Домик Петра I, часть I

   Подъезжая к станции метро Горьковская, я почувствовал не преодолимое желание подняться наверх. Прошло много лет как не стало бабушки Екатерины Федоровны. Она жила на улице Куйбышева дом 5 квартира 8. Обычная коммунальная квартира, семь семей. Жили дружно. А это важно!
Утром около 15 человек встает на работу, учебу, очередь. Вечером на кухне, правда, их было две. Примуса как доменные печи работали одновременно, на них готовили еду. Но мне особенно запомнилась ванна! В ней стоял титан, и я топил его дровами, грел воду. Мне эта работа очень нравилась. Потом наша семья поочередно мылась. Взрослые стирались. Баня как то несовременно? Мне казалось. Бабушка всегда готовила для гостей, она так нас называла, что то вкусное! А потом мы шли с братом гулять во двор. Спускаемся на старинном лифте, выходим на улицу. Поворачиваем налево под арку. Перед нами внутренний большой двор. Можно побегать. Но мы бежали на Неву, она рядом. Бежишь мимо красивой кованой ограды, внутри стоит одноэтажный из красного кирпича дом.  Мы знали, это дом музей Петра – 1. А то, что он здесь стоит около 300лет мы не задумывались. Перебежав через дорогу, мы спускались к воде. Садились на теплые каменные ступеньки и смотрели на волны, от проходящих по Неве барж. Волны бились о гранитную стену, злились, что их не пускают на песчаный берег, с шумом, обдавая нас брызгами, сползали в воду. Это прекрасно!  Позже, изучив наизусть стихотворение А. С. Пушкина  «Медный всадник» мы шли к памятнику Петру – 1. Восхищались творением  Фальконе. Когда подходишь к нему близко, со стороны Невы, мне казалось еще секунда  - и вздыбленный конь, сорвавшись со скалы, устремиться вперед, растопчет нас. Не зря ребята  говорили: «страшно»! Попробуй сам сходи. Когда мне исполнилось 14 лет, я готовился к сдаче экзаменов за 7 класс. Пошёл в дом музей Петра – 1. Посмотрел на царскую одежду, столы, стулья. Никакой роскоши, как в зимнем дворце я не увидел? И больше туда не ходил. И только сейчас, проходя мимо красивой кованой ограды, я зашел в нее, в кассе купил билет, зашел в кирпичное строение, осмотрев дом, мне показалось, Петр Алексеевич, только что вышел на улицу и пошел к Неве. Я понял  значение этого дома! Прошло более300 лет. За это время здесь побывало множество людей. Живая цепь человеческих жизней. Получается единый круг бессмертия. Наполняя человеческую память историческими событиями – происходит духовный рост человека. Вернулся домой, сходил в библиотеку, набрал литературы. Читаю и думаю, мысленно отбросив кирпичный футляр над Домиком. Ведь этот невзрачный Домик, это точка опоры, которая перевернула уклад жизни в России.  Представил, с чего началось и своими мыслями хочется поделиться с вами мои читатели. Царь Петр Алексеевич, взяв в 1702 году 11 октября крепость Орешек, назвал его Шлюссельбургом.  В апреле 1703 года подступил с войском к Ниеншанцу. 30 апреля начали стрелять по крепости из 20 пушек. Всю ночь пальба продолжалась. 1 мая в 5 утра, неприятель выслал переговорщиков и крепость сдалась. На другой день вечером наши караульщики донесли, что на взморье появились шведские корабли. 6 мая вечером царь собрал совет офицеров.  После совета, Александр Дмитриевич Меншиков, который был поручиком, с солдатами Преображенского и Семеновского полков на тридцати лодках поплыли к устью Невы и скрылись за островом. 7 мая перед рассветом напали на шведские суда и взяли из них два. После этой победы собрался военный совет и решил, чтобы вместо Ниеншанца, который стоял далеко от моря и на неудобном месте, надо искать новое место для заложения крепости. Царь изволил осмотреть все невские острова и выбрать из них один. Остановившись на острове, который в народе назывался веселым. На берегу, образовав из офицеров полукруг, Петр Алексеевич в колете из толстой лосиной кожи, сшитый наподобие иностранного купеческого камзола, только без пуговиц и карманов. Одежда простого моряка. Черты его смуглого лица отлиты грозным величием. Он осмотрев офицеров сказал – здесь будет заложена крепость. 16 мая (27 мая по новому стилю), в троицын день, заложена была царем крепость и названа Санкт – Петербург. А поблизости из рыбачьей избушки царь изволил устроить себе дворец. На крыше дома была установлена деревянная мортира и «пылающие» ядра, в знак того, что дом принадлежит «капитану бомбардирской роты», так числился Петр – 1 в армейских списках. Посмотрев на стены дома, я и сейчас увидел следы раскраски под кирпич.  На наличниках окон «травный» орнамент. Стены в доме обиты морской парусиной. В домике нет печей, Петр – 1 жил здесь летом с 1703 по 1708 год.  Он был живым примером, по которому все видели, что Царь не знает покоя. Мне хочется эту мысль окончить его словами: «Я и Царь, говорил он Неплюеву, давая ему целовать руку, да у меня на руках мозоли, а все от того: показать вам пример и хотя под старость видеть достойных помощников и слуг отечеству».   
 Да! Еще в петровское время, понимали значение этого дома, принимали меры по сохранению его для потомков.  В 1723 году над Домиком по проекту Д. Трезини возвели защитную галерею на столбах. В 1822 проемы застеклили. Существующий сегодня кирпичный футляр был сооружен по проекту Р. И. Кузьмина в 1844году. В 1870 годах участок вокруг  Домика оградили ажурными чугунными решетками и разбили небольшой сад, в котором со стороны Невы установили бронзовый бюст Петра – 1.(Н. Ф. Жилле – П. П. Забелло, с оригинала Б. К, Растрелли). В 1899 году к каменному футляру пристроили два тамбура по проекту Н. М. Салько. Северный тамбур для гостей, южный – для хранения лодки - верейки Петра-1. За прожитую мною жизнь, прочитав множество исторических документов, я понял. Из за грозившей опасности со стороны шведов, строительство шло « с крайним поспешанием». Как тогда писали. Были мобилизованы тысячи солдат, крестьян. Работать им приходилось в тяжелейших условиях. Жили в землянках, питались – даже не знаешь, как и написать. Крепость строили на болоте. Не хватало инструментов. Землю в мешки нагребали руками. Несли ее на стройку, засыпали болото. Люди часто недоедали, сырость и холод, изнурительный непосильный труд преждевременно уносили жизни тысяч людей. Но когда я сейчас смотрел на это место мне чего - то не хватало? Издавна сложилась традиция устанавливать монументальные кресты вне храма, на земле. Они изготавливаются из камня, имели высоту до нескольких  метров. Ставились на месте  внезапной гибели людей. Поминальный крест – вот чего, я думаю, нам не хватает здесь. Или на берегу Невы? Чтобы все проходящие рядом с ним,  могли помолиться о упокоении строителей города Санкт – Петербург.
   


Рецензии
Когда я был маленьким, мы часто там гуляли. Жили на Мичуринской, Куйбышева рядом. Помню лодку Петра. А последний раз, когда был в Питере, ворота в ограде вокруг домика были закрыты, я даже не знаю функционирует ли сейчас этот дом-музей. И говорят, что лодка уже в другом месте.
Спасибо, понравилось, напомнило многое свое.

Владимир Кожин 3   15.05.2019 17:52     Заявить о нарушении