Снайпера

Это звучит жестоко, но снайпер – это охотник. Охотник за человеком – самый опасный из живых существ. Их не брали в плен, почему?

Снайпер - откуда пошло само это название? Слово "снайпер" впервые появилось в английской армии во время Первой мировой войны, происходит от англ. snipe — "бекас" (мелкая и быстрая птица, охота на которую сложна тем, что траектория полёта птички непредсказуема, и выстрел должен проводиться "навскидку"). То есть, снайпер - меткий стрелок, бьющий бекаса выстрелом на вскидку (моментально).

Внимание! Эта статья ни как не хочет очернить или принизить роль советских снайперов в годы войны. Ниже только факты и воспоминания людей прошедших фронт - как наших, так и немецких солдат.

Военные специалисты утверждают, что человека трудно убить на поле боя. Парадокс? Нет, реальность, основанная на опыте войн. Вот лишь один пример: если для поражения одного солдата противника обычно бойцом расходуется около 10 000 патронов (а в некоторых случаях и 25 000, и 500 000…), то снайперу достаточно одного выстрела (точнее, по статистике – 1,3–1,5 пули)…

Безусловно, снайпер важная профессия солдата на войне. Мы много знаем о них, о их подвигах,о количестве уничтоженных солдат, офицеров и снайперов противника. Они становились легендами, их героизировали, делали символом борьбы с врагом - политагитация на фронтах Великой Отечественной выжимала максимум из случаев подвига и героизма советских людей - тогда это было нужно. Не нам судить: война это свои правила - писанные и неписанные. Это звучит жестоко, но снайпер – это охотник. Охотник за человеком – самый опасный из живых существ. Американские журналисты, прозвали Людмилу Павличенко - Леди Смерть. Думаете просто так?

Но вот что о снайперах думали простые солдаты? Пехота обоих армий просто ненавидела снайперов! Им в первую очередь вплотную приходилось воевать рядом со снайперами. И им же первым доставалось на себе испытывать вражеские артналеты и обстрелы, после его выстрела. Пока пехота ходила в штыковой бой, прижималась к земле под пулеметным огнем противника или штурмовала вражеские укрепления, снайпер сидел в скрытной позиции и исподтишка стрелял в выбранную жертву. Снайпера обоих армий ни когда не сдавались в плен добровольно, а уж если попадали, их участь была не завидной.

НЕМЦЫ

Из воспоминаний немецкого снайпера литовского происхождения Бруно Суткуса: "Я брал комиссаров на мушку и убивал одного за другим. Когда русские командиры заметили, что политруков больше не осталось, они повернули войска назад и вернулись на свои позиции. Наступление противника на нашем участке было успешно отбито". А в своей книге — Железный крест для снайпера, из серии "Жизнь и смерть на Восточном фронте", он пишет: "Пехота, нас снайперов ненавидела, говорили что мы "подлянщики", стреляем и убиваем из засады, а не в честном бою. Я видел убитого немца-снайпера, которого русские пехотинцы, как на кол посадили на его же винтовку..."

Многие солдаты мечтали стать снайперами не только потому, что это было фактически спецподразделение, пользовавшееся в армии большим уважением, но и ещё и потому, что снайперу было легче выжить в боевых условиях. Так, например, немецкий стрелок Йозеф Аллербергер, ставший вторым по результативности в вермахте, специально освоил снайперскую винтовку, чтобы перевестись из подразделения пулемётчиков. При этом Аллербергер описывал, с какой жестокостью противники расправлялись со снайперами, попавшими в плен: "Я вместе с тремя товарищами устремился на лесопилку. Мы осторожно пробирались по полутемному строению, слыша непрекращающийся жужжащий шум. Зайдя в конце концов в помещение, где стояла пилорама, один из стрелков выскочил оттуда через минуту или две с побелевшим лицом. Он не мог говорить и лишь, заикаясь, повторял: "Там, там, там", — указывая на проход, из которого он только что вылетел. С оружием наготове я и двое моих товарищей устремились в полумрак и поняли, что источником жужжащего звука была включенная пила пилорамы. Как только наши глаза медленно привыкли к темноте, перед нами предстала ужасающая картина, от которой по спине побежали бы мурашки даже у самых бывалых солдат. На столе пилорамы лежало безжизненное тело молодого немецкого снайпера, разрезанного пополам."

НАШИ

Из воспоминаний гвардии старшего сержанта 184 стрелкового полка 52 отдельной штурмовой бригады Сергея Владимировича Стаценко: "Как только мы узнавали, что на позициях появлялся наш снайпер, мы уже заранее проклинали его и готовились к худшему - после снайперской охоты, по нам открывали ураганный огонь - немцы не могли сразу вычислить стрелка и лупили по квадратам. После одного такого артналета - 8 убитых и 11 раненых. Не многовато ли за одного убитого немца, пусть даже и офицера?"

Ветеран Иван Савосин, всю войну прошел в пехоте: "Я только один раз видел пленного немецкого снайпера, его разведчики притащили. И то, говорили, что взяли случайно... Без суда и следствия, его расстреливали из его же снайперской винтовки, медленно... вспоминать страшно."

C 1942 года женщин стали активно применять в снайперской службе Красной Армии. Всего было подготовлено свыше четырех тысяч женщин снайперов, из них 185 не вернулись с войны. Тут вроде и не передовая, и в атаку с штыком наперевес ходить не надо, но активность соприкосновения с противником очень высокая. Как показал опыт боевых действий, женщины-снайперы оказались эффективными стрелками. У них было больше выдержки и спокойствия при выборе цели. Даже банальное плавное нажатие на курок они производили лучше мужчин.
Все знали, что со снайперами немецкие солдаты обращались жестоко, особенно с женщинами. В 1944 году фашистам удалось захватить отечественного снайпера Татьяну Барамзину. Когда наши солдаты ее обнаружили, то узнать смогли только по волосам и обмундированию. Тело вражеские солдаты искололи кинжалами, груди вырезали, глаза выкололи. В живот они воткнули штык. Кроме того, нацисты в упор стреляли в девушку из противотанкового ружья.

Немцы выслеживали снайперов, особенно "фрау-снайпер", о присутствии которых были осведомлены. Охотились за ними в буквальном смысле слова. Известен пример, когда снайперскую пару – Наталью Ковшову и Марию Поливанову, – чей общий боевой счет составлял более 300 уничтоженных солдат и офицеров противника, фашисты взяли в окружение и не дали возможности выбраться к своим. Девушки подорвали себя и окруживших их солдат неприятеля последними двумя гранатами. Это было негласным правило снайпера – иметь "гранату-неразлучницу", чтобы не попасть в плен".

Так, что героическая служба снайперов, описанная в книгах и созданная на экранах, в корне отличается от жестокой, суровой действительности. Об этом молчали, долго молчали....


Рецензии