Крымские татары

    Крымские татары являются коренным населением Крыма, но на территории Кубани их небольшая часть тоже проживала.  Первая не большая группа крымских татар переселились на Кубань в конце 18 века, вторая группа переселилась в шестидесятые годы 19 века. Тогда на Кубани не хватало рабочих рук, поэтому от казачьих атаманов поступило распоряжение всем казакам, встретить их приветливо и доброжелательно, что и было сделано. Вновь прибывшие, хотя они являлись мусульманами-суннитами, были освобождены от всех налогов на десять лет. Они жили по несколько семей в различных казачьих станицах, компактного проживания, как у греков, не было. 
     В 1944 году, крымские татары, как и многие другие национальные меньшинства, по распоряжению Сталина, были депортированы из Крыма в Среднюю Азию. Многие погибли во время пути и в первые годы ссылки. В шестидесятых годах были реабилитированы, но без права возвращения в Крым.
     В 1960-1970-х годах, отдельные группы крымских татар начинают переселяться на территорию Краснодарского края. В восьмидесятых годах наблюдается уже их активная миграция на Кубань, в основном в Крымский, Анапский и Темрюкский районы. Раз возвращаться в Крым запрещено, они начали селиться в непосредственной близости к  Крыму.
     После окончания средней школы, я поехал с друзьями на несколько дней в Новороссийск. Остановились у бывшего одноклассника, который снимал маленький домик. Вечер провел в парке культуры и отдыха, где познакомился с симпатичной девушкой. Несколько раз приглашал ее на танец.  Как водится, после танцев поехал провожать ее домой. Она ничего не говорила о своей национальности, а я не догадывался. О том, что она крымская татарка, узнал от группы ее соплеменников, которые меня сильно избили, только за то, что шел вместе с ней. Утром, приятели мне объяснили, что в тот район, полностью принадлежит крымскими татарами, которые переехали сюда из Узбекистана, даже местные жители туда не суются, чтобы не быть избитыми или покалеченными.
      Был хорошо знаком с двумя крымскими татарами, братьями Османовыми. Примерно в середине шестидесятых годов, будучи еще детьми, они переехали с родителями в Ахтырку,  но уже в семидесятые годы они считались одними из самых крутых парней нашего городка. Они были сильными и умели хорошо драться, что демонстрировали довольно часто, их боялись и уважали. В то время, эти драки не имели отношение к вероисповеданию или национальности, обыкновенные молодежные разборки.
    С середины восьмидесятых годов, я жил и работал в городе Радужном (ХМАО). О событиях, связанных с  крымскими татарами  мне рассказывали наши ахтырские буровики, работающие вахтовым методом. Братья Османовы сначала возглавили инициативную группу, а в дальнейшем, организационный комитет по возвращению крымских татар на историческую родину. В этот период, у них самих и их окружения уже в открытую проявилась ненависть ко всему русскому. Именно в тогда, в местах компактного проживания крымских татар,  произошло несколько столкновений на основе межэтнической неприязни. Позже, братья переехали в поселок Нижнебаканский, в котором жили их родственники и радикально настроенные, единомышленники. Там, они организовывали митинги с требованиями к правительству на разрешение возвращения в Крым. 
     В Ахтырской экспедиции глубокого эксплуатационного бурения в городе Радужном, кроме «летающих» буровиков, вахтовым методом работали водители. За мною был закреплен УРАЛ-вахтовка К-40 (в экспедиции их называли «Кашка», производное слово от марки автомобиля К-40).
    На этой «Кашке» работали два водителя с Кубани, меняя друг друга через каждые 15 дней. Первый был кубанский казак, почти пенсионного возраста, с хутора Трудобеликовского (пригород города Славянска-на-Кубани), второй был молодой крымский татарин Фархат (в просторечье Федя) из города Крымска.
 В восьмидесятом году, он подростком переехал с родителями в Крымск из Узбекистана. В Крымске женился на соплеменнице, родители и многочисленные родственники, построили молодоженам большой двухэтажный дом.
     Фархат был умным, начитанным парнем и во время поездок по буровым, мне с ним было легко и интересно общаться. Как-то по дороге на буровую, он рассказал, как они с отцом  ездили в Алушту, где посетили свой родовой дом, стоящий в персиковом саду. В их доме много лет жил отставной полковник, ветеран вооруженных сил, с семьей. После их знакомства, полковник пригласил в гости, при этом он не удивился, что видит перед собой, настоящих хозяев дома. Как он объяснил, в Крыму осталось еще достаточно много домов депортированных татар. Отец Фархата, который здесь не был с детства, от переполнявших его чувств, даже прослезился, но к полковнику, враждебности не испытывал. По словам Фархата, вся их семья мечтает туда вернуться.
     В 1989 году, правительство Союза, по согласованию с Украиной, сняло запрет на проживание крымских татар в Крыму, но с условием их заселения в степной зоне, но не южного берега полуострова. После чего началась их массовая миграция в Крым. До середины 90-х годов с Кубани переехали в Крым большинство крымских татар. Одни из первых уехали братья Османовы, на счет Фархата не знаю, но думаю, что он и его родственники тоже там.
По официальным сведениям, на первое января 2001 года крымских татар в Краснодарском крае осталось 17 тысяч человек.

 2003г.





Рецензии