С. Мамонтов - Савва великолепный

 Автор - Анатолий БЕЗНОЩЕНКО            

                Жить стоит только ради красоты. 
               
                Савва Мамонтов

 Савва Мамонтов - личность удивительная и уникальная. По своей творческой многогранности его можно сравнить разве, что с учеными Средневековья.
Современники называли Мамонтова Савва Великолепный по аналогии с Лоренцо Великолепным, известным флорентийским меценатом эпохи итальянского ренессанса Лоренцо Медичи.
 В молодые годы Савва Иванович профессионально занимался оперным пением, был неплохим скульптором (с этим увлечением не расставался всю жизнь), писал стихи, либретто к оперным постановкам, создал первую в России частную оперу (она гремела те несколько сезонов, когда в ней выступал Федор Шаляпин), оказывал поддержку художникам-передвижникам.
Он издавал либеральную газету и искусствоведческий журнал. Культуртрегерская деятельность Мамонтова настолько объемна, что она с ходу увлекает исследователей его жизни. Филантроп и меценат в литературе в нем всегда выходят на первый план.
 И остается в тени купец, промышленник, владелец нескольких заводов, железной дороги...
До сих пор существует устойчивое мнение, что Мамонтов, человек увлекающийся, слишком много финансов вкладывал в Частную оперу, в поддержание молодых художников, артистов, в другие сферы культуртрегерства, не рассчитал силы, и свой бизнес попросту "профукал". Попробуем в этом разобраться подробно.

Наша справка: Савва Иванович Мамонтов
Дата рождения 3 (15) октября 1841
Место рождения Ялуторовск, Тобольская губерния, Российская империя (ныне Тюменская область)
Дата смерти 6 апреля 1918 (76 лет)
Место смерти Абрамцево, Московская губерния, РСФСР (ныне Московская область)
Гражданство Российская империя
Род деятельности разнообразная
Награды и премии
Орден Святого Владимира IV степени

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Родился 3 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной, был четвёртым ребёнком. В 1849 году И. Ф. Мамонтов переехал в Москву. Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был нетипичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И. Ф. Мамонтова не было.
В 1852 году умерла мать Саввы Мамонтова, Мария Тихоновна. Семья Мамонтовых переехала в более простой, но и более просторный дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. В августе 1854 года Савва вместе с двоюродными братьями был зачислен в Институт Корпуса горных инженеров, учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания. Савва демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании он не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.
Из-за эпидемии скарлатины И. Ф. Мамонтов забрал сына в Москву, и Савва вернулся во Вторую гимназию, где учился ранее. Семья переехала в новый дом и приобрела имение Киреево (Химки). В 1856 году некоторые из получивших амнистию декабристов останавливались в доме Мамонтовых.
Начиная с 1858 года, Савва регулярно посещал театр и высказывал своё мнение о постановках в дневнике. Семья Саввы устраивала вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг, пение, музицирование.

В 1860 году Савва не выдержал экзамена по латыни и был зачислен на повторное обучение. И он, и его отец тяжело переживали это. Латынь за Савву сдал другой юноша, а сам Савва поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И. Ф. Мамонтов занялся строительством железных дорог. Летом 1863 года была запущена Московско-Троицкая железная дорога. Иван Фёдорович был избран членом правления этой дороги. Савва же всё больше увлекался театром, вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете.
Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского товарищества (он был его сооснователем) в Баку. Осенью 1863 года Савва Мамонтов стал руководить центральным Московским отделением товарищества.
В 1864 году Савва посетил Италию, где начал брать уроки пения. Там же он познакомился с дочерью московского купца Григория Григорьевича Сапожникова — Елизаветой, впоследствии ставшей его женой (свадьба состоялась в 1865 году в Киреево).

 Семья Сапожниковых занимала высокое положение в обществе, и согласие на брак было подтверждением прочности позиций Мамонтовых. Елизавете было около 17 лет, она не отличалась особой красотой, но любила читать, пела, много занималась музыкой. Молодая семья поселилась в доме на Садовой-Спасской улице, купленном отцом Саввы Мамонтова. Этот особняк неоднократно перестраивался.

И. Ф. Мамонтов был крупным акционером и директором общества Московско-Ярославской железной дороги, возглавляемого Ф. В. Чижовым (1811—1877). Ранее Чижов был профессором математики Санкт-Петербургского университета. Он был знаком со многими писателями и художниками и сыграл в жизни Саввы большую роль.

В 1869 году умер Иван Фёдорович Мамонтов. Чижов втягивал Савву в самостоятельную предпринимательскую деятельность, и в 1872 году по его рекомендации Савва занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Савва Мамонтов избирается гласным Городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, становится признанным членом московского купечества.
Савва и его жена Елизавета Григорьевна решили приобрести свой дом за городом (Киреево было унаследовано старшим братом). Узнав, что продаётся усадьба писателя С. Т. Аксакова, супруги осмотрели дом в Абрамцево (1870). Несмотря на его плохое состояние, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома Мамонтовы приобрели усадьбу (за 15 тысяч рублей, на имя жены). Мамонтовы неоднократно перестраивали дом и благоустраивали усадьбу.

Мамонтову всё ещё была тяжела предпринимательская деятельность, особенно после очередного посещения Италии. Однако после избрания директором железной дороги бросить дело он уже не мог — увлёкся.
В 1876 году государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством.

В начале 1890-х годов правление Московско-Ярославской железной дороги (ныне Северная железная дорога) приняло решение продлить дорогу до Архангельска, что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности.
Мамонтов был чужд государственных наград, однако министр финансов С. Ю. Витте добивался для него и престижных званий и даже ордена Владимира 4-й степени.

МЕЦЕНАТСТВО
 
Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал на сцене театра Солодовникова частную оперную труппу (1885; частные труппы были разрешены с 1882). В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.

Культурная деятельность Мамонтова была многим неприятна, даже родственникам, уж не говоря о директорах железной дороги, инженерах. Однако Мамонтов вкладывал в театр огромные деньги, его не останавливали неудачи.

ОХОТА  НА МАМОНТОВА

11 сентября 1899 года в Москве случилось событие, из ряда вон выходящее. Один из столпов московского делового мира, коммерции советник, потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, кавалер ордена святого Владимира Савва Мамонтов был арестован в собственном особняке и пешком, под конвоем отправлен в Таганскую тюрьму.
Савва Мамонтов – не просто купец. И даже не просто меценат. Он режиссер, драматург, певец, скульптор. Владелец Частной оперы, которая сделала Федора Шаляпина великим артистом. В домашнем театре Мамонтова играл молодой купец Константин Алексеев, взявший впоследствии псевдоним Станиславский.

ДРУГ  ХУДОЖНИКОВ

«Он не меценат, а друг художников», - говорил о Савве Ивановиче знаменитый живописец Виктор Васнецов.
 Абрамцево, усадьба Мамонтова, - настоящий центр русской художественной культуры. Здесь жили и работали Репин, Поленов, Левитан, Нестеров, Коровин, Антокольский,  Серов писал свою хрестоматийную «Девочку с персиками» тоже в Абрамцеве – с дочери Мамонтова.

Савва Иванович жил в мире искусств, но не забывал и о бизнесе. Как коммерсанта Мамонтова отличала тяга к масштабным и несколько рискованным проектам. В особенности это касалось железнодорожного строительства.
  Железные дороги играли исключительную роль в российской экономике того времени. Тогдашних железнодорожных магнатов можно сравнить разве что с теперешними нефтегазовыми олигархами. Неудивительно, что с конца ХIХ века государство стремилось прибрать этот бизнес к своим рукам.
Но начинал Савва Иванович еще во времена Александра II, когда правительство, наоборот, стремилось передать дороги в частные руки.

В 1870 – х годах он строит Донецкую дорогу. В то время Донбасс еще не был крупным промышленным центром. Многие сомневались в рентабельности мероприятия, называли Мамонтова авантюристом. Однако проект был успешно доведен до конца.
Затем Мамонтов загорелся идеей устройства концерна, чтобы объединить в одних руках весь цикл: от производства техники и рельсов до строительства собственно дороги. С этой целью он учредил паевое «Товарищество Невского механического завода».

На его последний проект Мамонтова подвигло путешествие по северному побережью России. Для освоения тамошних богатств он решил строить железную дорогу до Архангельска. Идея была встречена скептически. Но у нее нашелся могущественный покровитель – министр финансов Сергей Витте. Он видел в этой магистрали важное стратегическое значение и передал концессию на строительство дороги «Акционерному обществу Московско – Ярославской железной дороги», контроль над которым принадлежал Мамонтову.

ПРЕДСМЕРТНАЯ  ЗАПИСКА

Закипела работа. По словам современников, Мамонтов не искал легкой прибыли, не экономил на качестве. Для этого требовалась реконструкция Невского завода, переживавшего, мягко говоря, не лучшие времена. А Мамонтов мечтал, чтобы паровозы для русских железных дорог производились не за границей, а в России. То есть вел политику импортозамещения, которую, увы, в то время не смогли оценить.
Савва Иванович с компаньонами совершили опрометчивый поступок: перевели деньги из  Акционерного общества «Московско – Ярославской железной дороги» в «Товарищество Невского механического завода». На 6 миллионов рублей больше, чем можно было по закону. В принципе, оба предприятия контролировал Мамонтов. Но все же они были акционерными. Получалось, что Савва Иванович переводил в том числе деньги акционеров, поставив их интересы под угрозу. Ведь в кассе железной дороги образовался огромный дефицит.
В дело вмешался министр финансов, который, зная о не вполне законных операциях с деньгами, продолжал поддерживать Савву Ивановича. Или делал вид, что поддерживает. Витте передал Мамонтову концессию на строительство Северной железной дороги Санкт – Петербург – Вятка, которая должна была принести быструю прибыль и поправить дела. Тот же Витте присоветовал оказавшемуся ы тяжелой ситуации предпринимателю взять значительный кредит у банкира Ротштейна, своего доверенного лица.

Кредит был взят, но тут Витте неожиданно отобрал лицензию на постройку дороги до Вятки. Это означало крах Мамонтова. Говорили, что под Савву Ивановича копал министр юстиции Николай Муравьев. А Витте, который во всей этой истории сам был не без греха, сдал Мамонтова с потрохами.
Но вообще – то поступок Витте вполне соответствовал его экономическим воззрениям. В то время министр финансов уже твердо уверовал, что железные дороги должны принадлежать казне.

Он полагал, что нельзя допускать, чтобы в государстве «создавались как бы особые царства, железнодорожные, в которых царили маленькие железнодорожные короли». Да и вмешательство чиновников в хозяйственную деятельность считал не только возможным, но и необходимым.
Началось следствие по «мамонтовскому делу». Аудит выявил факт незаконной передачи 6 миллионов рублей. На железной дороге и на заводе было введено внешнее управление, которое возглавил чиновник с фамилией Хитрово.
Покрыть злосчастные 6 миллионов Мамонтов не смог. Его арестовали. При аресте в кабинете нашли записку из разряда тех, что принято называть предсмертными, и заряженный пистолет, воспользоваться которым Мамонтов не успел. Или не решился.

НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ

Хитрово полностью оправдал свою фамилию: акции Северной дороги и Нарвского завода вскоре за треть стоимости переданы в казну. Государству же отошла и Московско – Ярославская дорога, и ее Архангельская ветка, хотя, по идее, они должны были достаться кредитору Ротштейну. Одним «железнодорожным королем» стало меньше.
Поговаривали, что Витте имел в этом деле и личный интерес – немного поиграл на стоимости акций, которые скупал через родственников жены. Тем временем имущество Мамонтова шло с молотка. Сам он, сидя в тюрьме, сохранял удивительное спокойствие. Писал, переводил и даже вылепил по памяти бюст Витте, которого вообще – то должен был проклинать.
Московский деловой мир был на стороне Мамонтова, однако бросить открытый вызов властям не решился. Зато богема которую часто обвиняют в неблагодарности и эгоизме, не бросила бывшего покровителя. Исключением стали, пожалуй, лишь Коровин и Шаляпин, которые сразу же покинули Частную оперу и ни разу не навестили опального мецената в тюрьме.

Остальные мастера культуры хлопотали за Мамонтова, где могли. Валентин Серов лично уговорил Николая II выпустить Мамонтова под домашний арест. Василий Суриков и Василий Поленов наняли для него лучшего адвоката по уголовным делам – Федора Плевако. Деньга на «выкуп» Мамонтова собирали и железнодорожные рабочие.
Знаменитый адвокат Плевако построил защиту на бесспорном факте отсутствия корысти в действиях Мамонтова. И его компаньонов. И на безудержном восхвалении светлого образа подсудимого. Его обращения к присяжным сейчас, пожалуй, кажутся излишне высокопарными: "Пусть по «счастливому выражению псалмопеца, правда и милость встретятся в вашем решении, истина и любовь облобызаются!»

Видимо, в присяжные тогда набирали людей сентиментальных. Всех обвиняемых, в том числе которых были родственники Саввы Ивановича, оправдали.
Пресловутые 6 миллионов Мамонтов должен был возместить. Приговор был встречен овацией. Плевако получил очередную порцию славы. Мамонтов вышел из зала суда свободным, но разоренным до тла.
Железные дороги отошли к казне, особняк со всеми произведениями искусства был продан. Частная опера смогла просуществовать еще два года. И то по несколько комичной причине: все билеты наперед раскупили Общество народной трезвости и Артель театральных гардеробщиков.

Магнат превратился в частное лицо. Остаток жизни (Мамонтов умер в 1918 году) он  провел в Абрамцеве и в небольшом домике у Бутырской заставы, где имел маленький гончарный завод, на котором иногда сам работал у станка. Лишь посещения друзей напоминали о былой славе и могуществе.
«Дело Мамонтова» - это даже не борьба частного капитала с государством. Савва Иванович, в отличие от многих представителей московского купечества, никогда не интересовался политикой. Он просто попал под жернова государственной машины, которая, не задумываясь, перемолола этого чудаковатого купца, мечтавшего о славе русского искусства и об освоении бескрайних просторов Русского Севера.

Савва Иванович Мамонтов скончался 6 апреля 1918 года и был похоронен в Абрамцево. На фоне событий, потрясавших страну, его смерть оказалась почти незамеченной.

 Меценатство, благотворительность, спонсорство – в чем сходство, в чем отличие? Есть ли в современной России Мамонтовы? Или повторить его служение стране и искусству невозможно?

МЕЦЕНАТСТВО  - это...

Слово не совсем привычное для нас. Все его слышали хотя бы раз в жизни, но правильно объяснить суть этого термина под силу далеко не каждому. И это печально, поскольку Россия всегда славилась тем, что благотворительность и меценатство составляли неотъемлемую часть ее давних традиций.
Что такое меценатство? Если спросить любого встречного, что такое меценатство, мало кто сможет вот так, сходу, дать вразумительный ответ. Да, все слышали о состоятельных людях, оказывающих финансовую помощь музеям, детским домам, больницам, детским спортивным организациям, начинающим художникам, музыкантам и поэтам. Но вся ли оказанная помощь является меценатством?
 
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И СПОНСОРСТВО

Есть ведь еще благотворительность и спонсорство. Как отличить эти понятия друг от друга?  Меценатство – это материальная или иная другая безвозмездная поддержка физических лиц, оказываемая организациям, а также представителям культуры и искусства.
История возникновения термина Своим происхождением слово обязано реальному историческому лицу. Гай Цильний Меценат – вот чье имя стало нарицательным. Знатный римский вельможа, соратник императора Октавиана, прославился тем, что оказывал помощь талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью. Он спас от смерти автора бессмертной «Энеиды» Вергилия и многих других деятелей культуры, чьи жизни находились под угрозой по политическим мотивам.
Были в Риме и другие покровители искусства, кроме Гая Мецената. Почему же именно его имя стало нарицательным и превратилось в современный термин? Дело в том, что все остальные богатые благотворители отказались бы заступаться за опального поэта или художника из-за страха перед императором.

 Но Гай Меценат имел на Октавиана Августа очень сильное влияние, и не боялся идти против его воли и желания. Он спас Вергилия. Поэт поддерживал политических противников императора и из-за этого впал в немилость. И единственный, кто пришел ему на помощь, – Меценат.
 
Поэтому имя остальных благодетелей затерялось в веках, а он навсегда остался в памяти тех, кому бескорыстно помогал всю жизнь.
  Точную дату появления меценатства назвать невозможно. Неоспоримым является лишь тот факт, что потребность в оказании помощи представителям искусства со стороны наделенных властью и богатством людей была всегда.
Причины оказания такой помощи были различными. Кто-то действительно любил искусство и искренне пытался помочь поэтам, художникам и музыкантам. Для других богачей это было или данью моде, или желанием показать себя щедрым дарителем и покровителем в глазах остального общества.
Власть же старалась оказывать покровительство представителям искусства с целью держать их в подчинении. Таким образом, появилось меценатство в период после возникновения государства.

 И в эпоху античности, и в Средние века поэты и художники находились в зависимом положении от представителей власти. Это было практически домашнее рабство. Сохранялось такое положение вплоть до распада феодального строя.
 В период абсолютной монархии меценатство приобретает форму пенсий, наград, почетных званий, придворных должностей.

 Благотворительность и меценатство – есть ли разница? Существует некоторая путаница с терминологией и понятиями меценатства, благотворительности и спонсорства. Все они предполагают оказание помощи, но разница между ними все-таки довольно существенная, и проводить знак равенства будет ошибкой.
Стоит подробнее рассмотреть вопрос терминологии. Из всех трех понятий наиболее отличаются друг от друга спонсорство и меценатство.
Первый термин означает оказание помощи на определенных условиях, или вложение средств в какое-либо дело. Например, оказание поддержки художнику может осуществляться при условии создания портрета спонсора или упоминания его имени в СМИ.

Проще говоря, спонсорство предполагает получение какой-либо выгоды.
 Меценатство – это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству и культуре. Меценат не ставит во главу угла получение для себя дополнительной выгоды.
На очереди следующая тема – благотворительность. Она очень близка понятию меценатства, а разница между ними едва заметна. Это оказание помощи нуждающимся, и главным мотивом здесь выступает сострадание.
 Понятие благотворительности очень широко, и меценатство выступает в качестве ее специфического вида.
 
Почему люди занимаются меценатством? Русские благотворители и меценаты всегда отличались от западных своим подходом к вопросу оказания помощи представителям искусства.
Если говорить о России, то здесь меценатство – это материальная поддержка, которая оказывается из чувства сострадания, желания помочь без извлечения какой-либо выгоды для себя. На Западе же присутствовал момент извлечения пользы от благотворительности в виде снижения налогов или освобождения от них.
Поэтому говорить здесь о полном бескорыстии невозможно. Почему же с XVIII века российские меценаты все активнее начинают покровительствовать искусству и науке, строить библиотеки, музеи и театры?
 
Главной движущей силой здесь выступали следующие причины – высокая нравственность, мораль и религиозность меценатов. Общественное мнение активно поддерживало идеи сострадания и милосердия. Правильные традиции и религиозное воспитание привели к такому яркому явлению в истории России, как расцвет меценатства в конце XIX – начале XX веков.


Рецензии