она была влюблена и ждала уединения со своим избранником. Возможно, она завтра умрет за свой народ, но это будет завтра, это лишь усиливало желание уединиться. Она, воспитанная в фанатичной вере в богиню, верила в вечную жизнь, и смерть означала для нее лишь начало нового, неизведанного…

От волнения вечерняя церемония бракосочетания прошла для Эрехтеи как в тумане. Она помнила, как под ритмичную четырехтактовую музыку танцевала магический танец: заученные до автоматизма движения рук и плеч, ноги, скрытые длинной юбкой, делали лишь маленькие шажки. Эрехтея еле дождалась окончания праздника и, как полагалось по традиции, повела своего избранника в свои покои.
По правилам страны Кафтиу, муж всегда приходит к жене. Задача жены — создать и обеспечить уют в доме; задача мужа — придя в этот дом, поддержать жену, своих детей, дом своими способностями и знаниями.
 
Иноземец из далекой страны Кемет оказался очень интересным человеком. Он, в отличие от большинства чужеземцев, был любителем путешествий. Эрехтея с удивлением узнала, что она ему приснилась еще на берегах огромной реки, что течет в его краях, и что он искал ее по всему свету. По его словам, он чем-то перед ней виноват и должен был найти ее, чтобы своей любовью искупить какую-то неизвестную вину и уберечь от опасности.
— И какая опасность меня подстерегает? — улыбаясь, спросила она.
— Не знаю, я не маг! Во сне эта опасность была показана в виде гибели дельфина, которого ты оттолкнула.

Она задумалась и переспросила:

— Я оттолкнула дельфина или сделала что-то еще в этом сне?
Он отвернулся, помолчал, но потом все-таки сказал:
— Я еще плохо знаю ваш язык, ты оттолкнула его странным ножом.
— Удивительно!
— Милая моя, а ты знаешь, какое испытание ждет нас?
— Не беспокойся, испытание касается только меня. Я должна защитить свой народ!
— В чем опасность? Ты не должна отталкивать того, кто тебя может спасти.
— Ладно, мой чужестранец! – смеясь, ответила Эрехтея и потом уже серьезно добавила, - Я женщина и лучше знаю, что надо делать! Слушай меня и все будет так, как должно быть.

Наступило утро.
Утомленный муж спал.

Эрехтея уже встала и готовилась к церемонии.
Она принимала ванну, когда, неудачно повернувшись, вдруг с головой погрузилась в воду. Возникло видение:

Огромная раскаленная туша дельфина, пахнущая тухлыми яйцами, придавила ее в ванне. Она выскочила из воды и удивленно огляделась. Как это могло произойти в такой маленькой ванне?

«Привидится же такое!» — подумала она и вышла на террасу. Безмятежный теплый ветерок усыплял ее, и Заступница задремала после утреннего волнения.

Во сне она парила в воздухе над просторами моря, облетев свой прекрасный остров, ей захотелось облететь его второй раз, но вместо него она увидела странный рваный полукруг с несколькими островками.

Нет привычной долины, нет зелени… это было более похоже на захоронение. Приближающиеся шаги заставили ее очнуться.

Вошедшая сестра произнесла:
— Доброе утро, сестра. Тебя хочет видеть отец!
— Так рано? – удивилась она.
— Да! И мужа своего не буди, пусть спит!
Эрехтея, пройдя по пустынным коридорам, подошла к покоям отца.
— Ты звал меня, отец земной? — спросила она, не переступая порога покоев отца.
— Да! Я сейчас приду! — непривычно мягко и нежно ответил он.
 Когда Эвенор, уже без головного убора виде головы быка, вышел к ней, они спустились на террасу с которой открывался вид на море, уже освещенное лучами восхода, он произнес:
 — Посмотри, дочь моя, на наш прекрасный остров! Ты любишь его?
 —  Конечно! Почему ты спрашиваешь? – Эрехтея задумалась, но, потом не глядя на отца добавила, - Я знаю свое предназначение!
 —  Тогда ты сделаешь правильный выбор, от него зависит жизнь всех нас и будущее нашего мира! — глаза его заслезились.
 —  Отец! Не надо ничего говорить, я догадывалась и готова пожертвовать собой.
 —  Что? — встрепенулся жрец.
 —  Я готова к смерти!

Лицо отца-жреца выдало искреннее удивление.
— А… ты это подумала! – Эвенор вздохнул, - Увы, испытание другое, твоя смерть была бы испытанием для меня. Научиться жертвовать собой просто. Тяжелее жертвовать другим. Тем, кто тебе дорог, кого любишь!
— Мой муж?!
— Да! Ты должна пожертвовать своим любимым, ведь ты по любви выбрала его? Если нет — жертва бессмысленна, это будет просто убийство. Но я тебя позвал вопреки традициям, ибо у меня было видение. Я должен тебе предоставить право выбора.
— Не понимаю… — дрожащим голосом проговорила Эрехтея.
— Ты можешь принести в жертву своего любимого или оттолкнуть всех нас и бежать с ним, у него есть корабль. Вы уплывете!
— А что будет с вами?
— На то будет воля богини! Почему-то ОНА хочет, чтобы выбор сделала ты сама.
— Я тебя не понимаю, я сделаю правильный выбор! Но, меня волнует не это, что значит дельфин во сне?
— Странный вопрос, неужели он тебя сейчас волнует? Но, хорошо, дельфин — друг, помощник, иногда даже спаситель. Хотел бы я стать для тебя дельфином и защитить тебя, но, честно признаюсь, я в растерянности. Это твой выбор, и никто за тебя, его сделать не может. Какой-то неведомый круг замкнулся.
Они какое-то время стояли молча, глядя вдаль. Вдруг Эрехтея тихо спросила:
— И как мой муж должен погибнуть?
— Змея! Ты подашь ему змею, символ мудрости, добра и заботы о благосостоянии дома. Она будет спрятана в ритуальном ноже…
— Хорошо же я ему отплачу за любовь! Но змея ведь может его пощадить? Я знаю, я долго упражнялась с ними.
— Всегда есть выбор, и он за нами, но великая богиня решает, что же случится на самом деле!
— Мне пора! Я не хочу, чтобы меня не победили сомнения, — быстрой скороговоркой произнесла Эрехтея.

И вот! Дрожа всем телом, она стояла рядом со священным алтарем.

Перед ней ритуальный камень с символическими бычьими рогами.

Она ожидала жертву, своего мужа. Эрехтея видела, как к ней ведут его, несчастного, которым ради спасения ее мира она должна пожертвовать.

Эрехтея не боялась змей и умела с ними обращаться, это было частью многих ритуалов, но ее муж-чужестранец — этот путешественник из иного мира, — он не был обучен искусству общения со змеями.
Он даже не знает, какая опасность его подстерегает!

«Змея может его пощадить! Это всего лишь ритуал!» — еще раз пыталась убедить себя Эрехтея.

— Доброе утро! Рад тебя видеть! — улыбаясь, приветствовал ее муж.
— Прими все с миром! — холодно ответила она. В это время прогремел голос:
— О Великая спасительница и покровительница! Готова ли ты принести жертву?
— Да! Я, Эрехтея, послушная Великой богине, готова!
— Что ты приносишь в жертву богам?
— Я, Эрехтея, приношу в жертву, мужа моего, чужестранца прибывшего к нам из далекой страны Кемет! — один из жрецов положил на алтарь огромный странный нож, Эрехтея взяла его и, направив вперед, произнесла: — Подойди ко мне, любимый, и прими свою судьбу, если любишь меня!

— Что? Что ты делаешь? Я твой муж… Это нельзя делать! Я не дам тебе убить меня, ради твоего блага! — он отступал, пытаясь понять, что происходит.

Эрехтея, обойдя ритуальный камень, приблизилась к нему и направила ритуальное оружие в грудь несчастному. Ее муж не знал, что ему делать, он был словно  парализован. Но, неожиданно он опомнился, неуклюжими движениями, он попытался выхватить нож из рук своей жены, но как раз этого делать было нельзя.

Как только его рука коснулась псевдоострия оружия, из отверстия выползла настоящая опасность — змея.
Зашипев, змея оказалась на руке несчастного, потом на груди и в конце концов впилась в шею жертвы…Он получил смертельный укус, держа змею за хвост и сжимая ее из последних сил.

Эрехтея отвернулась, медленно положила нож на алтарь и зарыдала.

Ей казалось, что она все сделала правильно, ее мучили обида оттого, что ее муж так глупо себя вел.

«Почему, почему он стал хватать этот нож? Почему он не поверил мне?... Я так часто это делала, змея выползала, и потом уползала обратно! Ему надо было только слушать и подчиняться мне, он же мой муж!» — повторяла она, пытаясь себя оправдать.

Несколько дней она ни с кем не разговаривала, по ночам ее мучили кошмары.

Тело мужа Эрехтеи положили в каменный саркофаг и позволили вывезти на родину. Она на прощанье надела на палец уже мертвого мужа священное кольцо.
Это все, что она могла сделать для своего возлюбленного.

Неделя сменяла другую, месяц за месяцем в монотонном трауре жила заступница страны Кафтиу…

На острове, особенно в долине, стали происходить странные явления.
Иногда появлялся запах тухлых яиц, время от времени был слышен подозрительный гул в глубине острова, земля начинала трястись и дрожать.

Эрехтея уже понимала, что натворила, но из-за страха признать свою вину обвиняла всех в неверном толковании видений, а богов — за неправильно посылаемые знаки. Она уже догадывалась, как погибнет. Оставалась одна деталь: как туша дельфина ее придавит? Дельфинов на высоте ее жилища быть не могло.
А вниз острова, к морю Заступница не спускалась.

Но судьбу обмануть не удалось. Все случилось мгновенно.

Она купалась в ванне, когда раздался оглушительный грохот, потолок исчез — и с неба, вместе с глыбами раскаленных камней, на нее упала часть стены, видимо, царского дворца, с изображением… огромного доброго дельфина.

«Наконец-то ты, мой милый, вот и все!
Прости меня любимый!» — запоздало мелькнула последняя  мысль Эрехтеи.

      Теперь, если вы когда-нибудь будете посещать этот остров, который мы сегодня знаем, как романтический остров Санторини, и, заворожено будете взирать на его скалы во время заката, вспомните эту забытую легенду о Заступнице Эрехтеи, и ее погибшем мире, который мы называем минойским.

В ее трагической истории, уже ничего не изменишь, да и не нужно ничего менять! Пусть в ваших душах останется только любовь, и ни капли осуждения. Да, красавица Эрехтея сделала выбор. Не самый лучший, но никто на земле не имеет права осудить ее за это, ибо «не судите, да не судимы будете!» Но свой выбор сделайте лучше.

Рисунок к рассказу Елены Вавиловой.


Рецензии
Хороший рассказ. Настоящая древняя трагедия.

Татьяна Белопухова   28.10.2021 20:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.