Правильные действия и самодисциплина Карлос Авелин

Правильные действия и самодисциплина в теософском движении

Карлос Кардозо Авелин


С древних времен передовая философских школ жила за счёт редакционной работой, включая исследования, сочинительство, корректуру и публикации.  Так было на Востоке и на Западе, как в ведантской, так и в платонической литературе.  Современное теософское движение не является исключением из правил.  Его основными учредителями были, в частности, самые плодотворные авторы, переводчики, исследователи и редакционные работники.  Хорошо известен по документам тот факт, что до тех пор, пока Учителя Мудрости имели непосредственное касательство к движению, они сами принимали участие в редакционных заданиях и активно помогали работе таких изданий, как «Теософ». 
Изначальная педагогика Учителей и Елены Петровны рекомендует проводить жизнь в исследовании и изучении, когда избегают запоминать мертвую букву.  По-видимому, бесконечные усилия, прилагаемые при считывании корректуры философских текстов, среди прочих заданий, являются одной из форм обучения.  Эта форма развивает такие способности, как терпение, настойчивость, гибкость, внимание и сосредоточенность.  Планирование и правильное использование времени и энергии имеют решающее значение. 
Редакционная работа заставляет теософа исследовать идеи, обсуждаемые в текстах, и устанавливать с ними в душе контакт.  Будучи альтруистическим усилием, этот процесс имеет многие черты карма-йоги.  Такая практика учит смирению и самоанализу, так как исследователь должен ежедневно видеть свои ошибки, и если ему повезет, на эти ошибки ему укажут дружелюбные читатели и благожелательные люди. 
Вот некоторые из причин, вследствие которых внутренняя жизнеспособность эзотерического движения напрямую зависит от важности, приписываемой процессу исследования и сочинительства, в то время как все вовлеченные в этот процесс люди пытаются улучшить как качество работы, так и альтруизм её мотивации. 
Теософское общество, которое не сосредоточено на активном поиске знаний, перестает быть обществом изучения, и становится обществом автоматических верующих.  Его формальные истины являются предметом политических переговоров и спокойно группируются в соответствии с ведомственными интересами. 

Когда вежливость заменяет исследования

В то время как политическая деятельность обычно основывается на корпоративных интересах и поверхностных мнениях, передовые исследователи ставят под вопрос старые идеи и нарушают привязанность к ментальной рутине.  С начала XX века политика и организованная вера имели слишком большую власть в теософском движении.  В различных обществах исследования, практика обучения и поиск логичности стали неудобными для доминирующего порядка. 
В XXI веке все больше и больше бюрократических обществ теософского движения регулируются политическими процессами, а не живым развитием передовых исследований и изучений.  В эзотерических кругах, которые достаточно велики, чтобы руководствоваться политикой, карма-йога альтруистического действия менее важна для лидеров, чем политически правильная улыбка и искусство выглядеть святым.  Хотя такая радужная атмосфера доминирует во многих эзотерических группах, истинное теософское движение следует примеру, данному его создателями.

Практический урок Е. П. Блаватской

Елена Петровна Блаватская учит своей жизнью. Она не тратила свои дни, упражняясь в связях с общественностью. Она бросала вызов организованному невежеству и боролась с причинами человеческих страданий. Хотя ее жизнь была непрерывной практикой аскетизма, она не принимала ни одной тщетной формы самодисциплины. Она следовала дисциплине самопожертвования ради человечества, и выполняла труд редакционного работника.
В 1883 году, в ходе теософских попыток создать в Индии ежедневную газету, которая будет называться “Феникс”, Альфред П. Синнетт ставил под сомнение эффективность служения НРВ. Она потом раскрыла Синнетту некоторые обстоятельства, при которых должна осуществляться теософская работа, если цель состоит в том, чтобы преодолевать ментальную рутину и передавать этику вселенской мудрости: “ Хотелось бы мне посмотреть, как Вы возьмете на себя руководство и редактирование «Phoenix» с двумя пенсами в кармане, в окружении толпы врагов и не имея друзей, готовых прийти Вам на помощь; представить Вас — редактором, управляющим, клерком и даже очень часто поденщиком, с единственным, кто помогал бы Вам в течение трех лет, несчастным и полу-сломленным Дамодаром, мальчиком, прямо со школьной скамьи, имеющим представление о ведении дел, не лучше чем я, и вечно — по семь месяцев в году — отсутствующим Олькоттом! Хорошенькая постановка дела, нечего сказать! Зачем мы творили чудеса, становясь на дыбы в одиночку и наперекор подобному антагонизму, газетам, Обществу и делу в целом? (.....) очень прошу, не забывайте, что в то время как посреди трудов праведных в качестве редактора «Pioneer» Вы имели обыкновение регулярно покидать свою работу в 4 часа дня, начав ее в 10 утра, — и отбывали или на теннисную площадку или покататься, Олькотт и я начинаем в 5 утра при свечах и заканчиваем где-то около двух ночи. У нас, в отличие от Вас, нет времени поиграть на травке в теннис, на клубы, театры и общение с людьми. Нам едва хватает времени, чтобы поесть и попить.[1]
Эти строки описывают жизнь учеников и тех, стремится к мудрости. Личный комфорт – не для них; и Дамодар К. Маваланкар, чья жизнь представляет самый блестящий успех в истории теософского движения всех времен, честно описан Е. П. Блаватской, как выглядящий внешне “полу-сломленным”.

Графиня Вахтмайстер помогает Блаватской

Любое редакционное задание превращается в испытательный процесс, когда оно касается области классических теософских идей. Борьба со словами разворачивается на различных уровнях сознания одновременно. Контраст между этими различными слоями реальности вызывает значительные трудности. Поэтому изучение, чтение и перевод теософского текста многомерного действия нужно повторять снова и снова с разных точек зрения. Каждый раз, когда возобновляется работа с текстом, видение или понимание его содержания может оказаться значительно обогатившимся, в результате чего появляются новые умозаключения и другие выводы. В своей книге о Елене Блаватской Сильвия Крэнстон воспроизводит воспоминания графини Вахтмайстер, которая помогала Е. П. Блаватской, когда та писала “Тайную Доктрину”. Графиня рассказывает: “однажды (...), когда я вошла в кабинет НРВ, я обнаружила, что весь пол усыпан листками испорченной рукописи. Я поинтересовалась причиной такого беспорядка, и она ответила:
«Не удивляйтесь, я двенадцать раз пыталась написать одну страницу правильно, и каждый раз Учитель говорил, что это неверно.  Я думаю, что сойду с ума, переписывая ее так много раз; но оставьте меня одну; я не остановлюсь, пока не одолею ее, даже если мне придется потратить на это всю ночь». Я принесла чашку кофе, чтобы взбодрить и поддержать ее, и затем оставила ее продолжать свое утомительное задание. Через час я услышала ее голос, звавший меня, и, войдя, я обнаружила, что отрывок, наконец, был завершен, но стоило это невероятного труда, а результаты часто были в то время небольшими и неопределенным.” [2]
Однако попросить продвинутого ученика еще раз написать десять или пятнадцать раз один и тот же отрывок могут сделать не только Гималайские Учителя.
Внутренний учитель или голос совести исследователя подлинной теософии, будь он продвинутый или не имеющий опыта часто требует постоянного пересмотра и исправлений того, что он пишет или ежедневно делает. 
Для хорошо информированных исследователей «жить – значит вносить корректировки», и самосовершенствование  является лучшим образом жизни.  Изучение классической теософии означает постоянное выявление и исправление ошибок.  Здесь не должно быть чувства «жертвы».  Как говорится в известной поговорке, «на ошибках учатся». 

Ссылки:
[1] «Письма Е. П. Блаватской А. П. Синнетту», TUP, Pasadena, CA, USA, 1973, 404 стр., см. Письмо XXVII, стр. 57.
[2] «Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения БЛАВАТСКОЙ Е.П.», Сильвия Крэнстон, G.P. Putnam’s Sons, Нью-Йорк, 1994, 648 стр., см. стр. 296.


Рецензии