Ракетные стрельбы

        Я разговаривал с моим старым другом по телефону. Обсудили  все вопросы, какие наметили и, практически одновременно вспомнили историю из нашего отрочества, в которой оба, хотя и в разной мере, были действующими лицами. Все  произошло во время летних  каникул, когда многие ребята уезжали в лагеря и санатории...

        Так случилось, что в тот год мы оба отдыхали в одном санатории...  Десятки лет дружбы, проверенной и незыблемой, связывали нас, но  нам не довелось быть в отпуске или на каникулах вместе…

         Друг мой провел в санатории первую смену, а я - вторую. В короткий промежуток времени между сменами, он рассказал мне о санатории,порядках в нем, своих наблюдениях и соображениях.

       
        Меня увлек рассказ о ракетах. Раза 3-4 в неделю, в каждом лагере и санатории, а их было много в том районе, устраивали  “салют”, запуская сигнальные ракеты разных цветов.

          Я не удивился и не нашел в этом ничего примечательного. Это часто делали в те годы, я много раз видел это зрелище .Но  друг поведал мне, о ракетнице, хранящейся в сейфе директора санатория.

        - А где же ее еще держать? - вопросил я, это же ясно. Что в этом особенного?
        - А-а! я знаю, где хранится ключ от сейфа! - он  заинтриговал , я загорелся.

        - Ну! Говори скорей! - меня  охватил азарт, хотя я еще не понимал, на что мне  эта информация.
        - В кабинете директора, в ящике стола, в правом ближнем углу. Прикрыт бумагами. Ключ обычный, от английского замка. Сейф - это просто железный ящик.

        - Что еще есть в кабинете? - я почувствовал себя следователем. - Какая дверь?  Есть ли окно?
        - дверь обычная, один английский замок ,который открывается изнутри без ключа. Где ключ, не знаю, наверно в связке директора. Окно сантиметров 70 шириной, высота небольшая, с форточкой.
 Есть решетка, внутри. А зачем тебе эти подробности?   
 
        - А зачем ты мне это рассказал?- задал я встречный вопрос.   
        - Ну-у-у, я думал,  если забраться в кабинет, то можно взять ракетницу, пострелять, а потом положить на место...  - мечтательно протянул он.

          На этом мы расстались. Утром следующего дня я был уже в санатории. Оформление не заняло много времени, нас распределили по отрядам, воспитатель привел нас в наш павильон,мы выбрали кровати, переоделись в форму и стали отдыхающими.

        Нас позвали на завтрак. Сначала сигнал горниста, потом репродукторы. Столовая была большая, помещалась вся смена,человек около двухсот. У каждого был свой стол и свое место.

        После недолгого столпотворения все расселись по местам. Нас за столом было четверо. Вазген, Юра, Ринат и я. Мы познакомились наскоро, а уже поглощая завтрак,успели немного узнать друг о друге.

         Почему мы,незнакомые до сей поры, за считанные минуты стали командой,  я объяснить не могу. Но именно это случилось. Мы все были настроены на одну волну.

        Нас собрал  Григорий Михайлович,  на  отрядном  месте, в тени огромного  дерева. Потом я узнал,что это чинара.  Воспитатель наш рассказал о себе.

         Он окончил сначала Суворовское училище, потом общевойсковое, служил в армии, в звании старшего лейтенанта. Но, по уважительной причине,  уволился в запас.

        Григорий Михайлович, сказал,что будет заниматься с нами строевой подготовкой и что скоро мы будем шагать, как на парадах. Мы с энтузиазмом приняли эту программу.

        До обеда было свободное время и мы пошли осматривать территорию. Небольшой легкий домик  с вывеской  “Дирекция” напомнил мне  о рассказе моего закадычного друга.

         Я остановился в тени дерева и сказал, что знаю кое -что любопытное. Вазген тут же потребовал не  “тянуть резину” , его поддержал Юра, а Ринат кивнул. Я рассказал, что знал и напомнил им поговорку.

         - Что знают двое, то знает весь базар!
         - Два базара! - мгновенно подсчитал Юра и пояснил - Нас четверо! - Мы расхохотались.
         - Пойдем, посмотрим получше! - Вазген двинулся к домику  дирекции.

         Ринат и я были одного роста, Вазген на полголовы выше, а Юра на полголовы ниже, но не выглядел маленьким.  Он занимался гимнастикой, был гибким и ловким. Его быстрый математический ум моментально обрабатывал любую информацию. Ринат был обстоятельным и ничего не делал, если не видел смысла.

        Мы осмотрели дверь и окно дирекции.решетка на окне не мешала рассмотреть кабинет.
        Осмотрев и запомнив обстановку кабинета ,  Вазген подергал за ручку, дверь имела солидный люфт, то есть, если отжать ее чем-то , то замок не особо мешал бы ее открыть…  Достаточно было бы большой отвертки в качестве рычага...

        После обеда был тихий час. Полагалось лежать, а спать или нет - это каждый сам решал.
Потом  Григорий Михайлович знакомился с нами поближе… Закончив  эти и другие организационные дела, он отпустил нас. В санатории, кормили пять раз в день, и свободного времени было меньше, чем в лагере.

        Мы опять собрались, чтобы обсудить, что и как будем предпринимать. Решили, что надо получше разведать, когда директор бывает в кабинете.

         По возможности посмотреть, как он  достаёт ракетницу из сейфа, где хранятся сами ракеты, и вообще собрать информацию.  Мы все читали детективы и теперь пробовали применить почерпнутые знания.

        - Как обращаться с ракетницей я знаю! Дядя брал меня с собой на стрельбище. Я стрелял из нагана, из ТТ, из “вальтера” и из ракетницы! - я рассказал о своем опыте.
        - Одним вопросом меньше! Это хорошо!  Другой вопрос есть! А если попадемся? Огромный шум будет! - резонно волновался Ринат.
        - Мы не попадемся!  Мы все сделаем без ошибок! - я посмотрел на ребят.

          Мы обсудили все действия, распределили обязанности и, довольные, пошли в столовую. Был сигнал к полднику.

        На линейку отряд шел строем. Григорий Михайлович вел нас, как  офицер ведет взвод. Нам это ужасно нравилось! И вообще мы очень уважали нашего командира. После линейки мы на отрядном месте обсуждали разные текущие дела.

      Уже смеркалось и мы увидели, как в соседнем лагере взвились ракеты. Зеленая, красная, еще зеленая. И в других санаториях и лагерях начался  “салют”. Наконец и над нашим  санаторием небо украсили ракеты…

        Мы занимались строевой подготовкой,играли в волейбол, жизнь текла в обычном режиме санатория. Прошло уже 10 или 12 дней нашей смены. Мы узнали всё, что хотели, подготовились к операции основательно и уже  наметили день осуществления.

        Прибежал Ринат. Глаза его блестели. Он был возбужден, но сдерживал эмоции.
        - Идем! - позвал он меня. Мы отошли от нашей чинары и пошли по аллее.
         - Смотри! Вот! - Ринат раскрыл ладонь, на ней лежали два ключа.

        - Что это? - уже понимая, все же спросил я.
        - Я ходил позвонить по телефону, в кабинете директора, он разрешил, а сам вышел. Ну я в ящик стола, где ты говорил, глянул. Ключи нашел! - не очень внятно, торопясь, рассказал он.

        - Значит, тебя директор запомнил!  И, если обнаружится пропажа, он может связать это с тобой.
        - Нет!  Я звонил после пацана из младших,там еще две девчонки были, они сразу после меня звонили. - успокоил меня Ринат.
        - Пойдем к ребятам! - мы двинулись к чинаре.

        Вазген и  Юра встретили нас у могучего дерева.
        - Что-то ваши хитрые рожи  слишком довольные. Что за радость? - Вазген и сам выглядел веселее обычного.
        - Скажем? - не дожидаясь ответа, спросил Юра у Вазгена.
         -  Сегодня идем стрелять! - Вазген стал серьезным. Самое удобное время! - Директор уезжает, Григорий Михайлович уезжает, нам никто не помешает!
        - Я сам слышал! - Юра выступил из-за  Вазгена. - Сегодня самое безопасное время!
         - Вы не против?  А что у Вас? - Вазген повернулся к нам с Ринатом.
          - Вы же  сказать не дали! - рассердился Ринат.
          - Вот! - он показал ключи.
           -  О! Ну Вы даете!  Откуда? - нас засыпали вопросами.

          - Вот наш скромный герой! - я шутя вытолкнул Рината вперед.
          - Да!  Это я! - Ринат гордо выпятил грудь.Все рассмеялись.

        Мы рассказали друг другу все обстоятельства, прикинули варианты,обсудили детали.
         - Командуй! - я протянул руку Вазгену. Он посмотрел на ребят, они кивнули и их руки легли поверх наших.
         - Юра! Что скажешь? - Юра  моментально обратился в   “профессора” и менторским тоном,заложив руки за спину, принялся анализировать.

       - У нас есть два ключа, один, видимо, от сейфа, значит второй ключ от двери. Но ответку возьмем, на всякий случай.
         - А если ключ не от сейфа? - Ринат, как всегда, был практичен.
          - Значит все отменяем! - Вазген окончил дебаты.
          - Идут Боря и Юра! Мы прикрываем. Встречаемся за кустами. - отдал он команду.

         Вазген был из разряда людей, с которыми приятно быть рядом. Он был веселым, добрым, и спокойным. Учился в музыкальной школе  игре на аккордеоне. Но никогда  и  ничем не бахвалился.  В нашей команде он был главным среди равных.

         После линейки мы с Юрой  убедились, что директор и наш воспитатель уехали и пошли к дирекции. Мы волновались. Сердце у меня билось быстро и сильно… Юра даже покраснел, я  тоже, наверно.

        Вокруг никого не было. Первый же ключ спокойно открыл дверной замок. Мы вошли,закрыли за собой дверь и ,чуть привыкнув к полумраку, открыли сейф…

        Ракетница лежала на дне сейфа, ракеты в картонной коробке на полке. Юра взял пистолет в руки, взвесил и одобрительно кивнул головой. Я взял четыре ракеты, чтобы не было заметно, что в коробке их стало меньше, но потом взял еще одну.

        - Запомнил,как лежало? - Юра успокоился и
его логика включилась.
         - Да, все в порядке! Пошли! - отозвался я.

         Мы заперли сейф, положили ракетницу, уже             ,завернутую в футболку, в авоську. Туда же, завернутые в другую футболку, ракеты и вышли из дирекции. Сердца опять стучали!

      Никого не было и мы спокойно пошли к месту встречи. Я поднял руку и сделал успокаивающий жест Ринату и Вазгену, которые ждали нас и волновались не меньше. Мы все улыбались  настроение было приподнятое, но все равно волнение не улеглось.

        Наконец в небе расцвела первая ракета..
        - Давай! - скомандовал Вазген, я быстро достал ракетницу и показал, как с ней управляться. Первым стрелял Юра.

         Он поднял руку с  заряженной ракетницей, взвел курок и выстрелил. Зеленая ракета взвилась в небо!
        Вторым стрелял я. Взлетела красная ракета.

        Ринат зарядил ракетницу, взвел курок и, не подняв руки, нажал на спуск… Ракета, белая ,влетела в куст живой изгороди метрах в  8 - 10 от нас...

            Шипя, бросаясь искрами, ослепительно светясь, загорелась внутри, между зеленых веток. Мы обомлели. Такой сценарий не предполагался. Растерянность и испуг охватили нас...
      
        Вазген пришел в себя первым, забрал ракетницу у  бледного Рината и зарядил ракетой, которую я ему протянул. Он выстрелил, ракета взмыла и стала красной звездой ненадолго…

        Я зарядил последнюю ракету и, толкнув Рината, протянул ему большой пистолет. Взгляд Рината выразил огромное количество эмоций.. Он аккуратно поднял руку и выстрелил.

          - Зеленый цвет полезен для глаз! - я забрал ракетницу и отдал её Юре.

        Ракета догорела в кусте. Удивительно, но куст, по сути и не пострадал. Выгорели только небольшой сферой  ветки там, где застряла виновница наших страхов и все!
         Это продолжалось секунд 10 - 15 . Никакого  огня не было. Стрельба ракетами закончилась.

           Мы  отправились назад. Положили, ставшую источником переживаний и треволнений,  ракетницу в сейф, ключи также  вернули в ящик стола и покинули дирекцию.

        - Хорошо то, что хорошо кончается! - Юра произнес слова с радостью и облегчением. Все-таки мы понимали, что совершили не совсем достойное дело.

        - Победителей не судят! - Вазген подвел итог нашей авантюре. - Никому ни звука!
       - Два базара! - напомнил Юра, мы захохотали.
Рината никто не упрекал, он начал , в смятении, оправдываться, но мы не хотели обсуждать это.

        Жизнь продолжалась. Вазген победил в музыкальном конкурсе, играя даже не на своем аккордеоне. Юра легко первенствовал в математической, межлагерной олимпиаде.

         Я занял второе место в турнире по настольному теннису в одиночном разряде, а вместе с Ринатом мы стали чемпионами среди пар. В общем наша четверка отличилась на разных поприщах.

         Григорий Михайлович сказал, что всех победителей и призеров разных конкурсов, викторин и турниров, поощрят.
        На следующий день, после линейки, воспитатель пригласил нас пойти с ним.

        Он привел нас в дирекцию, открыл дверь и предложил войти. Мы насторожились. Григорий Михайлович открыл сейф и достал оттуда ракетницу… Юра с тревогой посмотрел на меня, я на него. Ринат с Вазгеном замерли…

        - В качестве поощрения за ваши успехи,  сегодня Вы будете стрелять из ракетницы! - торжественно сказал наш командир.
          - По три выстрела каждый! Сейчас проведу с Вами инструктаж… - мы не верили ни ушам, ни глазам своим…

        Григорий Михайлович показал, как заряжать,как взводить курок и как правильно выстрелить.
        Мы по несколько раз проделали эти нехитрые действия.

        Мы стреляли по-порядку: Вазген, Я, Юра и завершал стрельбу Ринат. Каждый по-военному отрапортовал: пионер такой-то стрельбу закончил!
        Григорий Михайлович  довольно улыбался.

        Через три дня окончилась наша смена. Мы попрощались и разъехались по домам. Но наши приключения  в санатории запомнились
навсегда!


Примечание

Продолжение приключений героев читайте в повести "Мы - детективы".


Рецензии